Чтение – одно из важнейших средств формирования личности ребенка. С одной стороны, оно является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг и учебников ребёнок получает разнообразную информацию и знания. А чтение литературных произведений выполняет когнитивную, эстетическую, воспитательную и духовно-развивающую функции.
Сформированный навык чтения – залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является базой всего последующего образования человека. Формирование у школьников навыка чтения является одной из важнейших задач обучения [1].
Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, выразительность, правильность, осознанность [2].
Данный навык складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного [2].
Овладение навыками осознанного чтения является непростой и напряженной работой, требующей от читателя определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических) [3].
Психофизиологической основой трудности овладения навыками осознанного чтения являются:
- замедленный темп приёма и переработки визуально воспринимаемой информации;
- замедленный темп установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами;
- низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации;
- слабость самоконтроля [3].
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) данная проблема особенно актуальна. Для них характерны:
- слабость процессов памяти и внимания;
- недостаточность темпа и подвижности психических процессов;
- повышенная истощаемость;
- несформированность произвольной регуляции деятельности;
- эмоциональная неустойчивость [4].
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навык чтения формируется по тем же этапам, что и у норматипичных детей, но с некоторым отставанием, которые обусловлены особенностями развития данной категории детей.
Исходя из этого, большинство учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их норматипичных сверстников в этот период, интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание [5].
У школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного, то есть осознанное чтение. Нарушение осознанного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проявляется в неспособности пересказать текст или ответить на вопросы по его содержанию [4].
Анализ результатов исследования использования игр и упражнений, направленных на формирование читательской грамотности детей, на расширение активного словарного запаса, на умение устанавливать причинно-следственные связи, а также формирование навыков осознанного чтения, показал, что в работе необходимо учитывать направленность методов и упражнений [6; 7; 8].
Примером могут служить ниже представленные упражнения и игры для формирования читательской грамотности, а также навыков осознанного чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
1. Игра «Разведчики». Обучающемуся предлагается найти и прочитать слова, начинающиеся на заданную букву (буква Г). После необходимо объяснить, что обозначают эти слова, то есть их смысл.
СТАРМИЯАНЕДИНСТВОАТАГИМНЛАНДОБЛЕСТЬСАГРАЖДАНИНМБЛЬМУЖЕСТВОЛНОТГЕРБОЛГЛ
2. Игра «Потеряшки». Обучающемуся предлагается посмотреть на представленные в столбиках слова и ответить на вопрос: «Чего в них не хватает?». После чего необходимо прочесть слова, вернув недостающие буквы на места. В заключении игры, обучающемуся нужно объяснить значение представленных слов.
гржднин рмия
знмя нрод
птриот стрн
слв увжение
3. Упражнение «Поговорки». Обучающемуся предлагается прочитать поговорки и ответить на вопрос: «Верно ли они звучат?». После обнаружения ошибки, обучающемуся необходимо прочесть поговорки правильно и объяснить их значения.
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
4. Игра «Письмо с дырками». Обучающемуся предлагается отрывок стихотворения с пропущенными словами. Необходимо, вставить в него пропущенные слова, затем прочитать отрывок полностью. В заключении, обучающемуся нужно определить название стихотворения и его автора. При затруднении в выполнении данного задания, предлагаются слова для справок, которые нужно вставить на месте пропусков.
Скажи-ка, ____, ведь не даром
Москва, ________пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж ______ боевые,
Да, _______, еще какие!
Недаром ______ вся Россия
Про день__________!
5. Упражнение «Слова-антонимы». Обучающемуся предлагается ряд слов, из которых ему необходимо выбрать два слова с противоположным значением. После выбора необходимых слов, обучающемуся нужно объяснить их значение.
Слова: патриот, родина, гражданин, чужбина, знамя.
Используя в работе предложенные игры и упражнения, можно отметить положительную динамику:
- обучающиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию и запоминанию трудного, информационно насыщенного текста;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивается активное слушание;
- повышается самооценка обучающихся.
Представленные выше средства способствуют повышению уровня читательских компетенций школьников. А также формированию читательской грамотности и навыков осознанного чтения, обучающихся на коррекционно-развивающих занятиях.
Содержательная направленность материала позволяет целенаправленно решать задачи по формированию навыков осознанного чтения с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках реализуемых программ.