Главная
АИ #8 (190)
Статьи журнала АИ #8 (190)
Стратегическое планирование регионального развития транспортной системы

Стратегическое планирование регионального развития транспортной системы

Научный руководитель

Рачек Светлана Витальевна

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

транспортная система
транспорт
общественный транспорт
стратегическое планирование
транспортная инфраструктура

Аннотация статьи

Транспортная инфраструктура является основой для экономического развития, социальной интеграции и улучшения качества жизни граждан. Правильно спланированная и организованная транспортная система способствует повышению конкурентоспособности региона, обеспечивает более эффективное использование ресурсов и содействует устойчивому развитию. В данной статье мы рассмотрим важность стратегического планирования для региональной транспортной системы, определим основные принципы этого процесса и выявим основные факторы, влияющие на успешную имплементацию стратегий развития.

Текст статьи

Региональное развитие транспортной системы имеет огромное значение для обеспечения экономического и социального прогресса, поэтому его стратегическое планирование требует специфических подходов.

Достижение целей регионального развития транспортной системы требует учета множества факторов, начиная от экономических особенностей региона до экологических последствий использования различных видов транспорта. Поэтому стратегическое планирование должно быть комплексным и многоуровневым процессом.

Одним из ключевых элементов стратегического планирования является определение приоритетных направлений развития транспортной системы. Это может быть усовершенствование существующих видов транспорта или введение новых, повышение эффективности действующих логистических схем или создание новых маршрутов. Важно также выявить потенциальные возможности для сотрудничества с другими регионами или странами в области перевозок и логистики. Так же не менее значимой задачей является выработка мер по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду со стороны транспорта. Это может быть, как переход на более чистые виды двигателей или энергоэффективные модели автомобилей, так и создание экологичных зон для общественного транспорта или обустройство велосипедных дорожек.

Стратегическое планирование регионального развития транспортной системы является важным инструментом для определения целей и приоритетов, направленных на улучшение эффективности и устойчивости транспортной инфраструктуры [1]. Определение ключевых стратегических целей играет решающую роль в формировании долгосрочной миссии развития транспортной системы и обеспечении ее соответствия потребностям экономики, общества и окружающей среды. Ниже представлена таблица (табл. 1), в которой указаны главные стратегические цели по мнению автора.

Таблица 1

Стратегические цели

Повышение доступности и удобства транспортных услуг

Обеспечение более быстрой, комфортной и надежной системы передвижения для жителей региона.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду со стороны транспорта

Переход к более экологически чистым видам топлива, поощрение использования общественного транспорта, а также создание условий для развития пешеходных и велосипедных зон. Это поможет не только снизить выбросы загрязняющих веществ, но и улучшить качество жизни населения.

Повышение безопасности дорожного движения

Проведение работ по модернизации дорожной инфраструктуры, повышению осведомленности о правилах безопасности среди водителей и пешеходов, а также применению новых технологий для предотвращения аварий [2].

Оптимизация логистических процессов и стимулирование межрегионального товарообмена

Развитие интермодальных перевозок, создание логистических хабов и пересмотр логистических маршрутов способствует повышению эффективности грузоперевозок и развитию экономики региона.

Обеспечение доступности инновационных подходов к управлению транспортом

Создание "умных" систем управления движением, применение информационных технологий для оптимизации работы общественного транспорта или использование BIG DATA для принятия решений – все это может стать частью стратегии развития.

Определение данных ключевых стратегических целей является первоначальным шагом при формировании планов развития региональной транспортной системы. При этом каждая из указанных выше целей требует конкретизации, выработки мероприятий по достижению результатов, а также оценки возможных рисков и препятствий на пути выполнения задач.

Улучшение транспортной инфраструктуры играет ключевую роль в развитии региональной экономики, обеспечении доступности услуг и повышении качества жизни населения [3]. Для успешного стратегического планирования развития транспортной системы необходимо определить основные стратегии и мероприятия, направленные на улучшение инфраструктуры они представлены в таблице (табл. 2).

Таблица 2

Основные стратегии и мероприятия, направленные на улучшение инфраструктуры

Стратегия

Миссия

Развитие многомодальных перевозок

Создание единой транспортной сети, объединяющей различные виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный) для обеспечения эффективности и удобства перемещений. Внедрение системы единого билета или проездного билета для использования различных видов транспорта без необходимости покупки отдельных билетов.

Модернизация дорожной инфраструктуры

Проведение капитального ремонта дорог и мостов с целью повышения безопасности движения и сокращения времени в пути. Внедрение систем контроля за состоянием дорог для оперативного выявления дефектов и проведения своевременного ремонта.

 

Развитие грузовой логистики

Организация логистических центров и складских комплексов для оптимизации грузоперевозок. Инвестирование в модернизацию портовой инфраструктуры для увеличения пропускной способности и эффективности работы портов.

Повышение доступности общественного транспорта

Расширение сети общественного транспорта до удаленных районов региона с целью обеспечения доступности для всех слоев населения. Внедрение новых видов общественного транспорта (электробусы, троллейбусы) для уменьшения загрязнения окружающей среды.

Применение информационно-коммуникационных технологий в управлении транспортом

Внедрение систем навигации и мониторинга передвижения транспортных средств для оптимизации движения на дорогах. Разработка мобильных приложений для оценки загруженности общественного транспорта и предоставления актуальной информации о расписании движения.

Экологическая устойчивость

Формирование программ по замещению автомобильного транспорта на экологически чистые виды передвижений (велосипедное движение, пешеходная зона). Проведение работ по созданию "зеленых коридоров" – зон экологической безопасности возле автомагистралей и железных дорог.

Реализация данных стратегий требует комплексного подхода со структурированными финансовыми вложениями из бюджета региональных или федеральных фондов, а также привлечением частных инвестиций. Такое разноступенчатое планирование поможет достичь цели – создать эффективную, безопасную и экологически чистую транспортную систему.

Мониторинг и оценка эффективности стратегического планирования в развитии транспортной системы представляют собой ключевые инструменты для обеспечения устойчивого и эффективного функционирования региональной транспортной инфраструктуры. Эти процессы позволяют осуществить анализ достигнутых результатов, выявить проблемные зоны и определить направления для корректировки стратегии.

Один из основных методов мониторинга – это систематическое сбор и анализ данных о деятельности транспортной системы по таким показателям, как объем перевозок, качество дорожного покрытия, загруженность транспортных магистралей и другие. Информация о текущем состоянии системы и ее отдельных элементах становится основой для оценки эффективности реализуемых стратегий.

Оценка эффективности стратегического планирования проводится на нескольких уровнях. Важно определить соответствие достигнутых результатов поставленным целям и задачам. Также необходимо провести экономическую оценку затрат на разработку и реализацию стратегии в сравнении с полученными результатами. Особое внимание следует уделить социальным аспектам развития транспортной системы, таким как доступность для населения, улучшение условий жизни граждан, экологическая безопасность.

Для более полного представления об эффективности стратегического планирования необходимо использовать комплексный подход, который включает качественную и количественную оценку всех аспектов развития транспортной системы. Систематический мониторинг и целенаправленная оценка помогут выявить успехи и недостатки текущих стратегий развития, что будет способствовать корректировке планов на будущее.

Эти процессы также требуют активного взаимодействия с заинтересованными структурами: государственными органами, компаниями-операторами транспорта, общественными объединениями. Важно обеспечить прозрачность данных мониторинга и оценки для заинтересованных сторон, чтобы создать условия для конструктивного диалога по поводу коррекции текущих стратегий.

Одним из главных выводов является необходимость комплексного подхода к разработке стратегий развития транспортной инфраструктуры на уровне регионов. Это включает в себя учет местных особенностей, потребностей населения, экономических возможностей и экологических факторов. Только такой подход позволит создать устойчивую и эффективную систему транспортных коммуникаций.

Следует отметить значимость инноваций и новых технологий в процессе стратегического планирования. Внедрение современных информационных систем, цифровизация и автоматизация процессов играют ключевую роль в оптимизации работы транспортной инфраструктуры и повышении ее эффективности.

Несмотря на сложности и вызовы, с которыми приходится сталкиваться при разработке стратегий развития региональной транспортной системы, имеются все возможности для создания более устойчивой, безопасной и доступной для всех жителей инфраструктуры. Грамотное стратегическое планирование является ключевым элементом достижения этой цели.

Постоянный мониторинг важен для выполнения разработанных стратегий и готовности к оперативным корректировкам в случае изменения обстановки или появления новых факторов. Только такая гибкость позволит сохранять актуальность стратегий развития транспортной системы на протяжении длительного времени.

Список литературы

  1. Суханова А.В., Рачек С.В. Организация труда как фактор повышения эффективности использования трудовых ресурсов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 1480-1483.
  2. Эбзеев А. А., Судоргин О. А., Нестерчук О. А., Иванов В. Г. Влияние политики на транспортную систему Российской Федерации // Управление. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-politiki-na-transportnuyu-sistemu-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.11.2023).
  3. Егорова Т.П. Методологические аспекты разработки стратегии инновационного развития региональной транспортной системы // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-razrabotki-strategii-innovatsionnogo-razvitiya-regionalnoy-transportnoy-sistemy (дата обращения: 25.11.2023).
  4. Рачек, С. В. Стратегическое планирование : курс лекций [Текст] / Рачек, С. В. – Р29. – Екатеринбург: УрГУПС, 2015 – 91 c.
  5. Рачек, С. В., Кушнарева, Л. В. Развитие концепции качества трудовой жизни [Текст] / С. В. Рачек, Л. В. Кушнарева // Управленец. – 2012. – № 1-2 (29-30). – С. 74-78.

Поделиться

843

Базуева А. Р., Ратушная Ю. В. Стратегическое планирование регионального развития транспортной системы // Актуальные исследования. 2024. №8 (190). Ч.II.С. 20-23. URL: https://apni.ru/article/8544-strategicheskoe-planirovanie-regionalnogo-raz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря