Основным направлением исследования выступает процесс развития образного мышления младших подростков. Процесс образного мышления представляет интерес для исследователей и ученых на протяжении многих лет. Во многих работах мышление рассматривается с точки зрения определенных психологических подходов. Изучение и анализ существующих определений образного мышления, а также анализ подходов к его формированию и участвующих в нем механизмов по мнению ученых, психологов, педагогов (Л.С. Выготского, Л.Б. Ительсона, И.С. Якиманской, В.С. Кузина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной) дали возможность уточнить определение «образного мышления» в сфере декоративной композиции для дальнейшего исследования и выделить те процессы, состояния и свойства, которые участвуют в обеспечении данного психического процесса и способны повлиять на его положительное развитие.
В нашем исследовании под образным мышлением будет пониматься процесс познавательной деятельности, представляющий собой мышление в виде образов путем их создания посредством отражения существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи, формирования в образы восприятия, последующего преобразования в образы представления, видоизменения с помощью мыслительных процессов/операций и оперирования ими. Реализуется с помощью механизма представления. В процессе образного мышления принимают участие такие психические процессы, как восприятие, память, представление, воображение; психические состояния – внимание, чувства.
Декоративная композиция дает наиболее широкие возможности для работы над созданием художественных образов и оперирования ими, а, следовательно, для развития образного мышления. В отличие от академического рисования, основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей [2, с. 119].
В декоративной композиции важную роль играет способность художника творчески переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Стилизация как процесс работы представляет собой обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений [2, с. 87]. Процесс создания стилизованной декоративной композиции начинается с осмысления ее в целом. Выбранные в качестве мотива формы должны пройти сложный путь преобразования, в результате чего определяется, что является главным, наиболее существенным для выражения идеи художником. Для декоративной композиции характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть деталях [2, с. 90]. Обобщение позволяет заменить реальный, слишком привычный и не очень привлекательный образ новым, в котором акцентируются главные характерные и узнаваемые черты, основные пропорции, силуэт [3, с. 7].
Законы, правила и средства композиции направлены на достижение максимальной выразительности в создании художественного образа. «Произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ» [1, с.7].
Исследование направлено на развитие образного мышления младших подростков на занятиях декоративной композицией. Возраст младших подростков в рамках данного исследования составляет 11-14 лет.
Исследование включает моделирование процесса развития образного мышления. Исходя из цели исследования – развитие образного мышления младших подростков на занятиях декоративной композицией – были выделены основные задачи, посредством решения которых будет достигаться результат. На основе изучения структуры образного мышления были сформированы следующие задачи:
- Формировать целенаправленное и целостное восприятие образа объекта
- Развивать художественные навыки по созданию образа
- Способствовать освоению приемов стилизации
- Научить креативному оперированию образами.
Решение поставленных задач происходит посредством применения в процессе обучения специально разработанных упражнений и практических заданий, направленных на развитие образного мышления. Выделенные задачи предполагают развитие как психических процессов и состояний, так и навыков, связанных с художественной деятельностью.
Проведение психолого-педагогической диагностики, необходимой для дальнейшего эксперимента, помимо разработки модели развития образного мышления, предполагает разработку критериев оценки. Каждая из задач соответствует определённому этапу развития образного мышления и предполагает определённые результаты. Для их классификации и были разработаны критерии оценки – к каждой задаче по два.
Более полно сущность критериев и их конкретизация раскрываются через показатели. В данном случае показателем считается реальное проявление критерия оценки, это конкретные данные, по которым можно судить о степени развития педагогического процесса. Каждому критерию также соответствую по два показателя. В свою очередь показатели делятся на уровни – низкий, средний и высокий. На основе такой структуры будет производиться анализ степени развития образного мышления младших подростков на занятиях декоративной композицией.
Первая задача «Формировать целенаправленное и целостное восприятие образа объекта» направлена на развитие психического процесса восприятия. Целенаправленное восприятие определяется как внимание. Первым критерием для оценки решения данной задачи определена «Эмоциональность восприятия или чувственное отражение действительности в сознании». Эмоции играют большое значение и в мотивации младших подростков к занятию декоративной композицией, и в развитии их образного мышления. «Умение выразить личное отношение к заданной теме, к изображаемому объекту как части окружающего мира» – важная часть процесса создания художественного образа, потому оно и выступило в качестве показателя данного критерия. Показатель оценивает, как учащийся подробно и обоснованно описывать своё отношение к объекту, предмету: затрудняется ли в выражении личного отношения к воспринимаемому объекту, выражает своё отношение опосредованно, не обоснованно или обоснованно, подробно, эмоционально. Вторым показателем выделено «Использование цвета, формы, размера и фактуры/текстуры как базовых средств эмоциональной характеристики объектов». Цвет, форма, фактура/текстура относятся к основным средствам выражения художественного образа [1, с. 7], размер одного объекта относительно другого позволяет усилить впечатление от образа. Для дальнейшего применения этих знаний в построении образа учащемуся необходимо научиться считывать эти средства с реальных объектов, или уже существующих образов. Используя эти знания и свой личный опыт, учащийся может охарактеризовать увиденный предмет или существующий образ, объяснить, как те или иные средства влияют на эмоциональную характеристику объекта/образа, создаваемое им впечатление.
Второй критерий «Избирательность (селективность) информации» выделен в связи необходимостью задействования на занятиях декоративной композицией направленного произвольного внимания. Учащимся необходимо из всего многообразия чувственных впечатлений уметь верно выбирать конкретные объекты или явления, их качества, свойства, которые необходимые для работы над заданной темой в рамках занятия. При этом первая задача предполагает развитие целенаправленного и целостного восприятия объектов, поэтому один показатель направлен на оценку восприятия в рамках группы объектов (целостное восприятие), а другой на оценку восприятия в рамках одного объекта (целенаправленное восприятие). Первым показателем к данному критерию была выбрана «Степень проведения анализа объектов друг относительно друга (сравнение, выявление сходств/различий)» оценивающая то, как учащийся может самостоятельно переключать внимание с одного объекта на другой, производить сравнение, выявлять сходства и различия между объектами, воспринимать необходимую часть информации. Еще одним показателем к данному критерию была выбрана «Степень выявления главных индивидуальных, “характерных” свойств/качеств объекта», дающая оценку способности учащегося выявлять и подмечать детали, формирующие главные индивидуальные, «характерные» свойства/качества объекта и приводить к ним собственные ассоциации.
Вторая задача «Развивать художественные навыки» направлена как на развитие практических навыков, так и углубление теоретических познаний в области композиции. Создание полноценного художественного образа невозможно без хорошего умения преобразования эмоционально воспринятого образа, хранящегося в памяти, в набросок, рисунок, объёмную композицию. Первым критерием выступает «Степень развития композиционных навыков». Композиция строится на определенных законах, без знания которых и умения их применять невозможно получить гармонично созданную работу. При развитии образного мышления, в качестве показателей первого критерия были выбраны «Правильность определения центра композиции и целостность, завершённость образа». Первым показателем данного критерия выступает «Правильность определения центра/доминанты в композиции», позволяющая оценить способность учащегося верно выделить центр композиции, обосновать свое мнение и применить это знание в своей работе на практике. Вторым показателем выступает «Целостность и завершённости образа, композиции в целом». Целостность является одним из важнейших законов композиции. Образы, изделия, создаваемые младшими подростками, будут выглядеть ученическими в силу недостаточного практического, чувственного опыта, возраста. Наличие целостности и завершённости придаст им художественную ценность.
Вторым критерием второй задачи выступает «Владение цвето-тональными отношениями с целью более яркого выражения образа». Данный критерий оценивает не чувственное (эмоциональное) восприятие, а именно гармоничность цветовых сочетаний, основанная на правилах цветоведения. Первым показателем данного критерия выступает «Распределение тоновых пятен в работе, организующих ритм (сочетание светлых и темных пятен)», оценивающий насколько правильно учащийся распределяет тоновые пятна в работе, может словесно объяснить причину их расположения. Исходя из практического опыта, даже при высоком уровне выполнении данного показателя, учащиеся ошибаются в распределении тоновых пятен в творческой работе. Вторым показателем выделяется «Гармоничность цветовых сочетаний», оценивающая как учащийся подобрал цвета в работе. Цвет, как выразительное средство, представляет один из важнейших компонентов создания художественного образа.
Третья задача «Способствовать освоению приемов стилизации образов», направленная на развитие художественной грамотности обучающимися, представлена также двумя критериями. Первым критерием выступает «Уровень владения методом обобщения и упрощения». Первым показателем данного критерия выделяется «Степень владения приемами стилизации формы». Декоративная композиция требует переработки формы, выявления и усиления природных качеств объекта с целью выделения его характерных особенностей. Данный показатель оценивает, достаточно ли хорошо учащийся изменяет форму изначального объекта, стараясь при этом сохранить и выделяя основные присущие ему черты. Вторым показателем данного критерия является «Степень владения приемами стилизации цветом». Данный показатель оценивает, как учащийся работает с цветом изначального объекта, старается уйти от реалистичности изображения к декоративности – от живописной подачи работы и передачи объема объекта посредством светотени в сторону условности цвета, отказа от широкого спектра оттенков цвета в сторону использования одного оттенка для всего объекта, причем оттенок может значительно отличаться от имеющихся в реальном объекте. В переходе к условности цвета при выборе конкретного оттенка объекта учитывается оттенок фона или соседних объектов, и поскольку еще одной задачей стоит подобрать гармонично сочетающиеся оттенки, вследствие этого объект может сохранить свой изначальный цвет, но быть изображен в значительно более ярком оттенке, или более темном оттенке, нежели он есть на самом деле в природе. Таким образом, обобщая, можно сказать, что показатель «степень владения приемами стилизации цветом» оценивается тем, насколько достигается в работе условность цвета объект и достигается в конечном результате декоративность изображения в целом посредством работы с цветом.
Вторым критерием третьей задачи выступает «Уровень владения методом обогащения изображенных объектов». Первым показателем выделена «Степень владения приемами добавления декоративно-художественных свойств объекту – стилизация внутренней орнаментации (текстура/фактура/узорчатость)». Большое значение в создании декоративной композиции имеет выявление декоративно-художественных свойств внутреннего состояния формы – текстуры. Важнейшим элементом красочной поверхности чистого цвета является фактура. Еще одним способом стилизации внутренней орнаментации может выступать узорчатость [4, с. 26]. Так данный показатель позволяет оценить, как учащийся применяет приёмы стилизации внутренней орнаментации, самостоятельно добавляя декоративно-художественные свойства исходным объектам внутри их формы. Вторым показателем является «Степень владения приемами изменения/добавления деталей или цвета, не свойственных объекту». Цвет стилизуемого объекта может быть субъективным (нереалистичным), что позволит передать определенное эмоциональное содержание создаваемого художественного образа. Данный показатель оценивает, как учащийся применяет приёмы стилизации в отношении кардинального изменения цвета, добавления и стилизации дополнительных деталей, не относящиеся к объектам в реальной жизни.
Четвертая задача «Научить креативному оперированию образами», в большей степени направленная на развитие воображения, представлена также двумя критериями. Первый критерий «Способность словесно передать образ или умение воспроизводить характеристику образа в словесной форме» представлен показателем «Увлечённость, способность войти в воображаемую ситуацию». Важно дать обучающемуся возможность выразить свой образ словами, тем самым в процессе его словесного описания он сможет глубже его прочувствовать, и на основе личных эмоций дополнить его личностно важными деталями, которые найдут свое отражение в его внешнем облике, сделав тем самым образ эмоционально более глубоким, а значит и более интересным зрителю. Данный показатель оценивает, насколько обучающийся увлеченно описывает образ в подробностях, насколько легко ему удается представить образ, воображаемую ситуацию и подробно рассказать о художественных приёмах, с помощью которых он может выразить свою идею. Второй показатель первого критерия «Способность дополнять и уточнять образ на основе наводящих вопросов» дает возможность ребенку глубже проработать образ, раскрыть его зрителю, и в то же время в процессе его словесной передачи и ответов на наводящие вопросы задуматься и посмотреть на него с другой стороны, и дополнить чем-то новым. Данный показатель характеризует как обучающийся описывает новый образ, может рассказать подробности его взаимодействия с окружением, впечатление о нём, раскрыть его характер, ориентируясь на наводящие вопросы педагога и других обучающихся.
Второй критерий четвертой задачи звучит как «Способность создавать художественный образ посредством комбинаторики». Под комбинаторикой понимается прием нахождения различных соединений (комбинаций) и размещение их в определенном порядке. Комбинаторный метод предполагает изменение морфологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.) К таким изменениям относятся: перестановки частей или элементов целого; изменение качеств и количества элементов, образующих целое (агглютинация); изменение материала, фактуры, цвета [4, с. 35]. Первым показателем является «Комбинирование элементов (модулей) при создании целостной формы», оценивающее как обучающийся комбинирует типовые, стандартные по размеру/форме элементы в образ, насколько активно использует художественные приемы работы с формой (например, методы обобщения – типизация, гиперболизация, схематизация, агглютинация и др., методы упрощения) и достигается ли целостность формы в итоговом результате. Вторым показателем является «Комбинирование фактур/текстур/форм/цветов с целью отражения заданной темы», посредством которого оценивается как обучающийся с помощью фактуры/текстуры/формы/цвета (как чего-то одного из них, так и при применении двух и более) передает образ заданной темы в новом произведении.
Таким образом, с помощью описанных выше критериев и показателей проводится диагностика творческих работ младших подростков и их активности в процессе создания художественных образов на занятиях декоративной композицией. Выделенные критерии и показатели позволяют оценить, как развитие художественной грамотности учащихся, а именно умения применять художественные навыки и приемы стилизации при создании образов, так и развитие психических процессов восприятия, воображения. Выделенные критерии и показатели применяются в процессе диагностики развития образного мышления младших подростков на занятиях декоративной композицией и на этапе констатирующего эксперимента, и на этапе формирующего эксперимента.