В программе воспитания в детском саду в основу классификации подвижных игр положен признак преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание, лазанье и т. п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает планировать подвижные игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
Подвижные игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, их можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста эти игры применяются с упрощенными правилами или с использованием элементов этих спортивных игр.
Для детей младшего возраста предлагаются простейшие игры без сюжета типа ловишки или игры с бегом, с прыжками, с бросанием и ловлей, например: «Прыгайте ко мне», «Попади в круг», «Кто дальше бросит мешочек», «Беги к мячу», «Принеси игрушку». А так же детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры-забавы, которые служат для снятия эмоционального напряжения и повышение настроения. Эти игры, отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Детей увлекают игровые образы. Они творчески воплощается в них, с удовольствием изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, утку, петушка и так далее. Для создания у детей младшего возраста интереса к игре я предлагаю воспитанникам маски по сюжету игры, выразительно читаю текст, сопровождая его соответствующими движениями, детям очень нравиться повторять слова и движения. Например, игра-забава игра «Домашние птицы».
Дети встают в круг. Выбирается водящий – «кот», который встает в сторонку и ждет своего выхода.
Звучат слова: – Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)
Наши гуси у пруда: «Гага-га! Гага-га!» (Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки - «крылья» назад.)
Наши курочки в окно: «Коко-ко!» (Останавливаются, встают лицом в круг, хлопают руками по бокам.)
А как Петя-петушок рано-рано поутру нам споет: «Ку-ка-ре-ку!» (Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки).
А как выйдет Васька-кот, лапкой мордочку утрет, разбегайся, кто куда (выходит в круг водящий – «кот», имитирует движение кошки, когда она умывается),
А то птичек ждет беда! (Дети разбегаются по залу врассыпную, «кот» ловит их). Игру можно повторить.
В средней группе я широко использую игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает воображение ребенка пятого года жизни и носит воссоздающий характер. Игры, этого вида строятся на основе опыта детей, и имеющихся у них представлений об окружающей жизни, явлениях природы, повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих, а движения носят имитационный характер. В этом возрасте водящего можно выбрать с помощью считалки
Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк».
Задачами этой игры становиться упражнение детей в прыжках на 2х ногах из обруча в обруч, создание хорошего позитивного настроения.
На одной стороне площадки шнуром или воротиками отгораживается «загон для козлят». На другой обозначается (например, палаткой или обручем) домик волка. По бокам площадки раскладываются обручи так, чтобы было удобно прыгать.
Ребёнок – волк выходит на середину «лужайки» и говорит:
Я – голодный серый волк
Я, в козлятах знаю толк,
Выходите погулять,
С серым волком поиграть!
Козлята из «загона» отвечают:
Уходи ты, волк, домой,
Не хотим играть с тобой!
Волк уходит в свой домик.
Дети – козлята подлезают под воротики или шнур, выбегают на «лужайку», и прыгают либо любым способом, либо тем способом, который им предложит ведущий. Через некоторое время ведущий говорит:
Хватит козы вам скакать
Пора травку пощипать.
Дети – козлята начинают «гулять» по «лужку».
Ведущий даёт команду: «Волк!».
Ребёнок – волк выскакивает из домика и старается запятнать козлёнка. Дети – козлята убегают в «загон». Пойманного козлёнка волк уводит в свой домик.
Игра повторяется.
Варианты усложнения игры
Можно предложить детям вместо обручей скакалки.
- скакалки можно расположить так, чтобы козлятам пришлось преодолеть препятствие, прежде чем их взять (например, залезть невысоко на гимнастическую лестницу или перепрыгнуть через препятствие и т. д.);
- волку, когда он говорит в начале игры свои слова, можно дать в руки либо мяч, либо ту же скакалку и тогда, он в такт словам, должен будет либо прыгать, либо отбивать или подбрасывать мяч;
- можно перед домиком волка обозначить «овраг», и тогда волк должен будет преодолеть препятствие, прежде чем попасть домой.
На каждом занятия по физической культуре я стараюсь использовать подвижные игры разного характера: большой, средней и малой подвижности.
Игра «Антошка»
Дети шагают по кругу, держат палантин, и произносят:
Антошка-картошка,
Деревянная ложка,
Сам с вершок,
Голова с горшок.
Затем все играющие поворачиваются спиной в круг, закрывают глаза, а взрослый накрывает покрывалом одного ребенка, который садится на корточки. По команде:
«Повернитесь, посмотрите
И конечно же скажите,
Кого не стало?» – играющие поворачиваются лицом в круг и открывают глаза. Играющие должны назвать имя ребенка, спрятанного под покрывалом. После того как будет названо имя спрятанного ребенка, можно взявшись за руки, и идти по кругу вправо, потом влево и произносить слова:
Ровным кругом друг за другом.
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе.
Сделаем, вот так!
Дети останавливаются, опускают руки, а Антошка показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым Антошкой.
Есть современные игры, которые придумывают сами дети.
«Повар и котята»
Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции с помощью считалки. Выбирают на роль повара с помощью считалки одного из детей. Он встает в середину площадки, надевает колпак повара на голову. Около него лежат муляжи продуктов: сосиски, колбаса или можно использовать кирпичики, бросовый материал. Остальные дети – котята. Они стоят в кругу, держатся за руки. По сигналу педагога дети идут по кругу и произносят:
Плачут маленькие киски,
Повар взял у них сосиски.
Сейчас мы повара найдём
И сосиски отберём.
Повар стоит к детям спиной, как будто варит кашу. После слов отберём. Повар поворачивается и говорит:
Я сердит на вас беда,
Разбегайтесь кто куда!
После этих слов, дети пытаются схватить сосиски и другие продукты и убегают. А повар их догоняет. Пойманные котята выбывают из игры. Последний котёнок может принять на себя роль повара. Игра начинается снова.
В старшем возрасте подвижные игры имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействовать со сверстниками, дают представления об окружающем мире, вооружают ребёнка целым комплексом умений и навыков, которые пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни. Поэтому ставится задача повышение интереса к организации и преобразованию подвижных игр, развитие у детей инициативы и интереса к ним так как движение это радость и творчество.
Поскольку воспитанники старших групп более организованы и обладают устойчивым вниманием, для их сбора и проявления интереса к игре бывает достаточно словесных приёмов. Надо предоставлять старшим дошкольникам как можно больше самостоятельности при подготовке, и при проведении игры. Распределить роли, например, можно считалкой, а также при помощи «флюгера», когда дети становятся в круг, а один из них стоит в середине круга с поднятой на уровне плеча рукой. По окончании «считалки» он останавливается. На кого укажет «флюгер», тот и будет исполнять ведущую роль.
Иногда сбор и можно поручать наиболее активным детям. Раздачу атрибутов проводят после пояснения правил, но для старшей группы приемлем вариант, при котором всё оборудование раскладывают в условленном месте, и дети берут его сами по мере надобности. Отметить нужно и тех, кто правила нарушил, однако сделать это в форме дружеского совета, добавив, что в следующий раз такого не случится. Старшие дошкольники, в отличие от младших, увлечены не только процессом деятельности, им важен результат. Поэтому не будет лишним провести анализ удачных и неудачных эпизодов игры, в котором будут участвовать и дети.
Отдельную категорию представляют народные игры, имеющие большое значение не только для развития двигательных навыков и умений детей, но и для нравственного воспитания: укрепления любви к своему народу и его традициям. Собрать детей на русскую народную игру можно с помощью звукового сигнала (звонка колокольчика, удара в бубен). Эмоциональность и хорошее настроение играют важную роль.
Подвижные игры для детей 6-7лет имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействовать со сверстниками, дают представления об окружающем мире, вооружают ребёнка целым комплексом умений и навыков, которые пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни. Поэтому была поставлена задача, повышение интереса к организации и преобразованию подвижных игр, развитие у детей самостоятельности, инициативы.
С этой целью был разработан и проведен проект «Эти разные мячи». Мяч можно отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам: игры с ним развивают не только физические качества, но и коммуникативные навыки. У каждого ребенка есть мяч, но научить дошкольника играть с ним может не каждый родитель. Эти обстоятельства дали толчок для разработки данного проекта. Реализация этого проекта позволила решить важную задачу по привлечению детей самостоятельному активному использованию мяча на практике в играх со сверстниками в детском саду и в домашних условиях с друзьями и родителями, а также способствовало обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр с разными видами мячей.
Этот проект состоял из трёх этапов: подготовительного, практического и заключительного.
На I этапе – подготовительном перед нами стояла задача – расширить знания детей об истории мяча, о разнообразии спортивных, подвижных, народных игр с мячом.
Силами детей, родителей и педагогов были изготовлены:
- Музей «Мяча» в него вошли мячи разных видов спорта;
- Дидактическое пособие лэпбук «Мячи» было оформлено в виде футбольного мяча, который разделен на три сектора. В каждом секторе прикреплены карманы и конверты, в которые помещён практический материал, дающий возможность понять, к какому виду спорта относиться тот или иной мяч и конкретные игры с ним.
Это пособие помогло воспитанникам закрепить и систематизировать знания о разных видах мячей, и в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденный материал.
На 2 этапе – практическом была поставлена задача – разнообразить подвижные игры с мячом детей, расширить представления об использовании мяча в различных видах самостоятельной деятельности.
Третий этап включил в себя итоговое занятие по методу круговой тренировки «Школа мяча для Весёлого Гнома».
Рассмотрев несколько видов классификаций подвижных игр для детей дошкольного возраста, можно отметить, что:
- любая классификация отталкивается от степени сложности и двигательному содержанию игр;
- все классификации строятся на основе основных движений;
- любая классификация подвижных игр отдает преимущество формированию психофизических качеств ребенка.
Таким образом, классификация подвижных игр имеет огромное значение для физического воспитания детей дошкольного возраста.