Целью настоящей статьи является определение места животных в системе гражданских прав, выявление особенностей правового режима животных и предложение возможных путей устранения выявленных проблем современного законодательства России, возникших в области обращения с животными.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать определение животным и их видам в гражданском законодательстве;
- Проанализировать причины специфического отношения к животным как особой разновидности объектов гражданских правоотношений;
- Определить возможные меры, способствующие развитию у граждан Российской Федерации ответственного отношения к животными.
Российские законодательные акты, регламентирующие положение животных как объектов права, не содержат дефиниции «животных». Толковые словари обычно трактуют «животное» как организм, обладающий способностью чувствовать и передвигаться. В большом юридическом словаре все животные рассматриваются только как «не относящиеся к растениям разнообразные организмы, исключая (с точки зрения права) человека» [2, с. 170]. Значит, животные отличаются от людей только с юридической точки зрения. Следовательно, животные наделены общими с человеком характеристиками, являются живыми существами и способны к чувственному восприятию действительности.
Традиционно животных классифицируют по среде их обитания, различая диких (обитающих в естественной среде) и домашних (живущих по соседству с людьми). Статья 3 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ) расширяет привычную дифференциацию новым термином «животное без владельца».
П. 3 ст. 3 Федерального закона № 498-ФЗ определяет диких животных как «животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, изъятых из среды их обитания, а также потомство и гибриды таких животных».
К «домашним животным», в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 498-ФЗ, следует относить «животных, находящихся на содержании владельца (физического лица), под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы».
Введенное п. 6 ст. 3 Федерального закона № 498-ФЗ новое понятие «животное без владельца» характеризуется как «животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен» [8]. Подобное толкование позволяет утверждать, что оно тождественно термину «безнадзорное животное», который был использован в ст. 230, 231, 232 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (далее по тексту – ГК РФ) [6, c. 83]. В силу ст. 230 ГК РФ, безнадзорным признается животное, у которого есть собственник, но он или место его пребывания неизвестны [3].
Объектами в гражданских правоотношениях становятся разнообразные вещи и имущество, включая имущественные права, продукты, полученные в результате каких-либо работ или интеллектуальной деятельности, а также неимущественные блага. Основные гражданско-правовые объекты подробно перечислены в статье 128 ГК РФ.
Отдельной статьёй ГК РФ животные причисляются к объектам гражданско-правовых отношений. Согласно положениям статьи 137 ГК РФ «к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное» [3]. Следовательно, закон относит животных к одному из видов имущества, в отношении которого могут заключаться гражданско-правовые сделки. Чаще в гражданском обороте задействованы домашние животные, которых можно купить, обменять, подарить, продать, передать возмездное или безвозмездное пользование и пр. Но, учитывая тот факт, что животные это живые «существа, способные испытывать эмоции и физические страдания» (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 498-ФЗ), а не просто неодушевлённые предметы (вещи), законодатель разрабатывает особые правовые нормы и ограничивает действие общих правил об имуществе в отношении животных, тем самым выделяя животных как особый объект гражданских правоотношений [4, с. 26].
Вместе с тем статья 137 ГК РФ содержит нормы, предписывающие применение гуманного и недопущения безжалостного отношения к животным, что также указывает на специфичность животных в системе гражданского права.
Обязательность отношения к животным как к отличным от других типам гражданско-правовых объектов выразилось в принятии Федерального закона
№ 498-ФЗ. До его принятия процессы регулирования содержания и охраны животных на законодательном уровне были освещены слабо и разрозненно. Животные рассматривались лишь как объекты гражданских правоотношений наравне с другим имуществом. Новый Федеральный закон стал шагом к комплексному объединению правил обращения с животными в России.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона № 498-ФЗ содержит общие требования к содержанию животных, такие как «обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных» и др. [8]. В положениях этой статьи учтено то, с чем довольно часто сталкиваются владельцы, обретая право собственности на живых существ.
Ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 498-ФЗ регламентирует действия владельцев в случае их добровольного прекращения собственнических прав на животное. При этом в Федеральном законе № 498-ФЗ не указано, как законодатель будет контролировать исполнение гражданами предписания данной статьи. Поэтому часто возникают ситуации, при которых животные оказываются на улице и из разряда «домашние животные» переходят в «животное без владельца».
Глава 5 Федерального закона № 498-ФЗ содержит порядок осуществления государственного контроля (надзора) и общественного контроля в области обращения с животными. Но при обнаружении животного без находящегося поблизости владельца государственные и общественные инспекторы не всегда могут определить собственника животного, так как нет законодательно закреплённой обязанности владельцев регистрировать и чипировать их животных. В результате, если граждане отказываются от права собственности на принадлежащих им животных, при этом не находят питомцам новых хозяев и не пристраивают их в приют, то бывшие собственники остаются безнаказанными. При этом брошенные животные испытывают сильный дискомфорт и страдания.
Ввиду того, что животные рассматриваются как специфические (живые) объекты гражданских правоотношений, в Российском законотворчестве существуют запреты на проявление жестокости по отношению к животным:
- Статья 137 ГК РФ воспрещает «жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности» [3].
- В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 498-ФЗ запрещена какая-либо «пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными».
- В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 498-ФЗ «за нарушение требований закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [8].
- Статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за жестокое обращение с животным, «повлекшее его гибель или увечье» [7].
В соответствии с п. е.5 части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры, направленные на «формирование в обществе ответственного отношения к животным» [5].
Действующий Федеральный закон 498-ФЗ впервые устанавливает такие законодательные требования к владельцам животных, как необходимость нахождения животным новых владельцев или передача их в приюты (если собственники по какой-то причине не хотят или не могут исполнять свои обязанности по содержанию животных), чтобы не оставлять их безнадзорными; в качестве мер по формированию гуманного отношения запрещено натравливать животных на кого-либо, умерщвлять животных в приютах без веского основания и пр. П. 9 ст. 3 Федерального закона 498-ФЗ даёт характеристику «обращения с животными», включающую «содержание, использование животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье» [8]. Такая трактовка содержит лишь перечисление основных видов деятельности, совершаемых в отношении животных без указания на то, что обращение должно быть ответственным. Словосочетание «ответственное обращение с животными», заложенное в название законодательного акта федерального уровня, не прослеживается ни в одной из его статей. В статье 21 Федерального закона 498-ФЗ сказано, что нарушители законодательных требований должны нести ответственность, но не прописано в чём именно должны заключаться наказания за неповиновение. Следовательно, пока не проработана вопрос о том, как призывать к ответу правонарушителей, сложно требовать от граждан соблюдения предписаний, и доля населения, ответственно относящегося к животным, не увеличивается.
Проблема появления беспризорных домашних животных является актуальной и отражена в статьях 230-232 ГК РФ. Указанные статьи регламентируют действия по возврату владельцам «безнадзорных домашних животных», «приобретения права собственности на безнадзорных животных», «возмещения расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждения за них» [3].
Несмотря на то, что государством уделяется пристальное внимание совершенствованию правового порядка надлежащего обращения с животными, в регулировании этих правоотношений остаются неразрешённые сложности [1, с. 159]. Постоянное появление безнадзорных животных остаётся одной из важнейших проблем. Поэтому необходимо на законодательном уровне разработать меры по предотвращению появления безнадзорных животных, например, ввести обязательную регистрацию домашних животных, чипирование животных, дающее возможность отследить местонахождение пропавшего питомца и определить владельца найденного животного и пр. Для предотвращения фактов жестокого обращения с животными нужно законодательно регламентировать пропаганду гуманного отношения к животным с помощью создания социальной рекламы, внедрения в образовательные программы детских садов и школ страны предметов, содержащих темы об ответственном и гуманном обращении с животными и пр.
Вывод: Животные являются специфическими объектами гражданских прав, требующих особого отношения законодателя, поэтому необходимо продолжать уделять пристальное внимание вопросам гражданско-правового режима животных, доработать законодательство в части ответственности за несоблюдение законов, регламентирующих ответственное обращение с животными.