Автор(-ы):
Суслова Марина Михайловна
Колесникова Оксана Викторовна
Трясцина Яна Евгеньевна
Рындина Алла Ивановна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Текст статьи
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Совершенствование связной речи детей – это одна из ведущих задач развития в дошкольном возрасте.
Формированию навыка связной речи способствует составление описательного рассказа. На пятом году жизни, появляется сложная форма связной речи – «сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном» [4]. Именно в этом возрасте необходимо уделять внимание обучению рассказыванию. Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов-монологов. Легче всего начинать работу с описания игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Умение точно, экономно и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления человека, облегчает процесс обмена информацией в различных видах деятельности. «Несомненно, что слово играет решающую роль уже в наглядно-действенном мышлении и что только отражение в речи определенных предметов дает возможность ребенку составить о них дифференцированные представления и оперировать этими представлениями в умственном плане или в плане воображения» [1].
Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или действия с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового или другого процесса опирается на его последовательность (т.е. последовательность выполняемых действий).
Существуют разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный рассказы. В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу – значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может рассказать и объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.
Обучение составлению описательных рассказов происходит поэтапно в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
В младшей группе осуществляется подготовка к формированию навыка к составлению рассказа-описания:
Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.
Для этого воспитатель рассматривает с детьми игрушку, задает вопросы, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею. Затем воспитатель рассказывает свою версию рассказа и предлагает детям попробовать самим по опорным вопросам воспитателя. Далее воспитатель оценивает детские рассказы.
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.
В старшем и в подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание обязательно проводится по плану.
Методика обучения описанию детей 5-леток.
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся); можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.
В подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет тоже носят осенью». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...». Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.
Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.
При работе по составлению описательных рассказов необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят. В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками, ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль. Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения. Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.
Работу по составлению описательных рассказов можно также проводить в процессе проектной деятельности. Интерес к проектной деятельности велик. Монологи в процессе решения проектных задач становятся объемнее. Информативность, ведущий признак текста, выступает отчетливее. В рассказах детей четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями. Поведение детей подтверждает утверждение Л.С. Выготского о том, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя и может решать более трудные задачи. Внимание детей поддерживается за счет чередования монологов (моментов более утомительных) и диалогов (моментов оживления). Возможность задавать вопросы, возможность сформулировать вопрос поинтереснее необычайно активизирует мысль и речь ребенка. Во время подготовительной работы вопросы и ответы детей в массе своей просты и стереотипны. Однако в процессе игры звучат более сложные высказывания, вызывающие радость. Проектная деятельность решает интегративные задачи. Помогает уточнить представления детей об окружающем.
Так, например: проект, в старшей группе, «Куклы». Мотивируя детей на выполнение этого проекта, я ставила главной задачей – это развитие связной речи посредством составления описательных рассказов, а второстепенной – это формирование представления об истории и разнообразии, и назначении народной куклы. В процессе проектной деятельности дети выполняли различные виды деятельности: совместно с родителями они выполнили игровую куклу, рисовали и играли с ней. Они знакомились с историей и разновидностями народной куклы с использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней. Что очень помогало детям, впоследствии, при составлении самостоятельных рассказов. Дети с удовольствием и гордостью описывали куклы, выполненные своими руками. Эмоции испытываемы детьми оживляли, казалось бы, скучную деятельность.
Список литературы
Поделиться
Суслова М. М., Колесникова О. В., Трясцина Я. Е., Рындина А. И. Формирование связной речи посредством составления описательных рассказов // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 116-120. URL: https://apni.ru/article/856-formirovanie-svyaznoj-rechi-posredstvom-sostav