Главная
Конференции
Общество, экономика, культура: тенденции и перспективы развития в условиях цифровизации
Групповые технологии как средство стимулирования учебно-познавательной деятельно...

Групповые технологии как средство стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся в СПО

Автор(-ы):

Кононыхина Лариса Николаевна

Матвеева Дина Александровна

Трухачева Снежана Николаевна

Трухачёва Лариса Викторовна

25 февраля 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

групповая работа
активное обучение

Аннотация статьи

В статье актуализируются вопросы использования элементов технологии группового обучения для повышения эффективности организации учебной деятельности.

Текст статьи

Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности, конкурентного на рынке труда специалиста. Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках лекционно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые. В своей педагогической деятельности преподаватели колледжа применяют на своих занятиях разнообразные методы и приемы групповой работы. Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ и лабораторных практикумов. При правильном педагогическом руководстве и управлении групповые формы работы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало в древности, а в новое время наиболее ярко воплощена в так называемой «беллланкастерской системе взаимного обучения». Суть ее в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется малое распространение беллланкастерской системы [3]. Такая работа требует временного разделения группы на подгруппы для совместного решения определенных задач. Студентам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей студентов, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие студента. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение обучающихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта); коммуникации и общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповых форм обучения: группа делится на малые группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения студентов разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости обучающихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы обучающихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней студенту, как со стороны преподавателя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому одногруппнику.

Положительные и отрицательные стороны обучения в микрогруппах. Обучение в малых группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех студентов. Совместная работа, которую каждый студент использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все студенты. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых студентов, делает прочнее знания более сильных. Происходит взаимное обогащение обучающихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки.

Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т. д.

Преподаватель может описать студентам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или обсуждать этот вопрос с каждой группой отдельно.

По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и само взаимодействие каждого из участников учебного процесса. Изменение позиции определяет переход обучающихся на новый уровень освоения учебной деятельности, к новым формам взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений обучающихся к миру, ко всем студентам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет студентам оставаться пассивными в учебном процессе, безразличными к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости студентов, и имеет еще целый ряд других позитивных моментов [3].

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания.

Список литературы

  1. Волостикова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. Учебно–методическое пособие: – Свердловск, 1971.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Юрайт, 2022.
  3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Р-н/Д.: «Феникс», 2021.
  4. Щукина Г.И Проблема познавательного интереса педагогики: – М., Юрайт, 2020.

Поделиться

92

Кононыхина Л. Н., Матвеева Д. А., Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В. Групповые технологии как средство стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся в СПО // Общество, экономика, культура: тенденции и перспективы развития в условиях цифровизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 фев. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 35-39. URL: https://apni.ru/article/8555-gruppovie-tekhnologii-kak-sredstvo-stimulirov

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая