Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Понятие исполнительской культуры подростка в хореографии

Понятие исполнительской культуры подростка в хореографии

Автор(-ы):

Дорохина Евгения Геннадьевна

27 февраля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

исполнительская культура
хореографическое искусство
хореографическое образование
исполнительское мастерство
профессиональная культура

Аннотация статьи

В статье рассматриваются подходы к определению понятия исполнительской культуры в научно-педагогической литературе. Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, в связи с чем к исполнительской культуре предъявляются все большие требования. Формирование исполнительской культуры становится обязательным элементом развития творческой личности, а уровень исполнительской культуры отражает освоение человеком ценностей культуры.

Текст статьи

Воспитание подростка в хореографическом коллективе зависит от уровня освоения им социального опыта, а также принятой в обществе системы ценностей, что помогает сформировать личностный аспект ценностных представлений, выявляющихся в осознании позитивной или негативной значимости собственных исполнительских действий.

Хореографическое искусство в настоящее время все больше расширяет границы в вопросах изучения понятия «исполнительская культура». Возникают новые идеи и концепции, которые ориентируются на улучшение исполнительских навыков, а также решение задач воспитания подростков в условиях хореографического коллектива.

В научно-педагогической литературе можно встретить несколько подходов к определению исполнительской культуры.

Так, в исследовании М. Чжоу, исполнительская культура трактуется как исполнительская деятельность, в основе которой находится владение разнообразным перечнем танцевальных движений и приемов их исполнения [6, c. 38]. Данное определение представляется очень узким, поскольку оно затрагивает только двигательную деятельность танцора, не обращаясь к эмоциональной стороне исполнения.

Более полным представляется определение, данное В. Н. Карпенко. По мнению автора, исполнительская культура представляет собой «содержательную, интеллектуальную и эмоциональную окраску, стилевую неповторимость, которая привносится в исполнение яркой творческой индивидуальности исполнителя» [3, c. 122].

В исследования Н. Н. Вашкевиц можно встретить более широкий социокультурный подход. Исследователем предпринята попытка выхода понятия исполнительская культура за рамки одного конкретного исполнителя. Согласно представлениям автора, исполнительская культура относится к коллективным культурным практикам, эстетике и историческим влияниям, которые формируют и определяют исполнительское искусства в обществе [1, c. 28].

В научных трудах Г. Н. Свиридовой представлено следующее определение исполнительской культуры: это синтез теоретических и практических умений, развитие интеллектуально-эмоционального фона подростка и его творческого потенциала [5, c. 117].

По мнению В. Т. Кудрявцева, исполнительская культура – это сложный процесс, который приобретается исполнителем в процессе деятельности, выступает как способность к субъективному осознанию образа объективной действительности, что приводит творческое преобразование установленных стереотипов [4, c. 42].

Исполнительство в хореографии очень тесно связано с процессом интерпретации. Интерпретируя хореографическое произведение, исполнитель привносит жизнь и смысл в художественное выражение. Одним из основных инструментов для интерпретации хореографии является качество движения. Различные типы движений могут передавать разные эмоции или значения. Например, резкие, угловатые движения могут передавать напряжение или агрессию, в то время как плавные движения могут передавать грацию и текучесть. Танцоры должны уметь подать это в танце и передать эмоциональную составляющую танца зрителю.

Другим важным аспектом интерпретации в хореографии является использование мимики, жестов и языка тела. Эти невербальные сигналы также могут передавать эмоции и мысли. Например, танцор может использовать едва заметное изменение выражения лица, чтобы передать печаль или разочарование, или использовать определенную позу, чтобы передать уверенность или уязвимость.

Можно с уверенностью сказать, что высокий уровень исполнительской культуры выражается также в постоянном стремлении исполнителя к обучению, практике и совершенствованию своего исполнительского мастерства.

Исполнитель в процессе хореографического обучения получает и накапливает теоретические знания, которые в дальнейшем может использовать для воплощения своего творческого замысла. Чем глубже знания подростков в различных направлениях культуры и искусства, тем богаче его хореографическое мышление и воображение.

Интересным представляется мнение Т. А. Ястребовой и М. Н. Юрьевой, которые в своей статье предложили следующую структуру исполнительских навыков школьников:

  • двигательно-технический компонент;
  • метроритмический компонент;
  • пространственно-ориентированный компонент;
  • координационный компонент;
  • художественно-выразительный компонент [7, c 101].

Структура исполнительской культуры, согласно исследованиям, О. Н. Вернигора представлена на рисунке.

Рис. Структура исполнительской культуры по О. Н. Вернигора [2, с. 68]

Таким образом, обобщая представления авторов об исполнительской культуре, можно увидеть, что она проявляется как в исполнительской деятельности, так и в накопленном исполнительском опыте. Исходя из этого можно убедиться, что исполнительская культура является важным качеством танцора.

Рецензент — Яджак С.

Список литературы

  1. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех веков и народов: учебное пособие / Н.Н. Вашкевич. – СПб.: Планета музыки, 2019. – 182 с.
  2. Вернигора, О.Н. Современный танец: учебно-методическое пособие / О.Н. Вернигора. – Барнаул: АлтГИК, 2020. – 211 с.
  3. Карпенко, В.Н. Особенности современных методик совершенствования исполнительского мастерства и культуры танца в хореографии / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, А.В. Новикова // Вестник современной науки. –2015. – № 9-1(9). – С. 121-126.
  4. Кудрявцев, В.Т. Развитие детства и развивающее образование / В.Т. Кудрявцев, В.Т. Дубна. – М., 2017. – 206 с.
  5. Свиридова, Г.Н. Музыкально-исполнительская культура в теоретическом и прикладном измерениях / Г.Н. Свиридова. – Кемерово: КемГИК, 2008. – 194 с.
  6. Чжоу, М. Педагогические условия формирования исполнительской культуры подростков / М. Чжоу, Б. Хань / Человек. Социум. Общество. – 2021. – № – С. 38-42.
  7. Ястребова, Т.А. Сущность и структура исполнительских навыков школьников в хореографии / Т.А. Ястребова, М.Н. Юрьева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – № 3. – С. 97-102.

Поделиться

393

Дорохина Е. Г. Понятие исполнительской культуры подростка в хореографии // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 38-40. URL: https://apni.ru/article/8567-ponyatie-ispolnitelskoj-kulturi-podrostka

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля