Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Мастер-классы как способ развития больничной клоунады в России и их роль в профе...

Мастер-классы как способ развития больничной клоунады в России и их роль в профессиональном росте больничных клоунов

Рубрика

Психология

Ключевые слова

больничная клоунада
мастер-класс
социально-психологическая помощь

Аннотация статьи

Статья анализирует мастер-классы как способ развития профессиональной больничной клоунады в России. В статье, на основе личного опыта использования мастер-классов как способа развития больничной клоунады, приведены положительные стороны использования мастер-классов для повышения квалификации и профессионализма больничных клоунов.

Текст статьи

Больничная клоунада – особый вид социально-психологической реабилитации детей в больничном учреждении методами арт-терапии и игротерапии, осуществляющих систему психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния детей, устранение тревоги и страхов. Это не драматическое актерское искусство, не цирковой и не эстрадный жанр, это новая профессия со своей, только ей присущей спецификой.

Организация больничной клоунады в лечебных учреждениях направлена на создание позитивной атмосферы для детей, нуждающихся в адаптации и психологической поддержке, является важным аспектом профилактики развития синдрома госпитализма и благоприятствует выздоровлению ребенка [2, с. 500].

Необходимость профессиональной больничной клоунады подтверждается рядом исследований, анализирующих положительное воздействие игротерапии на пациентов с тяжелыми заболеваниями. Главным образом, об этом пишут Е.С. Уракова и К.С. Седов, основатель первой в России автономной некоммерческой организации помощи детям с тяжелыми заболеваниями «Больничные клоуны» [3, с. 62-63].

Обучение профессиональных больничных клоунов

Прежде, чем стать профессиональным больничным клоуном, кандидаты проходят отбор в «Школу больничных клоунов», организованную АНО «Больничные клоуны». Невозможно стать больничным клоуном-профессионалом без особого обучения, поскольку предстоит работа с тяжелобольными детьми. Обучение включает в себя работу со стрессоустойчивостью, повышение знаний в области медицины. Для учеников проходят серии мастер-классов, занятия по актерскому мастерству, импровизации, развитию речи и т.д.

Важность мастер-классов для профессионального роста больничных клоунов

Однако недостаточно один раз пройти полное обучение и только на этих знаниях вести карьеру профессионального больничного клоуна. К тому же невозможно на одном обучении охватить абсолютно все вопросы, с которыми больничный клоун может столкнуться в процессе работы. Как и в любой другой профессии, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, быть в курсе новых методов. Самый простой способ освоения новых знаний, умений и навыков – это мастер-классы.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия [1, с. 73].

О положительном воздействии мастер-классов для больничных клоунов говорит, в первую очередь, то, что все сотрудники АНО «Больничные клоуны» и других профессиональных организаций оказывают первоклассную помощь и поддержку пациентам и их родителям. Это подтверждается многочисленными фото, на которых маленькие пациенты радостно улыбаются.

Необходимость и востребованность регулярных мастер-классов для профессиональных больничных клоунов подчеркивается тем, сколько запросов из разных регионов страны на их проведение получают опытные больничные клоуны.

За свою профессиональную карьеру мне довелось провести более 100 мастер-классов для коллег в семи российских регионах [4]. На своих мастер-классах я рассказываю о методиках работы с врачами и родителями, о том, как обезопасить себя от эмоционального выгорания и как пережить утрату маленького пациента. При этом мои мастер-классы заключаются не только в устном рассказе: с коллегами мы инсценируем наиболее частые сценарии, с которыми больничный клоун сталкивается в больнице.

Преимущества проведения мастер-классов для больничных клоунов

Формирование профессионального сообщества. Для гармоничного развития в профессии необходимо общаться с коллегами, которые понимают специфику работы, могут поддержать и рассказать о своих историях. Участие в мастер-классах позволяет клоунам встречаться с единомышленниками, обмениваться идеями, опытом и учиться друг у друга. Это способствует формированию сильной и поддерживающей сети, которая может помогать во взаимодействии с медицинскими учреждениями и волонтерскими организациями, а также это способствует укреплению взаимоотношений между представителями одной профессии.

Повышение видимости профессии. Мастер-классы способствуют повышению видимости и признания профессии больничного клоуна в обществе. Благодаря их проведению, больше людей узнают о важной роли, которую играют клоуны в медицинской среде, что приводит к увеличению интереса к профессии и новым возможностям для ее развития.

Возможность в игровом формате разыграть самые проблемные вопросы. Порой больничные клоуны сталкиваются с непониманием со стороны медицинского персонала и родителей и в моменте бывает непросто перестроить свое поведение, особенно тем больничным клоунам, которые занимаются этим профессионально не так давно. Поэтому во время мастер-классов можно инсценировать ситуацию, когда, например, родители сильно обеспокоены и не хотят впускать в палату к своему ребенку больничного клоуна, или врач запрещает заходить к определенному пациенту, или, что тоже происходит довольно часто, ребенок не хочет никого принимать. Подготовиться к таким ситуациям исключительно на собственном опыте невозможно, однако мастер-классы дают возможность прочувствовать их и опробовать разные варианты реакции и действий.

Профессиональное развитие. Участие в мастер-классах предоставляет возможность специалистам и волонтерам совершенствовать свои навыки в области больничной клоунады, осваивать новые методики работы с пациентами и развивать свое творческое мышление. Мастер-классы предоставляют клоунам возможность обучаться новым методикам и приемам в области больничной клоунады, расширять свои навыки и знания, а также обмениваться опытом с коллегами. Это способствует повышению качества предоставляемых услуг и профессиональному росту участников.

Изучение и интерпретация опыта зарубежных коллег. Больничная клоунада от страны к стране имеет свои особенности и нюансы, которые необходимо знать и учитывать. При этом нельзя просто взять все советы более опытного коллеги из Португалии и сразу включить их в свою работу. Необходимо проанализировать, как работают зарубежные коллеги, и посмотреть, что из этого может сработать в российских реалиях. Вдохновляясь примером и методами работы более опытных больничных клоунов, можно собрать свою уникальную методику работы.

Список литературы

  1. Ерофеева М.А. Мастер-класс как эффективная форма распространения личного опыта специалиста социальной сферы // Социальная педагогика. 2018. № 4. С. 73-79.
  2. Сахно Л.В., Поздняк В.В., Уваров Н.А., и др. Смехотерапия – механизм партисипативности (родитель – врач – пациент) в социально-психологической реабилитации детей, находящихся в стационаре // Медицина: теория и практика. 2019. Т. 4. С. 500-501.
  3. Уракова Е.С., Седов К.С. Больничные клоуны: игра или профессия? // РЖДГиО. 2015. № 3. С. 61-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolnichnye-klouny-igra-ili-professiya (дата обращения: 21.02.2024).
  4. Широкова М. Доктор клоун: как Эльдар Далелов лечит смехом тяжелобольных детей // Свободная пресса. URL: https://svpressa.ru/health/article/313370/ (дата обращения: 21.02.2024).

Поделиться

737

Далелов Э. Ч. Мастер-классы как способ развития больничной клоунады в России и их роль в профессиональном росте больничных клоунов // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.III.С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/8565-master-klassi-kak-sposob-razvitiya-bolnichnoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря