Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Межпредметная интеграция и военная составляющая географии

Межпредметная интеграция и военная составляющая географии

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

география
образование
социально-экономические процессы
территориальный подход
интеграция предметов

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается важность географии как учебного предмета, ее роль в формировании комплексного представления о нашей планете и влиянии на социально-экономические и природные процессы. География универсальна и может интегрироваться с любым предметом, наполняя образовательный процесс географическим колоритом и обеспечивая всестороннее развитие обучающихся.

Текст статьи

Приходилось ли вам слышать фразу: «Зачем сейчас нужна география?». Если вдруг услышите, значит перед вами человек не далёкого ума, не понимающий природу окружающего его пространства. В своё время Страбон, основоположник географии, в своём труде «Географика» несколько глав посвятил описанию того, как важна география и особенно для военного дела и военного человека; тоже, 12 веков спустя, повторил Маккиавели; Наполеон не один раз говорил о необходимости изучать военную географию.

География – это предмет, который формирует у обучающихся комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.

География настолько универсальна, что может интегрироваться с любым предметом и тогда содержание образовательного процесса наполняется особым географическим колоритом. Причём интеграцию предметов можно рассматривать под любым углом с разными вводными, например военная составляющая.

Особо взаимодействуют география и история

На уроках географии невозможно сформировать полное представление о территории без исторических данных, а изучение истории периодически наталкивается на необходимость привлечения географических карт для уточнения природных условий изучаемых исторических территорий. Каждый урок географии можно связать с историей. В 5 классе в теме «Как люди открывали мир. Великие географические открытия» легко проследить межпредметную связь между этими двумя науками, т. к. курс географии при изучении данной темы рассматривает основные этапы открытия материков и исследования океанов, история же в свою очередь даёт знания о путешественниках: военных разведчиках, мореплавателях, топографов, картографов чьи имена вошли в историю географии. Интегрированные уроки истории и географии – это путешествие в пространстве и времени, можно проводить с 7 по 11 класс. При изучении «Географии факторов населения установление России и обеспечивающие мира», представлено, когда связаны приобретаются знания о географических аспектах религиозного состава населения мира, изучаются зоны конфликтов, выявляются состав и особенность размещения населения разного вероисповедания, нужно обязательно географический материал подавать в контексте с историческим. При изучении регионов России и элемент материков производитель совершенствуются умения и навыки работы с историческими документами. Примером интеграции является, например, исследовательская работа суворовца Хестанова А. по теме «Военные топографы исследователи Кавказа». В ходе работы суворовец пришел к выводу, что географические исследования топографов не только повлияли на упрочение военно-стратегического положения России, но имели большое значение в становлении военной науки, а именно военной разведки.

География развивает у обучающихся гуманитарно-культурологическое восприятие природы, на нее ложится особая ответственность за воспитание любви к Родине. Формировать гуманистическую направленность личности может интеграция географии с литературой.

Она позволяет точно и ёмко создать образ территории, повышает интерес к изучаемой теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

Так при изучении народов Северного Кавказа можно успешно использовать произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. Н. Толстого и на примерах воспитывать уважение к народам России. При знакомстве с природными комплексами России с помощью стихотворений можно развивать воображение, формировать экологическое сознание, воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, бережного отношения к природным богатствам. Через литературные эпиграфы к уроку можно эмоционально окрасить содержание научно-естественного образования.

Образы родной природы занимали видное место в творчестве русских поэтов. Это А. Пушкин, П. Вяземский, А. Фет, С. Есенин, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Майков и другие. Поэтические образы наталкивают обучающихся на выводы о закономерностях и подводят их к пониманию причинно-следственных связей в природе. Любую тему в географии можно проиллюстрировать на отрывках из художественной литературы. А природные зоны можно изучить в стихах. И запоминают ребята быстрее и в памяти остаются знания надолго.

Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо.
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма.

Интеграция географии и физики

На первый взгляд, науки далеки друг от друга. Но ведь мы знаем, что предметом изучения и физики, и физической географии является природа. Интегрировать предметы можно при изучении темы «Влажность воздуха», «Ветер», «Давление воздуха», «Циклоны и антициклоны», «Водные ресурсы мира», «Круговорот воды и веществ в природе», при расчете протяжённости рек, годового стока воды, при установлении зависимости осадков от течений и рельефа. Опытный преподаватель обязательно обнаружит эту связь на многих уроках. Например: при изучении темы «Определение географических координат» предлагают обучаемым следующие задания:

  • В районе Филиппинских островов рыболовное судно терпит бедствие. Кто первым придет на помощь: военное судно «Москва», 31 находящееся в квадрате 35 с.ш. 175 в.д., или военное судно «Адмирал Ушаков», находящееся в точке с координатами 12 ю.ш. 90 в.д.?
  • Определить географические координаты японских городов, куда была сброшена атомная бомба американскими летчиками? Суворовцы и сами с удовольствием составляют задания подобного типа, представляя себя летчиками, моряками, разведчиками, спасателями.

Связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах, а география – на абиотических её компонентах. Но так как связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки тесно связаны. Обучающийся не знающий географии не может в полной мере освоить биологию и наоборот. Можно привести интересный пример: перед командиром десантного отряда «Вихрь» стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Сержант Иванов спросил: «Товарищ командир, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, нужно непременно отменить прыжки». Почему так решил командир десантного отряда?

География и химия

Химия одна из дисциплин из класса естественных наук, которая тоже имеет довольно тесные связи с географией. Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего темы «Промышленность мира» и «Межотраслевые комплексы России», а также в темах о происхождении горных пород и минералов, почве, солености океанической воды, миграции веществ в литосфере и гидросфере. При условиях интеграции уроки по этим темам будут проходить более эффективно.

География и математика

Математическая география есть древнейшая часть всеобщей географии относятся и поэтому внутренней отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Невозможно научить человека пользоваться географической картой или планом местности (основы военной топографии) без элементарных математических знаний и навыков. Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания на определение расстояний по карте, масштаба, на вычисление высоты горы по температуре или давлению, расчеты по демографическим показателям, расчеты плотности населения, расчеты обеспеченности природными ресурсами. Поэтому математику по праву называют «сводной сестрой» географии. Приемы работы могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу. Тема: «Измерение расстояний» Цель: определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.

География и экономика

Экономика очень близка с экономической географией. Взаимосвязь между этими предметами может осуществляться при изучении темы «Экономика России», при знакомстве с такими понятиями, как «производительность труда», «эффективность производства», «механизмы конкуренции». При изучении темы «Население» преподаватель вводит понятия «безработица», «экономически активное население», «трудовые ресурсы».

География и ОБЖ

Человек активно использует природу. Но природу покорить нельзя, с ней надо мирно сосуществовать. И задача человека – не только найти способы укрощения стихии, но и обеспечить свое безопасное проживание. Ознакомить школьников с причинами возникновения и последствиями стихийных природных явлений необходимо на уроках географии при изучении различных процессов и явлений, происходящих в географических оболочках. С правилами поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера можно познакомить на уроках ОБЖ. Это темы: «Землетрясение и вулканизм», «Стихийные природные явления», когда учитель развивающейся вводит удобством понятия: управление «оползни», «сели», «снежная лавина», «обвал», «наводнение» «цунами», «лесные пожары», «тайфуны и ураганы».

География и английский язык

Во время изучения стран в курсе 7 и 11 классов можно успешно интегрировать географию и английский язык. Изучая особенности англоговорящих стран на уроках географии, обучающиеся формируют языковую компетентность. Они работают с текстами страноведческого характера на английском языке. Такие занятия помогают расширить кругозор обучающихся, пробуждают интерес к предмету, позволяют использовать индивидуальные возможности ребенка. Можно привести пример интегрированного урока в 10 классе «Климатическое оружие миф или реальность».

География и рисование

Труд картографа приравнивали к труду краснописца, художника или ученого. В военном деле карты являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия

География и музыка

На уроках географии можно успешно использовать разнообразную музыку. При изучении темы «Климат» или «Погода», чтобы сильнее передать ассоциации, складываемые с той или иной погодой, уместно поставить "Времена года" П. И. Чайковского. А при изучении темы «Атмосферные вихри» произведение Свиридова «Метель». Как можно при изучении стран и народов в 7 и 11 классах не послушать удивительную музыку и песни разных народов мира? А изучать Россию без русских народных песен и музыкальных произведений о Родине, разве возможно? Многие песни показывают географические особенности, красоту и неповторимость территорий, рек и озер. Так почему же их не сделать частью урока

Педагогическая практика показывает, что широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла. Если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач.

Список литературы

  1. Безрукова В. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации / Сб. науч. тр. СИПИ, 2011.
  2. Виленский, В.М. Использование произведений художественной литературы на уроках географии / В.М Виленский // Образование в современной школе. 2000. – № 7. – С. 59-70.
  3. Власова Н.Г. Звук, его источники, восприятие и передача. Интегрированный урок. – (серия «Я иду на урок биологии» – М.: «Первое сентября», 2000.
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. 2010.
  5. Ковалев В.В. Теоретические основы совершенствования географического образования в условиях межпредметной интеграции в школе, 2006.
  6. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва. «Просвещение» 2011.

Поделиться

626

Албегова М. Ю. Межпредметная интеграция и военная составляющая географии // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.I.С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/8556-mezhpredmetnaya-integratsiya-i-voennaya-sosta

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября