Главная
Конференции
Общество, экономика, культура: тенденции и перспективы развития в условиях цифровизации
Дыхательные методики и упражнения, используемые в работе с детьми с тяжёлыми нар...

Дыхательные методики и упражнения, используемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дыхание
упражнения
нарушения речи

Аннотация статьи

В статье представлены игровые упражнения направленные на развитие дыхания у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Текст статьи

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Речевое дыхание – это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми.

С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря необходимо научить детей правильно дышать.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса

«Игрушки сели на качели»

Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.

«Кошечка спит»

Дети лежат на спине в состоянии расслабленности и делают несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем полностью выдыхают и начинают выполнять трёхфазное дыхание.

«Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

«Снегопад»

Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.

Снег, снег кружится, белая вся улица!

Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

«Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:

Бабочка – коробочка, полети на облачко,

Там твои детки – на березовой ветке!

Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

«Шторм в стакане»

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Задуй свечу»

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков

«Гудок паровоза»

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1–2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3–6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

«Полет самолета»

Дети-самолеты «летают», произнося звук «У». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

«Царство ветров»

Дети, изображая ветры (северный – холодный, южный – тёплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий), пропевают звуки разные по высоте, силе, тембру, громкости, модуляции.

Звук «У» – холодный северный ветер. Звук завывающий (низко).

Звук «И» – южный тёплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно).

Звук «А» – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается.

Звук «О» – западный, оттуда, где солнышко ложится спать.

Звук, затухающий от сильного к слабому.

«Жук»

Игрушка жука (или другого летающего насекомого) на длинной нитке (25см), лежащая в яйце (от киндер-сюрприза). дети открывают яйца, а мамы за нитку поднимают жуков. Жуки улетают, а дети пытаются дотянуться и поймать их двумя руками. Жуки летают со звуком «Ж» – мамы и ведущий демонстрируют звук, побуждая детей к подражанию.

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слогов

«Умный молоток»

Дети произносят звукоподражание «тук-тук», имитируя забивание гвоздя, в темпе и ритме режима работы.

«Паровоз»

Дети друг за другом выстраиваются «паровозиком». Начинают движение со звукоподражанием «чух-чух-чух». По условному сигналу «паровозик» то ускоряет, то замедляет движение и соответственно речевое сопровождение.

«Дрова»

Х: «На зиму дрова пилили – З-з-з».

И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой – вперед, назад.

«Мы дрова кололи вместе топором –Ух!».

И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с топором - вверх (вдох), вниз (на выдохе «Ух»).

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слов, предложений и фраз

«Далеко-высоко»

Логопед: Куда, птицы, летели?

Дети: Далеко-о-о-о!

Логопед: Как, птицы, летите?

Дети: Высоко-о-о-!

Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.

«Обратный счет»

Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Для самоконтроля ладонь ребенка лежит на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе:

- десять, девять;
- десять, девять, восемь;
- десять, девять, восемь, семь;
- десять, девять, восемь, семь, шесть.

«Считалочка»

Произносим считалку. Контроль над дыханием: вдох расходуется не в паузах, а только на очередное сочетание слов.

Как за нашим за двором (Вдох)
Стоит чашка с творогом, (Вдох)
Прилетели две тетери, (Вдох)
Поклевали, улетели. (Вдох)
Поклевали, улетели, (Вдох)
На лугу зеленом сели. (Вдох)

Наращивание слов в предложении.

Светит солнышко. (Вдох)
Светит ясное солнышко. (Вдох)
Ярко светит ясное солнышко. (Вдох)
Очень ярко светит ясное солнышко. (Вдох)

Стоит отметить, что выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Поделиться

800

Селиверстенко А. В., Вараксина О. В., Ломоносова З. В. Дыхательные методики и упражнения, используемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи // Общество, экономика, культура: тенденции и перспективы развития в условиях цифровизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 58-62. URL: https://apni.ru/article/8552-dikhatelnie-metodiki-i-uprazhneniya-ispolzuem

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января