Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Возможности формирования исполнительской культуры подростков средствами современ...

Возможности формирования исполнительской культуры подростков средствами современного танца

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

исполнительская культура
подростковый возраст
технология обучения
современный танец
исполнительские навыки

Аннотация статьи

Хореографическое искусство имеет свои особенности и отличительные черты. Современный танец обладает большим развивающим и воспитательным потенциалом, оказывая влияние на вкусы и предпочтения подростков, развивая в них исполнительскую культуру. Статья посвящена изучению возможностей современного танца на формирование и развитие исполнительской культуры подростков.

Текст статьи

Современный танец становится все более популярным в подростковой среде. В современном танце отсутствуют строгие правила и каноны, он может содержать в себе совершенно непредсказуемые формы и способы выражения. Подростки, которые осваивают современный танец, могут свободно выражать свое творческое начало, создавать новые ритмы и манеру исполнения, пластику движения и новые хореографические формы. При этом обучение современному танцу использует педагогические формы, методы, приемы и принципы, что позволяет сделать вывод о возможности использования средств современного танца для формирования исполнительской культуры подростка.

Процесс формирования исполнительской культуры подростков является процессом, состоящим из различных общеукрепляющих и специализированных учебно-тренировочных занятий, репетиций, концертов. Хореографическое искусство обладает специфическими особенностями и отличительными чертами, которые в каждой из видов танца выражается своеобразными, присущими только ему выразительными средствами [4, c. 492].

Основным отличием в обучении современному танцу от других хореографических направлений, является формирование иного характера художественно-творческого мышления. Учащийся должен научиться мыслить движениями, творчески развиваться через создание хореографических образов. Он должен уметь думать своим телом и выражать свои мысли через создание хореографического образа.

Воспитанник должен научиться входить в состояние «здесь и сейчас», которое в дальнейшем подпитывается вовлеченностью участника в процесс. Для лучшего освоения данного состояния нужно стремиться, чтобы интеллектуальное, эмоциональное и физическое стали единым, целостным. Через освоение этого психоэмоционального состояния происходит гармонизация и дальнейшее развитие личности подростка. Если учащийся смог научиться входить в это состояние, он может регулярно вызывать его в своей памяти и создавать ощущение целостности в любой момент. Несомненно, что это является одним из аспектов развития личности подростка.

Основу современной хореографии составляет импровизация, о каком бы конкретно танце ни шла речь. Импровизация выступает как необходимый элемент танца, который предстает в свою очередь одним из способов коммуникации, позволяющий раскрыть внутренний мир танцора. Средствами современной хореографии осуществляются коммуникации представителей различных народов и культур.

В подростковом возрасте человек стремиться самоопределиться, понять свое место в коллективе, в обществе, найти свой пусть. Выбор конкретной деятельности позволяет подростку удовлетворить свою потребность в самопознании. В дальнейшем полученные таким образом знания становятся определяющими для развития личности, развития своей индивидуальности, персонификации личностных свойств.

Формирование исполнительской культуры подростков возможно только при условии, что процесс саморазвития личности будет активизирован. Заложенные природой данные в подростке, в том числе творческие способности, могут развиваться только при условии активности, созидательной деятельности личности, научном познании. Это означает, что подросток должен не только выполнять поручения и наставления педагогов и родителей, но и сам стремиться изучать новое, всесторонне развиваться, стремиться к новым знаниям.

Пробуждение интереса подростков к развитию своей исполнительской культуры возможно реализовать на занятиях современной хореографии, а именно в процессе танцевальной импровизации.

Согласно представлению О. А. Зелюка, импровизация – это интуитивное самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций. Автор отмечает, что танцевальная импровизация является особой формой мышления, применимой к телу, при котором происходит мгновенный интуитивный выбор среди множества возможностей [3, c. 29].

В современном танце существует несколько видов импровизаций:

  • традиционная импровизация, когда танцор ограничен конкретной стилистикой и условиями исполнения;
  • модернистская импровизация – импровизация в направлении романтических школ;
  • постмодернистская импровизация – искусство перфоманса [1, c. 27].

Танцевальная импровизация позволяет неразрывно соединить интеллектуальные и физические возможности танцора, дает толчок для развития креативности мышления, повышения техничности исполнителя, раскрывает творческие возможности, формирует индивидуальный почерк, раскрывает потенциал личности.

Следует отметить, что хотя танцевальная импровизация находится вне рамок и канонов, освобождает исполнителя от ограничений и раскрывает ему новые возможности, подростки могут сталкиваться с некоторыми проблемами. К ним может быть отнесена недостаточная физическая подготовленность, а также отсутствие жизненного опыта. Задачей хореографа-педагога в этом случае становится знакомство подростков с новыми сферами жизни. Следует создать такие условия на занятиях, которые бы способствовали вовлеченности личности подростка в креативный процесс [2, c. 14].

Таким образом, танцевальная импровизация требует проведения глубокой внутренней работы, развития личности подростка, его индивидуальности, изменения мышления об отношении к своему телу.

Можно выделить следующие положительные аспекты современного танца на формирование исполнительской культуры:

  1. Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей. Движения обретают легкость и свободу, постепенно устраняются физические недостатки. Регулярные занятия хореографией помогают избавиться от дефектов речи, привычки сутулиться и ходить с поникшей голой, улучшается координация и тону мышц, укрепляется сердечно-сосудистая система.
  2. Формируется культура поведения подростков. Учащиеся, попадая в коллектив со схожими интересами, находят себе единомышленников и друзей. Это развивает в них чувство «плеча», коллективности. Подростки становятся более вежливыми и внимательными к окружающим. При этом культура поведения растет не только на время занятий, но и в повседневной жизни.
  3. Воспитываются нравственные качества. Просмотр и участие в танцевальных постановках пробуждают у подростков яркие эмоции и впечатления, они учатся отличать добро от зла, хорошее от плохого. В хореографическом коллективе подросток учится чувству ответственности, целеустремленности.
  4. Расширяется сфера эмоционального познания подростка. В хореографическом произведении могут быть отражены чувства и эмоции, которые подросток в силу своего возраста еще не испытывал. За счет знакомства с эмоциями и жизнью других людей, учащиеся расширяют свой кругозор, наполняются новыми впечатлениями и представлениями. Хореограф-педагог может знакомить не только с танцевальными композициями, но и с художественными произведениями, образцами художественного и музыкального искусства.
  5. Занятия современным танцем положительно влияют на развитие памяти, воображения, помогают лучше ориентироваться в пространстве, развивают музыкально-ритмические способности.
  6. Положительно влияют на эмоциональную сферу подростков. Современный танец способен не только погрузить учащегося в мир эмоций и новых переживаний, но и способствуют выплеску эмоциональных нагрузок. В процессе освоения современного танца подростки учатся понимать свои эмоции и переживания, управлять и выражать их.

Как можно увидеть из вышесказанного, современный танец основан не столько на раскрытии задатков и талантов подростков, сколько становлению и развитию их личности. Современный танец является больше средством саморазвития, чем самореализации. Тем самым происходит формирование исполнительской культуры подростков.

Список литературы

  1. Аминов, И.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей (школьников). Вопросы психологии / И.А. Аминов. – 2017.– № 5. – 77с.
  2. Антипин, В.В. Современный танец и методика его преподавания: учебное пособие / В.В. Антипин; ответственный редактор Н.А. Еловская. – Красноярск: СГИИ им. Хворостовского, 2020. – 48 с.
  3. Зелюка, О.А. Руководитель хореографического коллектива как фактор формирования культурной личности / О.А. Зелюка // Интерактивная наука. – 2019. – № 2 (36). – С.28-32.
  4. Карпенко, В.Н. Исполнительское мастерство и культура танца в современной хореографии / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, С.В. Стручкова // В сборнике: Вектор развития современной науки. сборник материалов X Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 491-495.

Поделиться

979

Дорохина Е. Г. Возможности формирования исполнительской культуры подростков средствами современного танца // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 35-37. URL: https://apni.ru/article/8569-vozmozhnosti-formirovaniya-ispolnitelskoj-kul

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января