Главная
АИ #8 (190)
Статьи журнала АИ #8 (190)
Психологические факторы формирования отношения к здоровью и здоровому образу жиз...

Психологические факторы формирования отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Рубрика

Психология

Ключевые слова

психология здоровья
отношение к здоровью
здоровый образ жизни
мотивация
профилактика заболеваний
психологические барьеры
ценностные ориентации
поведенческие изменения

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются ключевые психологические аспекты, влияющие на формирование отношения к здоровью и принятию здорового образа жизни среди различных возрастных и социальных групп. Анализируется роль мотивационных факторов, убеждений, ценностных ориентаций, а также влияние социального окружения и культурных норм на принятие и поддержание здоровых привычек. Особое внимание уделяется психологическим барьерам, препятствующим внедрению полезных для здоровья практик, и стратегиям их преодоления. Результаты исследований, представленные в статье, могут быть использованы специалистами в области здравоохранения, психологии и социальной работы для разработки эффективных программ по продвижению здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования растущей необходимостью понимания глубинных психологических механизмов, влияющих на здоровье и поведение людей. В современном мире, где проблемы, связанные со здоровьем, такие как хронические заболевания, ожирение и стресс, становятся все более распространенными, важность изучения факторов, способствующих или препятствующих принятию здорового образа жизни, не может быть недооценена. Понимание психологических аспектов позволяет разрабатывать более эффективные стратегии и программы по улучшению здоровья населения, а также способствует индивидуальной адаптации и устойчивому внедрению полезных привычек. Таким образом, данное исследование вносит значительный вклад в область психологии здоровья и представляет интерес для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами здравоохранения, психологии и социальной работы.

Цель исследования

Цель исследования заключается в анализе влияния психологических аспектов на формирование отношения к здоровью и адаптацию здорового образа жизни среди различных групп населения.

Исследование стремится выявить ключевые мотивационные, когнитивные и социальные факторы, которые способствуют или, наоборот, препятствуют принятию и поддержанию здоровых привычек. Особое внимание уделяется пониманию того, как личностные особенности, убеждения, ценности и социальное окружение влияют на выбор образа жизни, а также разработке стратегий для преодоления психологических барьеров в пути к улучшению здоровья. Целью также является предложение рекомендаций для специалистов в области здравоохранения, психологии и социальной работы, направленных на формирование эффективных программ по продвижению здорового образа жизни и профилактике заболеваний на индивидуальном и общественном уровнях.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных психологическим факторам формирования отношения к здоровью и здоровому образу жизни, занимались такие ученые, как В.С. Васильева, Ж.М. Глозман, У.А. Зинова, А.Г. Трофимчук, С.К. Бондырева и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

В современном мире вопросы сохранения и укрепления здоровья становятся все более актуальными. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является ключевым фактором профилактики многих заболеваний. Однако несмотря на обширные знания о пользе ЗОЖ, многие люди сталкиваются с трудностями при его внедрении и поддержании. Осмысление психологических факторов, влияющих на отношение к здоровью и выбор здоровых привычек, может способствовать разработке более эффективных методик поддержки здорового образа жизни.

Отношение к здоровью и ЗОЖ складывается под влиянием множества факторов, среди которых значительную роль играют психологические аспекты. Мотивация к здоровому образу жизни может быть внутренней или внешней. Внутренняя мотивация связана с личностными ценностями и стремлением к самосовершенствованию, в то время как внешняя мотивация может быть обусловлена социальным давлением или стремлением соответствовать определенным стандартам. Индивидуальные убеждения о здоровье, включая представления о причинах заболеваний, восприятие рисков и эффективности различных здоровых привычек, существенно влияют на поведенческие решения. Уверенность в своих способностях поддерживать ЗОЖ является важным фактором. Высокий уровень самоэффективности способствует настойчивости и устойчивости в принятии здоровых привычек. Стресс, депрессия и другие негативные эмоциональные состояния могут снижать мотивацию к ведению ЗОЖ и приводить к поиску нездоровых способов снижения напряжения. Семья, друзья и коллеги могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на отношение к ЗОЖ. Социальная поддержка усиливает мотивацию и способствует соблюдению здоровых привычек. Систематизируя эти знания, можно прийти к выводу, что принятие ЗОЖ является комплексным процессом, который зависит от общепринятых факторов. Далее рассмотрим ключевые психологические факторы, влияющие на решение человека [1, c. 147].

К когнитивным факторам относится осведомленность о здоровье. Знание о важности физической активности, сбалансированного питания и отказа от вредных привычек является основополагающим. Осведомленность о последствиях нездорового образа жизни также учитывает мотивацию к изменениям. Положительные убеждения о пользе ЗОЖ и отношение к здоровью как к ценностям влияют на готовность человека принять и поддерживать здоровые привычки. Установка реалистичных целей в области ЗОЖ способствует формированию планов действий и повышению эффективности их достижений.

Следующим фактором выделим мотивационный. Внутренняя мотивация. Желание улучшить свое здоровье и самочувствие, а не только соблюдение соблюдения требований или ожиданий, увеличивает возможности расширения приверженности ЗОЖ. Вера в свои способности контролировать и изменять свое поведение в сфере здравоохранения является мощным мотиватором для поддержания ЗОЖ [2, c. 82].

Эмоциональными факторами являются положительные эмоции. Ощущение радости, удовольствия и достижений от занятий физической активностью и здоровое питание для формирования и сохранения здоровых привычек. Умение эффективно справляется со стрессом без прибегания к вредным привычкам (например, курению, чрезмерному употреблению алкоголя) согласно ЗОЖ.

Существуют также социальные факторы. Поддержка со стороны семьи, друзей и коллег может помочь в оплате труда и поддержании здорового образа жизни. Обмен опытом и совместные занятия спортом укрепляют мотивацию.

Для успешного формирования и поддержания ЗОЖ необходимо преодолеть ряд психологических барьеров:

  1. Разработка индивидуализированных стратегий. Учет индивидуальных особенностей, убеждений и ценностей может повысить эффективность программ по ЗОЖ [3, c. 997].
  2. Повышение осведомленности. Образовательные программы должны не только предоставлять информацию о пользе ЗОЖ, но и развивать навыки критического мышления для преодоления мифов и заблуждений.
  3. Укрепление самоэффективности. Тренировки, направленные на развитие уверенности в своих силах, помогают преодолеть страх перед неудачами и способствуют устойчивости в достижении целей ЗОЖ.
  4. Поддержка со стороны социума. Создание благоприятной социальной среды, включая поддержку со стороны близких, рабочих коллективов и общественных организаций, играет ключевую роль в продвижении здорового образа жизни.

Для специалистов в области здравоохранения, психологии и социальной работы важно разработать комплексный подход к продвижению здорового образа жизни и лечению заболеваний. Это требует учета всех психологических, социальных и культурных факторов, влияющих на поведение человека. Во-первых, необходимо акцентировать внимание на образовательных программах, направленных на повышение осведомленности населения о важности здорового образа жизни и о том, какие практики наиболее эффективны для поддержания здоровья. Эти программы должны быть адаптированы к различным возрастным, культурным и индивидуальным группам, чтобы максимально учитывать их особенности и предпочтения [4, c. 275]. Вторым шагом станет развитие навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта, поскольку они играют ключевую роль в себе и поддержании здоровых привычек. Специалисты могут использовать методы когнитивно-поведенческой терапии, медитации и осознанности для обучения клиентов эффективным способам управления стрессом, преодоления психологических барьеров и развития позитивного отношения к изменениям в образе жизни. Третьим аспектом является создание благоприятной социальной среды. Специалистам следует работать не только с отдельными людьми, но и с их семьями, в том числе коллективами и общинами, чтобы создать среду, которая поддерживает здоровый образ жизни. Это может включать организацию групповых занятий, поддержание территории для физической деятельности и сотрудничество с привлечением организаций для проведения учебных мероприятий. Кроме того, важно признать значение индивидуального отношения и личной мотивации. Специалисты должны учитывать особые обстоятельства, цели и предпочтения каждого клиента, чтобы разработать персонализированные стратегии, которые будут мотивировать к долгосрочным изменениям в образе жизни [5, c. 530].

Выводы

Психологические факторы играют центральную роль в отношении здоровья и здорового образа жизни. Понимание мотивационных, когнитивных, эмоциональных и социальных аспектов позволяет разработать более целенаправленные и эффективные стратегии для развития здоровых привычек. Специалисты в области здравоохранения, психологии и социальной работы важно применять комплексный подход, учитывающий эти факторы, для создания поддерживающей среды и программ, содействуя обеспечению общественного здравоохранения и поддержания здоровья.

Список литературы

  1. Березина Т.Н. Здоровый образ жизни как фактор индивидуальной продолжительности жизни // Психология обучения. – 2017. – № 6. – С. 143-155.
  2. Бусленко П.Е., Малышев Р.А. Психологические особенности здорового образа жизни // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. – С. 78-89.
  3. Карпин А.Д., Александрова Л.М., Старинский В.В. Медикосоциальные аспекты формирования в России концепции здорового образа жизни // Русский медицинский журнал. – 2017. – № 14. – С. 995-999.
  4. Нефедова, А. С. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема / А.С. Нефедова, Н.А. Сахарова // Молодой ученый. – 2014. – № 13 (72). – С. 274-276
  5. Сорокина В.М., Сорокин Д.Ю. Ценностное отношение учащихся к здоровому образу жизни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-3. – С. 528-531.

Поделиться

3270

Платова И. Д. Психологические факторы формирования отношения к здоровью и здоровому образу жизни // Актуальные исследования. 2024. №8 (190). Ч.II.С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/8542-psikhologicheskie-faktori-formirovaniya-otnos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря