Главная
АИ #8 (190)
Статьи журнала АИ #8 (190)
Современные тенденции развития сферы услуг в России и за рубежом

Современные тенденции развития сферы услуг в России и за рубежом

Автор(-ы):

Залевская Екатерина Владимировна

22 февраля 2024

Научный руководитель

Комарова Елена Ивановна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

услуги
рынок услуг
сервисный сектор
деловой климат

Аннотация статьи

В статье представлена оценка современного состояния и тенденций развития сферы услуг в России и за рубежом.

Текст статьи

Сфера услуг в современном мире занимает с каждым годом более устойчивые позиции в экономике как определенной сраны, так и мира в целом. Развитая сфера услуг в государстве говорит о положительной динамике в экономическом секторе. Для стран, имеющих высокий экономический потенциал, подъем экономического развития говорит о расширении сферы услуг.

В соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК) выделяют следующие виды услуг: торговля, транспорт, строительство, туризм, общественное питание, информация и связь, здравоохранение и социальные услуги, финансовые и страховые услуги, научно-образовательные услуги [1].

В Российской Федерации классификация видов деятельности осуществляется в соответствии с ОКВЭД [2] и ОКУН [3]. К сфере услуг относятся: бытовые услуги, транспортные услуги, услуги почтовой связи и курьерские услуги, коммунальные услуги, услуги учреждений культуры, услуги специализированных коллективных средств размещения, услуги в сфере физической культуры и спорта, медицинские услуги, парикмахерские и косметические услуги, электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий, услуги системы образования, прочие услуги. Как видим в нашей стране более расширенная классификация сферы услуг.

Роль услуг в экономике в последние годы заметно возросла. Этот рост связан с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса. Важной причиной является научно-технический прогресс, ведущий к появлению новых видов деятельности, в том числе и в сфере услуг. Интернет и цифровые технологии – основополагающие факторы революции, меняющие все: от времени, которое потребители проводят в торговых центрах, от того, как они узнают о продуктах, до того, как доставка с использованием краудсорсинга будет стимулировать новое поведение. Покупатели обеспечены современными технологиями, поэтому произошли изменения в потребительском поведении.

 В последние десятилетия, по данным статистических наблюдений, наблюдается тенденция к росту доли сферы услуг в ВВП стран мира. В некоторых странах эта доля находится на уровне 70% и выше (США, Швейцария, Великобритания, Франция и др.), соответственно, вклад промышленности, сельского хозяйства и других отраслей в ВВП снижается.

Страны с высокой долей сферы услуг в ВВП (≥60%) одновременно занимают высокие позиции в рейтинге качества жизни населения (с 1 по 30 позицию). Так Швейцария имеет почти 72% долю сферы услуг в ВВП занимает 1 место по уровню жизни в мире, а США имеет 77% сферы услуг в ВВП и на 17 месте по уровню жизни. Страны со средней долей услуг в ВВП (≥50%) имеют и средние позиции по уровню жизни (с 30 по 60 позицию). Доля сферы услуг в России на среднем уровне (52,9%), а уровень жизни ниже среднего (70 место). Страны с низкой долей услуг в ВВП (≤ 50%) занимают низкие позиции по уровню жизни [4].

В динамике и в структуре услуг четко прослеживается сдвиг в сторону более сложных, наукоемких видов и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальную стабильность и гуманизацию экономической жизни. Именно сфера услуг в экономически развитых странах составляет основную часть экономики по числу занятых (больше 60%).

Проблемы, возникшие в период пандемии для сферы услуг России, и всех других стран, стали неожиданными и непонятными по механизмам их устранения. Последующее функционирование сферы услуг потребовало гибких изменений. Так, согласно данным Всемирной торговой организации, больше всех пострадал сектор услуг, связанных с путешествиями и сектор коммерческих услуг, товаров, связанных с услугами. А вот сфера транспортных услуг имела положительную динамику. На это повлияло усложнение международной логистики и привлечение большего объема услуг в данной сфере [5].

В России по итогам 2023 года рынок услуг вырос. В секторе услуг работает каждый шестой россиянин трудоспособного возраста (13,9 млн человек). Частных исполнителей и компаний насчитывается около 5,6 млн. За год с апреля по март они получили 4,1 млрд заказов на сумму в 15,9 трлн. рублей. Это 10% от ВВП России (153,4 трлн. рублей в 2022 году). Большая часть заказов и выручки приходится на частных исполнителей и микробизнес. В сфере услуг по объёмам выручки лидирует сфера строительства (3,74 трлн. Рублей). Больше всего мастеров и компаний в области красоты и здоровья - их 735 тысяч (13% рынка). Наибольшее число заказов (1,144 млрд) получили предоставляющие транспортные услуги – это 28% от суммарного количества заказов в сфере услуг за год.

Для России, как и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли сервисного сектора в ВВП (табл.). В 2023 г. населению было оказано платных услуг на 14770,7 млрд рублей, или 104,4% к 2022 г. [6].

Таблица

Динамика объема платных услуг населению в России в 2021–2023 гг.

Период

Значение, млрд руб.

В % к предыдущему периоду

Темп роста, в %

2021 год

11321,2

116,7

-

2022 год

12919,5

105,0

114,1

2023 год

14770,7

104,4

114,3

Оценка по видам услуг показала, что наибольшая доля приходится на бытовые услуги (11,2%), транспортные (19,8%), коммунальные (19,4%), телекоммуникационные (10,7%), медицинские (9,2%) (рис.).

Рис. Структура платных услуг населению в России в 2023 году, в %

Деловой климат в сфере услуг по совокупному вкладу результатов 2023 г. стал самым благоприятным не только по сравнению с ближайшими 2020–2022 гг., но и более отдаленным периодом, охватившим 2014–2019 гг. Среднее значение Индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) по итогам 2023 года составило (-2%), что на 4 п.п. выше 2022 г. Следует отметить, что впервые за всю историю наблюдения за предпринимательскими настроениями в сфере услуг (с 2012 г.), отдельные виды деятельности показали лучший результат с точки зрения изменения уровня деловой активности относительно долгосрочного тренда. Прежде всего к таким организациям следует отнести гостиничный бизнес, отдых, туризм.

Следует отметить, что от качества услуг (образование, здравоохранение, государственные, финансовые услуги и пр.) зависит уровень жизни населения, являющийся одним из ключевых индикаторов успешности социально-экономического развития страны.

Список литературы

  1. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности. Четвертый пересмотренный вариант // Статистические документы // Серия M № 4/Rev.4. – 2009. – 353 с.
  2. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320 (дата обращения: 19.02.2024).
  3. ОК 002-93. «Общероссийский классификатор услуг населению» (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39420 (дата обращения: 19.02.2024).
  4. Белый К. Доля сферы услуг в ВВП. URL: https://fingeniy.com/dolya-sfery-uslug-v-vvp-o-chem-ona-govorit/ (дата обращения: 16.02.2024).
  5. Остапкович Г.В., Лола И.С. Деловой климат в сфере услуг: итоги 2023 г. – М.: НИУ ВШЭ, 2024 – 11 с.
  6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).

Поделиться

1515

Залевская Е. В. Современные тенденции развития сферы услуг в России и за рубежом // Актуальные исследования. 2024. №8 (190). Ч.II.С. 28-30. URL: https://apni.ru/article/8543-sovremennie-tendentsii-razvitiya-sferi-uslug

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля