Воспитание подростка в хореографическом коллективе зависит от уровня освоения им социального опыта, а также принятой в обществе системы ценностей, что помогает сформировать личностный аспект ценностных представлений, выявляющихся в осознании позитивной или негативной значимости собственных исполнительских действий.
Хореографическое искусство в настоящее время все больше расширяет границы в вопросах изучения понятия «исполнительская культура». Возникают новые идеи и концепции, которые ориентируются на улучшение исполнительских навыков, а также решение задач воспитания подростков в условиях хореографического коллектива.
В научно-педагогической литературе можно встретить несколько подходов к определению исполнительской культуры.
Так, в исследовании М. Чжоу, исполнительская культура трактуется как исполнительская деятельность, в основе которой находится владение разнообразным перечнем танцевальных движений и приемов их исполнения [6, c. 38]. Данное определение представляется очень узким, поскольку оно затрагивает только двигательную деятельность танцора, не обращаясь к эмоциональной стороне исполнения.
Более полным представляется определение, данное В. Н. Карпенко. По мнению автора, исполнительская культура представляет собой «содержательную, интеллектуальную и эмоциональную окраску, стилевую неповторимость, которая привносится в исполнение яркой творческой индивидуальности исполнителя» [3, c. 122].
В исследования Н. Н. Вашкевиц можно встретить более широкий социокультурный подход. Исследователем предпринята попытка выхода понятия исполнительская культура за рамки одного конкретного исполнителя. Согласно представлениям автора, исполнительская культура относится к коллективным культурным практикам, эстетике и историческим влияниям, которые формируют и определяют исполнительское искусства в обществе [1, c. 28].
В научных трудах Г. Н. Свиридовой представлено следующее определение исполнительской культуры: это синтез теоретических и практических умений, развитие интеллектуально-эмоционального фона подростка и его творческого потенциала [5, c. 117].
По мнению В. Т. Кудрявцева, исполнительская культура – это сложный процесс, который приобретается исполнителем в процессе деятельности, выступает как способность к субъективному осознанию образа объективной действительности, что приводит творческое преобразование установленных стереотипов [4, c. 42].
Исполнительство в хореографии очень тесно связано с процессом интерпретации. Интерпретируя хореографическое произведение, исполнитель привносит жизнь и смысл в художественное выражение. Одним из основных инструментов для интерпретации хореографии является качество движения. Различные типы движений могут передавать разные эмоции или значения. Например, резкие, угловатые движения могут передавать напряжение или агрессию, в то время как плавные движения могут передавать грацию и текучесть. Танцоры должны уметь подать это в танце и передать эмоциональную составляющую танца зрителю.
Другим важным аспектом интерпретации в хореографии является использование мимики, жестов и языка тела. Эти невербальные сигналы также могут передавать эмоции и мысли. Например, танцор может использовать едва заметное изменение выражения лица, чтобы передать печаль или разочарование, или использовать определенную позу, чтобы передать уверенность или уязвимость.
Можно с уверенностью сказать, что высокий уровень исполнительской культуры выражается также в постоянном стремлении исполнителя к обучению, практике и совершенствованию своего исполнительского мастерства.
Исполнитель в процессе хореографического обучения получает и накапливает теоретические знания, которые в дальнейшем может использовать для воплощения своего творческого замысла. Чем глубже знания подростков в различных направлениях культуры и искусства, тем богаче его хореографическое мышление и воображение.
Интересным представляется мнение Т. А. Ястребовой и М. Н. Юрьевой, которые в своей статье предложили следующую структуру исполнительских навыков школьников:
- двигательно-технический компонент;
- метроритмический компонент;
- пространственно-ориентированный компонент;
- координационный компонент;
- художественно-выразительный компонент [7, c 101].
Структура исполнительской культуры, согласно исследованиям, О. Н. Вернигора представлена на рисунке.
Рис. Структура исполнительской культуры по О. Н. Вернигора [2, с. 68]
Таким образом, обобщая представления авторов об исполнительской культуре, можно увидеть, что она проявляется как в исполнительской деятельности, так и в накопленном исполнительском опыте. Исходя из этого можно убедиться, что исполнительская культура является важным качеством танцора.
Рецензент — Яджак С.