Актуальность рассмотрения проблем повышения квалификации муниципальных служащих определена перспективами повышения неопределенности в развитии российских муниципальных образований при сохранении структурных проблем (сравнительно низкая бюджетная обеспеченность, диспропорции в состоянии инфраструктуры). При безусловно высоких требованиях к эффективности деятельности служащих органов власти субъектов федерации и органов исполнительной власти, именно муниципальные служащие находятся в непосредственном взаимодействии с населением, представляют имидж власти в широком смысле, выступают каналом взаимодействия с обществом. В подобных условиях закономерно возрастают требования к компетенциям муниципальных служащих, их личным качествам. Указанные аспекты формирования вклада муниципальных служащих в отправление функций муниципального управления и определяют необходимость эффективно функционирующей системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
Муниципальные служащие в работе рассматриваются как граждане, осуществляющие профессиональную деятельность в функционально относящихся к системе муниципальной службы организациях [5]. По своей природе муниципальная служба как профессиональная деятельность состоит в отправлении административных, управленческих и иных функций, объединенных в практики государственного управления и местного самоуправления. Специфика муниципального сектора как сферы приложения трудовой деятельности состоит в сравнительно низкой управленческой автономии, высоком уровне регламентации деятельности и публичных целей (отличных от экономических целей бизнес-субъектов). Следовательно, от того, насколько эффективно отправляются функции муниципальными служащими, зависят результатов управления на муниципальном уровне, качество и уровень жизни населения территорий [1, c. 4], социально-экономическое развитие территории в широком смысле [4, c. 234].
В трудовой деятельности гражданских служащих активно проявляется задействование интеллектуального и творческого потенциала для решения управленческих задач, что формирует потребность в развитии профессионально-квалификационного уровня. Отнесение к системам государственного/муниципального управления требует формирования компетенций специфического профиля (правовая культура, управление муниципальной собственностью, закупками для муниципальных нужд, городским хозяйством, сферами образования, здравоохранения и др.). По отношению к муниципальным служащим применяется специфическая совокупность стимулов, характеризующаяся более высоким вкладом нематериальных стимулов относительно материальных [2, c. 19], стабильностью занятости. В свою очередь, публичный характер целей муниципальной службы и возможность распоряжения имуществом муниципалитетов предъявляют высокие требования к личным профессиональным качествам муниципальных служащих. Указанная совокупность аспектов муниципальной службы как профессиональной деятельности иллюстрирует комплексный характер требований, предъявляемых к компетенциям служащих.
Под компетенцией также может пониматься интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, на основе использования знаний, обретенного опыта и врожденных характеристик личности в соответствии с усвоенной системой ценностей. Из данного определения следует ряд выводов относительно содержания и целей практики обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих (а всё это в широком смысле относится именно к инструментам воздействия на состояние компетенций и квалификации служащих):
- во-первых, часть компетенций служащих формируется до их непосредственного вовлечения в систему муниципальной службы, в том числе – посредством получения общего и специального образования. Оценку соответствия кандидатов на занимаемую должность по уровню компетенций позволяет осуществлять интегрированная система контроля знаний (аттестации, собеседований и других инструментов [5]).
- во-вторых, часть компетенций обретается в процессе взаимодействия с инфраструктурой их развития, с ежедневной практикой контактов с профессиональным сообществом служащих. Развитие этих компетенций является сферой переподготовки и повышения квалификации.
- в-третьих, специфика труда требует соответствующей специфики в профессиональных навыках лиц, оказывающих муниципальным служащим образовательные услуги. Как следствие, в отношении ряда направлений трудовой деятельности (к примеру, общеотраслевых – управления персоналом, информационных технологий и т. п.) основное и дополнительное образование может быть осуществлено всеми участниками образовательного рынка, но в отношении специализированных функций государственных служащих (к примеру, в сфере государственных закупок) – преимущественно специализированными учебными организациями.
Таким образом, системно значимая для развития кадрового потенциала органов муниципальной службы проблема развития компетенций требует интегрированного подхода, объединяющего в качестве элементов: сферу общего и специального образования, трудовые коллективы, государственные и негосударственные образовательные структуры. Объединение указанных элементов по целям, ресурсам, акцентам в развитии компетенций и личностных качествах опирается на государственную политику, включая политику в сфере развития государственной и муниципальной службы [3, c. 49], образовательную политику.
Особенностью дополнительного профессионального образования служащих можно считать его опору на наличие у государственного служащего определенных базовых знаний, которые он получил в иных направлениях подготовки (ими являются среднее профессиональное образование или высшее образование). При этом практика обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих должна носить непрерывный характер, адаптируясь к новациям в организации управления и текущей деятельности (в том числе – цифровизации общественных и экономических отношений).
Таким образом, практику обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих целесообразно рассматривать как целенаправленную деятельность структур государственного управления по формированию трудового потенциала органов местного самоуправления и муниципального управления, затрагивающую системы общего, профессионального, дополнительного и внутреннего образования (наставничества).