Автор(-ы):
Кулешова Алена Евгеньевна
28 февраля 2024
Научный руководитель
Дергачёва Евгения Владимировна
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Проблемы формирования навыков осознанного чтения в настоящее время наиболее актуальны в системе начального и общего образования при реализации ФГОС. В статье раскрываются приёмы работы по формированию навыка осознанного чтения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также применение дидактических средств на коррекционно-развивающих занятиях в школе. Особый акцент делается на игротехниках в работе с обучающимися.
Текст статьи
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности ребенка. С одной стороны, оно является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг и учебников ребёнок получает разнообразную информацию и знания. А чтение литературных произведений выполняет когнитивную, эстетическую, воспитательную и духовно-развивающую функции.
Сформированный навык чтения – залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является базой всего последующего образования человека. Формирование у школьников навыка чтения является одной из важнейших задач обучения [1].
Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, выразительность, правильность, осознанность [2].
Данный навык складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного [2].
Овладение навыками осознанного чтения является непростой и напряженной работой, требующей от читателя определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических) [3].
Психофизиологической основой трудности овладения навыками осознанного чтения являются:
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) данная проблема особенно актуальна. Для них характерны:
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навык чтения формируется по тем же этапам, что и у норматипичных детей, но с некоторым отставанием, которые обусловлены особенностями развития данной категории детей.
Исходя из этого, большинство учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их норматипичных сверстников в этот период, интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание [5].
У школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного, то есть осознанное чтение. Нарушение осознанного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проявляется в неспособности пересказать текст или ответить на вопросы по его содержанию [4].
Анализ результатов исследования использования игр и упражнений, направленных на формирование читательской грамотности детей, на расширение активного словарного запаса, на умение устанавливать причинно-следственные связи, а также формирование навыков осознанного чтения, показал, что в работе необходимо учитывать направленность методов и упражнений [6; 7; 8].
Примером могут служить ниже представленные упражнения и игры для формирования читательской грамотности, а также навыков осознанного чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
1. Игра «Разведчики». Обучающемуся предлагается найти и прочитать слова, начинающиеся на заданную букву (буква Г). После необходимо объяснить, что обозначают эти слова, то есть их смысл.
СТАРМИЯАНЕДИНСТВОАТАГИМНЛАНДОБЛЕСТЬСАГРАЖДАНИНМБЛЬМУЖЕСТВОЛНОТГЕРБОЛГЛ
2. Игра «Потеряшки». Обучающемуся предлагается посмотреть на представленные в столбиках слова и ответить на вопрос: «Чего в них не хватает?». После чего необходимо прочесть слова, вернув недостающие буквы на места. В заключении игры, обучающемуся нужно объяснить значение представленных слов.
гржднин рмия
знмя нрод
птриот стрн
слв увжение
3. Упражнение «Поговорки». Обучающемуся предлагается прочитать поговорки и ответить на вопрос: «Верно ли они звучат?». После обнаружения ошибки, обучающемуся необходимо прочесть поговорки правильно и объяснить их значения.
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
4. Игра «Письмо с дырками». Обучающемуся предлагается отрывок стихотворения с пропущенными словами. Необходимо, вставить в него пропущенные слова, затем прочитать отрывок полностью. В заключении, обучающемуся нужно определить название стихотворения и его автора. При затруднении в выполнении данного задания, предлагаются слова для справок, которые нужно вставить на месте пропусков.
Скажи-ка, ____, ведь не даром
Москва, ________пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж ______ боевые,
Да, _______, еще какие!
Недаром ______ вся Россия
Про день__________!
5. Упражнение «Слова-антонимы». Обучающемуся предлагается ряд слов, из которых ему необходимо выбрать два слова с противоположным значением. После выбора необходимых слов, обучающемуся нужно объяснить их значение.
Слова: патриот, родина, гражданин, чужбина, знамя.
Используя в работе предложенные игры и упражнения, можно отметить положительную динамику:
Представленные выше средства способствуют повышению уровня читательских компетенций школьников. А также формированию читательской грамотности и навыков осознанного чтения, обучающихся на коррекционно-развивающих занятиях.
Содержательная направленность материала позволяет целенаправленно решать задачи по формированию навыков осознанного чтения с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках реализуемых программ.
Список литературы
Поделиться
Кулешова А. Е. Формирование навыков осознанного чтения посредством применения игротехник и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/8577-formirovanie-navikov-osoznannogo-chteniya-pos