Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Методы и ограничения в рекомендательных системах

Методы и ограничения в рекомендательных системах

Автор(-ы):

Голубев Роман Олегович

28 февраля 2024

Научный руководитель

Бочаров Алексей Владимирович

Секция

Информационные технологии

Ключевые слова

рекомендательная система
метод
ограничение
пользователь
контентная фильтрация
коллаборативная фильтрация
фильтрация
основанная на знаниях
гибридная рекомендательная система

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается классификация рекомендательных систем, выделяются методы и ограничения для каждой из них. Интерес к данной теме вызван появлением обширного количества ресурсов в сети Интернет, использующих данный вид систем. Акцент делается на сравнительном анализе методов и ограничений в данных системах.

Текст статьи

Рекомендательные системы – это программное обеспечение, которое анализирует интересы и предпочтения пользователя, и предлагает контент в соответствии с ними. Они изменили способы взаимодействия пользователей с программными системами, так как вместо статической информации они адаптируются под пользователя, обеспечивая более интерактивное взаимодействие и расширяя возможности для пользователей [1].

Рекомендательные системы играют значительную роль в современном мире, поскольку они упрощают процесс принятия решений для потребителей и позволяют предоставлять персонализированные услуги и товары.

Рекомендации используются в самых разных сферах бизнеса. Интернет-магазины и магазины розничной торговли демонстрируют товары в таких разделах, как "популярный товар месяца", "куплено с этим товаром". Сервисы потокового воспроизведения музыки и видео используют рекомендации для составления плейлистов на день или рекомендуют фильмы на вечер. СМИ показывают контент, который может понравиться пользователям, а социальные сети предлагают добавить новых друзей в контакты.

Ключевые роли рекомендательных систем в современном мире включают в себя:

  1. Улучшение потребительского опыта (рекомендательные системы помогают пользователям находить интересные и полезные товары, услуги, контент и информацию, учитывая их предпочтения и предыдущие действия);
  2. Повышение уровня удовлетворения клиентов (благодаря рекомендациям, предоставленным на основе персонализированных предпочтений, клиенты могут быть более удовлетворены полученным опытом и ощущением того, что их нужды внимательно изучены);
  3. Повышение конверсии и продаж (предложение персонализированных рекомендаций позволяет компаниям увеличивать вероятность того, что потребители приобретут рекомендованные товары или услуги);
  4. Оптимизация предложений услуг и контента (рекомендательные системы позволяют организациям адаптировать свои предложения в соответствии с запросами и потребностями пользователей);
  5. Обогащение данных и инсайтов (проанализированные данные о взаимодействии пользователей с рекомендательными системами могут использоваться для получения ценных инсайтов о поведении клиентов и потребностях рынка).

Рекомендательные системы анализируют предпочтения пользователей и предсказывают, что им понравится в будущем. Их алгоритмы часто основаны на машинном обучении; искусственный интеллект учится на основе выбора пользователя и предоставляет новые возможности для взаимодействия [2].

В настоящее время рекомендательные системы встречаются повсеместно. По сути, почти любой серьезный интернет-магазин, новостной портал либо онлайн-кинотеатр применяет какую-нибудь рекомендательную систему, чтобы предоставить пользователям то, что им нужно [3].

Рекомендации могут быть персонализированными и не персонализированными. В первом случае мы знаем что-то о пользователе и основываемся на его предпочтениях, во втором – используем популярные или сопутствующие товары [2].

Выделяют четыре вида рекомендательных систем:

  1. Контентная фильтрация.
  2. Коллаборативная фильтрация.
  3. Фильтрация, основанная на знаниях.
  4. Гибридные рекомендательные системы [2].

Контентная фильтрация. Этот метод использует характеристики и описания элементов для предложения пользователю похожих элементов, которые они могут найти интересными. Преимуществами контентной фильтрации являются возможность рекомендовать новые элементы, доступность для новых пользователей, и отсутствие проблемы холодного старта (когда у пользователя нет истории оценок). Однако этот метод ограничен в том, что он может игнорировать скрытые предпочтения пользователя, которые могут быть связаны с его поведением, но не описаны в содержании элемента.

Коллаборативная фильтрация. Этот метод анализирует взаимодействие пользователей и элементов для предоставления рекомендаций. Преимущества коллаборативной фильтрации включают способность учесть скрытые паттерны и предпочтения, что позволяет предлагать более персонализированные рекомендации. Ограничения включают ограниченную способность рекомендовать новые элементы и требование наличия большого объема данных о пользователях и их предпочтениях для точных прогнозов.

Фильтрация на основе знаний. Этот метод использует экспертные знания или правила для предложения рекомендаций. Преимущества включают возможность объяснения рекомендаций и учета ограничений и правил. Однако ограничения включают необходимость постоянного обновления базы знаний и возможное ограничение разнообразия предложений.

Гибридная рекомендательная система. Объединяет различные методы рекомендаций, такие как контентную, коллаборативную, и фильтрацию на основе знаний, чтобы улучшить точность и полезность системы рекомендаций.

При выборе подходящего метода рекомендательной системы для конкретной задачи или отрасли следует учитывать ряд факторов:

  1. Тип данных. Различные методы рекомендаций требуют различных типов данных. Например, коллаборативная фильтрация требует данных об оценках от пользователей, в то время как контентная фильтрация требует описания и характеристик элементов. Поэтому важно понимать тип данных, которые доступны для работы с рекомендательной системой.
  2. Разнообразие товаров или услуг. Для некоторых отраслей, таких как музыка, фильмы или книги, пользовательские предпочтения могут быть лучше предсказаны на основе схожих предпочтений других пользователей (коллаборативная фильтрация). В других случаях, когда каждый товар уникален и не имеет явных аналогов, контентная фильтрация может быть более эффективной.
  3. Наличие данных. Некоторые методы могут требовать большого объема данных для их успешного применения.
  4. Пользовательский опыт. Важно понимать, как пользователи взаимодействуют с системой, насколько активны они в выражении своих предпочтений, и насколько важно предложить им новые, редко встречающиеся элементы.
  5. Точность и интерпретируемость. Некоторые методы рекомендаций более точны, чем другие, но в то же время менее интерпретируемы.

Рекомендательные системы играют важную роль в современном мире, улучшая потребительский опыт, повышая уровень удовлетворения клиентов, увеличивая конверсию и продажи, оптимизируя предложения услуг и контента, а также обогащая данные и инсайты о поведении клиентов и потребностях рынка. Различают четыре вида рекомендательных систем: контентную фильтрацию, коллаборативную фильтрацию, фильтрацию, основанную на знаниях и гибридные рекомендательные системы. При выборе подходящего метода рекомендательной системы для конкретной задачи или отрасли необходимо учитывать такие факторы, как тип данных, разнообразие товаров или услуг, наличие данных, пользовательский опыт, а также точность и интерпретируемость метода.

Список литературы

  1. Джонс М.Т. Принципы работы рекомендательных механизмов Интернета. [Электронный ресурс] – URL: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/os-recommender1/ (дата обращения 28.02.2024).
  2. Рекомендательные системы: что это и как работает алгоритм рекомендаций – Журнал Mindbox о разумном бизнесе: [Электронный ресурс] – URL: https://mindbox.ru/journal/education/rekomendatelnye-sistemy/ (дата обращения 28.02.2024).
  3. Особенности и типы рекомендательных систем / OTUS: [Электронный ресурс] – URL: https://otus.ru/nest/post/2582/ (дата обращения 28.02.2024).

Поделиться

379

Голубев Р. О. Методы и ограничения в рекомендательных системах // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.I.С. 34-36. URL: https://apni.ru/article/8575-metodi-i-ogranicheniya-v-rekomendatelnikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля