Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Формирование навыков осознанного чтения посредством применения игротехник и упра...

Формирование навыков осознанного чтения посредством применения игротехник и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях

Автор(-ы):

Кулешова Алена Евгеньевна

28 февраля 2024

Научный руководитель

Дергачёва Евгения Владимировна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

чтение
читательская грамотность
осознанное чтение
игровая деятельность
упражнения
коррекция
педагог

Аннотация статьи

Проблемы формирования навыков осознанного чтения в настоящее время наиболее актуальны в системе начального и общего образования при реализации ФГОС. В статье раскрываются приёмы работы по формированию навыка осознанного чтения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также применение дидактических средств на коррекционно-развивающих занятиях в школе. Особый акцент делается на игротехниках в работе с обучающимися.

Текст статьи

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности ребенка. С одной стороны, оно является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг и учебников ребёнок получает разнообразную информацию и знания. А чтение литературных произведений выполняет когнитивную, эстетическую, воспитательную и духовно-развивающую функции.

Сформированный навык чтения – залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является базой всего последующего образования человека. Формирование у школьников навыка чтения является одной из важнейших задач обучения [1].

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, выразительность, правильность, осознанность [2].

Данный навык складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного [2].

Овладение навыками осознанного чтения является непростой и напряженной работой, требующей от читателя определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических) [3].

Психофизиологической основой трудности овладения навыками осознанного чтения являются:

  • замедленный темп приёма и переработки визуально воспринимаемой информации;
  • замедленный темп установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами;
  • низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации;
  • слабость самоконтроля [3].

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) данная проблема особенно актуальна. Для них характерны:

  • слабость процессов памяти и внимания;
  • недостаточность темпа и подвижности психических процессов;
  • повышенная истощаемость;
  • несформированность произвольной регуляции деятельности;
  • эмоциональная неустойчивость [4].

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навык чтения формируется по тем же этапам, что и у норматипичных детей, но с некоторым отставанием, которые обусловлены особенностями развития данной категории детей.

Исходя из этого, большинство учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их норматипичных сверстников в этот период, интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание [5].

У школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного, то есть осознанное чтение. Нарушение осознанного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проявляется в неспособности пересказать текст или ответить на вопросы по его содержанию [4].

Анализ результатов исследования использования игр и упражнений, направленных на формирование читательской грамотности детей, на расширение активного словарного запаса, на умение устанавливать причинно-следственные связи, а также формирование навыков осознанного чтения, показал, что в работе необходимо учитывать направленность методов и упражнений [6; 7; 8].

Примером могут служить ниже представленные упражнения и игры для формирования читательской грамотности, а также навыков осознанного чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

1. Игра «Разведчики». Обучающемуся предлагается найти и прочитать слова, начинающиеся на заданную букву (буква Г). После необходимо объяснить, что обозначают эти слова, то есть их смысл.

СТАРМИЯАНЕДИНСТВОАТАГИМНЛАНДОБЛЕСТЬСАГРАЖДАНИНМБЛЬМУЖЕСТВОЛНОТГЕРБОЛГЛ

2. Игра «Потеряшки». Обучающемуся предлагается посмотреть на представленные в столбиках слова и ответить на вопрос: «Чего в них не хватает?». После чего необходимо прочесть слова, вернув недостающие буквы на места. В заключении игры, обучающемуся нужно объяснить значение представленных слов.

гржднин рмия

знмя нрод

птриот стрн

слв увжение

3. Упражнение «Поговорки». Обучающемуся предлагается прочитать поговорки и ответить на вопрос: «Верно ли они звучат?». После обнаружения ошибки, обучающемуся необходимо прочесть поговорки правильно и объяснить их значения.

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

4. Игра «Письмо с дырками». Обучающемуся предлагается отрывок стихотворения с пропущенными словами. Необходимо, вставить в него пропущенные слова, затем прочитать отрывок полностью. В заключении, обучающемуся нужно определить название стихотворения и его автора. При затруднении в выполнении данного задания, предлагаются слова для справок, которые нужно вставить на месте пропусков.

Скажи-ка, ____, ведь не даром

Москва, ________пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж ______ боевые,

Да, _______, еще какие!

Недаром ______ вся Россия

Про день__________!

5. Упражнение «Слова-антонимы». Обучающемуся предлагается ряд слов, из которых ему необходимо выбрать два слова с противоположным значением. После выбора необходимых слов, обучающемуся нужно объяснить их значение.

Слова: патриот, родина, гражданин, чужбина, знамя.

Используя в работе предложенные игры и упражнения, можно отметить положительную динамику:

  • обучающиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию и запоминанию трудного, информационно насыщенного текста;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивается активное слушание;
  • повышается самооценка обучающихся.

Представленные выше средства способствуют повышению уровня читательских компетенций школьников. А также формированию читательской грамотности и навыков осознанного чтения, обучающихся на коррекционно-развивающих занятиях.

Содержательная направленность материала позволяет целенаправленно решать задачи по формированию навыков осознанного чтения с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках реализуемых программ.

Список литературы

  1. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению. / В.Н. Зайцев. – Москва: Просвещение, 1991. – 32 с.
  2. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: МиМ, 1997. – 286 с.
  3. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. / Т.Г. Егоров. – Москва: ГУПИ МП РСФСР, 1953. – 142 с.
  4.  Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику, психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников. / Н.П. Локалова. – Москва: Ось-89, 2007. –144 с.
  5. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: пособие для учителя. / Н.А. Цыпина. – Москва: Компекс – центр, 1994.
  6. Андреев, О.А., Хромов, Л.Н. Учитесь быстро читать: книга для учащихся старших классов. / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.
  7. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с.
  8. Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. / Т.П. Сальникова. – Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 320 с.

Поделиться

378

Кулешова А. Е. Формирование навыков осознанного чтения посредством применения игротехник и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/8577-formirovanie-navikov-osoznannogo-chteniya-pos

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля