Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Стратегия партнерства для повышения индекса цитирования общественно-политических...

Стратегия партнерства для повышения индекса цитирования общественно-политических электронных СМИ России в системе мониторинга

Научный руководитель

Шевченко Дмитрий Анатольевич

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

СМИ
новости
метрика
индекс цитирования
кросс-цитирование

Аннотация статьи

В статье описана стратегия ведения партнерской программы для повышения индекса цитирования электронных общественно-политических средств массовой информации России. Приведены результаты опроса профессионального сообщества по целесообразности работы с данной метрикой, а также представлены апробированные рекомендации по улучшению индекса цитирования посредством работы с партнерским кабинетом.

Текст статьи

Введение

Современное информационное общество зависит от медиапространства, в котором средства массовой информации (СМИ), в частности общественно-политические, имеют первостепенное значение в вопросе распространения новостей и формирования мнения. Результаты опроса за 2023 год, опубликованные на странице Ивана Макарова (Media Lab) в одной из социальных сетей, показывают, что 68,3% людей используют интернет, чтобы быть в курсе новостей и событий. При этом в XXI веке речь идет о большом объеме данных, их непрерывном обмене и разнообразии источников, что делает необходимым для таких изданий отслеживать уровень распространения и влияние текстового контента на общество. В этом разрезе одним из важных показателей является индекс цитирования, который отражает степень внимания других СМИ, политических организаций и обычных граждан к новым медиа.

Объект и методы исследования

Данная статья направлена на то, чтобы помочь СМИ повысить свою цитируемость путем применения стратегии партнерства. В работе использованы как теоретические методы комплексного и системного подхода к изучению источников, так и эмпирические методы, в частности, проведен опрос, разработанный на основе теоретического материала по исследуемой теме.

Отметим, что индекс цитирования обозначает возможности для последующего распространения изданного материала другими СМИ, а также является показателем качества распространяемого контента [1]. Определение показателя осуществляется исходя из числа и качества цитат, присутствующих в иных ресурсах, а также социального авторитета (лайки, репосты материалов СМИ в социальных медиа).

Данные о социальном авторитете способствуют составлению рейтинга изданий, в соответствии с которым определяется наиболее эффективное из них. Также следует пояснить, что качество этих ссылок эксперты называют «весом» ссылки [3, с. 210-213]. В измерении ИЦ участвуют ссылки только с тех ресурсов, которые проиндексированы в поисковых системах. Фактически ИЦ призван быть показателем сложившейся в интернете оценки СМИ, а не его самооценки.

Основная часть

В ходе опроса 87 респондентов в Google Forms, проведенного автором в рамках исследования инструментов эффективности мониторинга электронных общественно-политических СМИ России, было установлено, что 36% журналистов видят важность в оценке охвата и влиятельности СМИ, 27% отмечают необходимость анализировать цитируемость, 18,2% – отслеживают активность и упоминания изданий в социальных сетях. В данном опросе респонденты могли выбрать один или несколько вариантов ответа, а также отказаться от ответа. Информация собрана в июле 2023 года. Соответствующие результаты свидетельствуют о том, что журналистам для оценки работы СМИ важны несколько показателей, в частности, индекс цитирования в СМИ, индекс цитирования в соцмедиа (гиперссылки).

Как мы выяснили, принцип определения индекса цитирования базируется на оценке количественного показателя ссылок на сайт и их значимости. Соответственно, наиболее простым методом для повышения индекса цитирования СМИ является обмен ссылками с другими новыми медиа (кросс-цитирование). Вместе с тем следует понимать, что отдельные поисковые системы могут наделять такие ссылки низким весом. Во избежание самоцитирования из анализа исключены ссылки на СМИ, входящие в один медиахолдинг, объединенные единым брендом и редакцией. Под ссылками подразумеваются упоминания источника в контексте всех возможных словосочетаний: «на сайте … опубликовано интервью», «по сообщению…», «как передали…» и том подобное, а также гиперссылки в интернет-изданиях.

В настоящее время различают несколько подходов к обмену ссылками [2]. Один из них – массовый обмен с сайтами, которые проявляют к этому интерес. Традиционно в этих целях на страницу общественно-политического СМИ добавляют вставку, например, «рекомендуем посетить». Общее количество размещаемых таким образом ссылок не ограничено, однако результат от их включения на сторонний сайт СМИ может быть незначительным. Кроме того, поисковые системы могут наделять такие ссылки меньшим весом в сравнении с обособленными ссылками, размещенными в новости. Смысл второго подхода заключается в обмене ссылками между сайтами с похожей тематикой. Фактически, речь идет о взаимной рекламе, нередко размещаемой непосредственно на главной странице сайта СМИ. Подчеркнем, что минусом данного способа выступают ограниченные возможности практического использования. В частности, для общественно-политических СМИ недопустимо перенасыщение страницы упоминаниями сайтов-партнеров, однако исключать данный способ не стоит, поскольку он показывает практический результат.

В ходе эксперимента с парламентским СМИ мы выявили следующие особенности работы с партнерской программой. При подборе партнеров для постоянного обмена новостями следует учитывать вес СМИ (его можно отследить в системе мониторинга «Медиалогия»). Этот показатель должен быть незначительно, но выше собственного веса издания. В случае значительного разрыва в показателях возможный партнер может отказаться от совместной работы, либо подобное осложнит обмен ссылками. Например, если у первого СМИ вес будет выше на 10 пунктов веса второго СМИ, то сотрудники второго информационного ресурса найдут необходимым писать в два раза больше новостей со ссылками на первый.

Также в ходе работы с электронным парламентским изданием было установлено, что большое число партнеров не приравнивается к качеству. Важны результативные метрики конкретного СМИ. Ко всему прочему, большое количество партнеров может осложнить коммуникацию. Партнерская программа общественно-политического издания может строиться и на работе с региональными СМИ. Наличие разносторонних ресурсов в партнерском портфеле важно для общественно-политического издания, поскольку позволяет транслировать новости на большую аудиторию. Отметим, что региональные СМИ не являются хорошим вариантом для установления взаимного обмена ссылками, поскольку их влиятельность ниже, чем у источников федерального уровня. При этом закрепление одностороннего партнерства на условиях цитирования с указанием первоисточника может стать средством увеличения количества цитат и упоминаний. Подобное дает больший эффект, если предполагаемый партнер лично соглашается на взаимодействие посредством рассылки.

На рисунке представлена аудиторию парламентского издания, где процент региональных СМИ высок (рис.). Показатели сформированы «Медиалогией» и доказывают необходимость осуществлять взаимодействие с региональными средствами массовой информации.

Рис. Цитирование рассматриваемого общественно-политического СМИ региональными, федеральными и зарубежными медийными источниками

Поиск партнеров возможно осуществлять посредством контент-анализа и работы с системами мониторинга. Необходимо отслеживали упоминание материалов СМИ и связываться с теми, кто цитировал данный источник информации. Также следует сообщать изданиям о необходимости поставить ссылку на первоисточник в случае его упущения. Автор полагает, что просьба, обращенная к другим СМИ относительно постановки ссылки и упоминания авторства, даже в случае отказа сторонней редакции сотрудничать, дает возможность получить честный трафик, ссылочную массу, а также напомнить изданиям о необходимости соблюдать положения Закона о СМИ и не нарушать Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве».

Таким образом, показатель цитируемости парламентского издания, с которым проводился данный эксперимент, при активной работе с метрикой, составил 0,68. Далее отмечалось некоторое падение, вместе с тем по состоянию на ноябрь 2023 года цитируемость зафиксировалась на отметке 0,50. Показатель на период с 2021 по 2022 гг. удерживался на 0,25. Эффективность проведенной работы с партнерской программой зафиксирована на сайте самого издания (в опубликованном сообщении отмечается, что парламентское издание поднялось на седьмое место в рейтинге цитируемости «Медиалогии»).

Заключение

Таким образом, можно говорить об эффективности представленной стратегии партнерства для повышения индекса цитирования общественно-политических электронных СМИ России в системе мониторинга. Вместе с тем следует отметить, что для большего улучшения показателей требуется продолжать работать над качеством текстов на сайте, активно развивать партнерские взаимодействия, а также обращать внимание и анализировать информацию, предоставляемую медиамониторинговыми платформами и веб-аналитическими системами.

Список литературы

  1. Медиалогия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mlg.ru/ (дата обращения: 31.01.2024).
  2. Федеральное агентство связи. Конспект лекций по учебной дисциплине «Сетевая экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7463559/ (дата обращения: 31.01.2024).
  3. Черняков А.Н. Методы оценки и анализа информационных ресурсов // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: мат. науч.-практ. конф. – Белгород: Изд-во Белгород. гос. ин-та иск. и культ., 2019. – С. 210-213.

Поделиться

320

Федорова М. Е. Стратегия партнерства для повышения индекса цитирования общественно-политических электронных СМИ России в системе мониторинга // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.II.С. 34-37. URL: https://apni.ru/article/8563-strategiya-partnerstva-dlya-povisheniya-indek

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа