Сфера услуг в современном мире занимает с каждым годом более устойчивые позиции в экономике как определенной сраны, так и мира в целом. Развитая сфера услуг в государстве говорит о положительной динамике в экономическом секторе. Для стран, имеющих высокий экономический потенциал, подъем экономического развития говорит о расширении сферы услуг.
В соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК) выделяют следующие виды услуг: торговля, транспорт, строительство, туризм, общественное питание, информация и связь, здравоохранение и социальные услуги, финансовые и страховые услуги, научно-образовательные услуги [1].
В Российской Федерации классификация видов деятельности осуществляется в соответствии с ОКВЭД [2] и ОКУН [3]. К сфере услуг относятся: бытовые услуги, транспортные услуги, услуги почтовой связи и курьерские услуги, коммунальные услуги, услуги учреждений культуры, услуги специализированных коллективных средств размещения, услуги в сфере физической культуры и спорта, медицинские услуги, парикмахерские и косметические услуги, электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий, услуги системы образования, прочие услуги. Как видим в нашей стране более расширенная классификация сферы услуг.
Роль услуг в экономике в последние годы заметно возросла. Этот рост связан с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса. Важной причиной является научно-технический прогресс, ведущий к появлению новых видов деятельности, в том числе и в сфере услуг. Интернет и цифровые технологии – основополагающие факторы революции, меняющие все: от времени, которое потребители проводят в торговых центрах, от того, как они узнают о продуктах, до того, как доставка с использованием краудсорсинга будет стимулировать новое поведение. Покупатели обеспечены современными технологиями, поэтому произошли изменения в потребительском поведении.
В последние десятилетия, по данным статистических наблюдений, наблюдается тенденция к росту доли сферы услуг в ВВП стран мира. В некоторых странах эта доля находится на уровне 70% и выше (США, Швейцария, Великобритания, Франция и др.), соответственно, вклад промышленности, сельского хозяйства и других отраслей в ВВП снижается.
Страны с высокой долей сферы услуг в ВВП (≥60%) одновременно занимают высокие позиции в рейтинге качества жизни населения (с 1 по 30 позицию). Так Швейцария имеет почти 72% долю сферы услуг в ВВП занимает 1 место по уровню жизни в мире, а США имеет 77% сферы услуг в ВВП и на 17 месте по уровню жизни. Страны со средней долей услуг в ВВП (≥50%) имеют и средние позиции по уровню жизни (с 30 по 60 позицию). Доля сферы услуг в России на среднем уровне (52,9%), а уровень жизни ниже среднего (70 место). Страны с низкой долей услуг в ВВП (≤ 50%) занимают низкие позиции по уровню жизни [4].
В динамике и в структуре услуг четко прослеживается сдвиг в сторону более сложных, наукоемких видов и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальную стабильность и гуманизацию экономической жизни. Именно сфера услуг в экономически развитых странах составляет основную часть экономики по числу занятых (больше 60%).
Проблемы, возникшие в период пандемии для сферы услуг России, и всех других стран, стали неожиданными и непонятными по механизмам их устранения. Последующее функционирование сферы услуг потребовало гибких изменений. Так, согласно данным Всемирной торговой организации, больше всех пострадал сектор услуг, связанных с путешествиями и сектор коммерческих услуг, товаров, связанных с услугами. А вот сфера транспортных услуг имела положительную динамику. На это повлияло усложнение международной логистики и привлечение большего объема услуг в данной сфере [5].
В России по итогам 2023 года рынок услуг вырос. В секторе услуг работает каждый шестой россиянин трудоспособного возраста (13,9 млн человек). Частных исполнителей и компаний насчитывается около 5,6 млн. За год с апреля по март они получили 4,1 млрд заказов на сумму в 15,9 трлн. рублей. Это 10% от ВВП России (153,4 трлн. рублей в 2022 году). Большая часть заказов и выручки приходится на частных исполнителей и микробизнес. В сфере услуг по объёмам выручки лидирует сфера строительства (3,74 трлн. Рублей). Больше всего мастеров и компаний в области красоты и здоровья - их 735 тысяч (13% рынка). Наибольшее число заказов (1,144 млрд) получили предоставляющие транспортные услуги – это 28% от суммарного количества заказов в сфере услуг за год.
Для России, как и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли сервисного сектора в ВВП (табл.). В 2023 г. населению было оказано платных услуг на 14770,7 млрд рублей, или 104,4% к 2022 г. [6].
Таблица
Динамика объема платных услуг населению в России в 2021–2023 гг.
Период |
Значение, млрд руб. |
В % к предыдущему периоду |
Темп роста, в % |
---|---|---|---|
2021 год |
11321,2 |
116,7 |
- |
2022 год |
12919,5 |
105,0 |
114,1 |
2023 год |
14770,7 |
104,4 |
114,3 |
Оценка по видам услуг показала, что наибольшая доля приходится на бытовые услуги (11,2%), транспортные (19,8%), коммунальные (19,4%), телекоммуникационные (10,7%), медицинские (9,2%) (рис.).
Рис. Структура платных услуг населению в России в 2023 году, в %
Деловой климат в сфере услуг по совокупному вкладу результатов 2023 г. стал самым благоприятным не только по сравнению с ближайшими 2020–2022 гг., но и более отдаленным периодом, охватившим 2014–2019 гг. Среднее значение Индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) по итогам 2023 года составило (-2%), что на 4 п.п. выше 2022 г. Следует отметить, что впервые за всю историю наблюдения за предпринимательскими настроениями в сфере услуг (с 2012 г.), отдельные виды деятельности показали лучший результат с точки зрения изменения уровня деловой активности относительно долгосрочного тренда. Прежде всего к таким организациям следует отнести гостиничный бизнес, отдых, туризм.
Следует отметить, что от качества услуг (образование, здравоохранение, государственные, финансовые услуги и пр.) зависит уровень жизни населения, являющийся одним из ключевых индикаторов успешности социально-экономического развития страны.