Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Формирование навыков осознанного чтения посредством применения игротехник и упра...

Формирование навыков осознанного чтения посредством применения игротехник и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях

Научный руководитель

Дергачёва Евгения Владимировна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

чтение
читательская грамотность
осознанное чтение
игровая деятельность
упражнения
коррекция
педагог

Аннотация статьи

Проблемы формирования навыков осознанного чтения в настоящее время наиболее актуальны в системе начального и общего образования при реализации ФГОС. В статье раскрываются приёмы работы по формированию навыка осознанного чтения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также применение дидактических средств на коррекционно-развивающих занятиях в школе. Особый акцент делается на игротехниках в работе с обучающимися.

Текст статьи

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности ребенка. С одной стороны, оно является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг и учебников ребёнок получает разнообразную информацию и знания. А чтение литературных произведений выполняет когнитивную, эстетическую, воспитательную и духовно-развивающую функции.

Сформированный навык чтения – залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является базой всего последующего образования человека. Формирование у школьников навыка чтения является одной из важнейших задач обучения [1].

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, выразительность, правильность, осознанность [2].

Данный навык складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного [2].

Овладение навыками осознанного чтения является непростой и напряженной работой, требующей от читателя определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических) [3].

Психофизиологической основой трудности овладения навыками осознанного чтения являются:

  • замедленный темп приёма и переработки визуально воспринимаемой информации;
  • замедленный темп установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами;
  • низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации;
  • слабость самоконтроля [3].

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) данная проблема особенно актуальна. Для них характерны:

  • слабость процессов памяти и внимания;
  • недостаточность темпа и подвижности психических процессов;
  • повышенная истощаемость;
  • несформированность произвольной регуляции деятельности;
  • эмоциональная неустойчивость [4].

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навык чтения формируется по тем же этапам, что и у норматипичных детей, но с некоторым отставанием, которые обусловлены особенностями развития данной категории детей.

Исходя из этого, большинство учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их норматипичных сверстников в этот период, интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание [5].

У школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного, то есть осознанное чтение. Нарушение осознанного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проявляется в неспособности пересказать текст или ответить на вопросы по его содержанию [4].

Анализ результатов исследования использования игр и упражнений, направленных на формирование читательской грамотности детей, на расширение активного словарного запаса, на умение устанавливать причинно-следственные связи, а также формирование навыков осознанного чтения, показал, что в работе необходимо учитывать направленность методов и упражнений [6; 7; 8].

Примером могут служить ниже представленные упражнения и игры для формирования читательской грамотности, а также навыков осознанного чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

1. Игра «Разведчики». Обучающемуся предлагается найти и прочитать слова, начинающиеся на заданную букву (буква Г). После необходимо объяснить, что обозначают эти слова, то есть их смысл.

СТАРМИЯАНЕДИНСТВОАТАГИМНЛАНДОБЛЕСТЬСАГРАЖДАНИНМБЛЬМУЖЕСТВОЛНОТГЕРБОЛГЛ

2. Игра «Потеряшки». Обучающемуся предлагается посмотреть на представленные в столбиках слова и ответить на вопрос: «Чего в них не хватает?». После чего необходимо прочесть слова, вернув недостающие буквы на места. В заключении игры, обучающемуся нужно объяснить значение представленных слов.

гржднин рмия

знмя нрод

птриот стрн

слв увжение

3. Упражнение «Поговорки». Обучающемуся предлагается прочитать поговорки и ответить на вопрос: «Верно ли они звучат?». После обнаружения ошибки, обучающемуся необходимо прочесть поговорки правильно и объяснить их значения.

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

4. Игра «Письмо с дырками». Обучающемуся предлагается отрывок стихотворения с пропущенными словами. Необходимо, вставить в него пропущенные слова, затем прочитать отрывок полностью. В заключении, обучающемуся нужно определить название стихотворения и его автора. При затруднении в выполнении данного задания, предлагаются слова для справок, которые нужно вставить на месте пропусков.

Скажи-ка, ____, ведь не даром

Москва, ________пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж ______ боевые,

Да, _______, еще какие!

Недаром ______ вся Россия

Про день__________!

5. Упражнение «Слова-антонимы». Обучающемуся предлагается ряд слов, из которых ему необходимо выбрать два слова с противоположным значением. После выбора необходимых слов, обучающемуся нужно объяснить их значение.

Слова: патриот, родина, гражданин, чужбина, знамя.

Используя в работе предложенные игры и упражнения, можно отметить положительную динамику:

  • обучающиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию и запоминанию трудного, информационно насыщенного текста;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивается активное слушание;
  • повышается самооценка обучающихся.

Представленные выше средства способствуют повышению уровня читательских компетенций школьников. А также формированию читательской грамотности и навыков осознанного чтения, обучающихся на коррекционно-развивающих занятиях.

Содержательная направленность материала позволяет целенаправленно решать задачи по формированию навыков осознанного чтения с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках реализуемых программ.

Список литературы

  1. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению. / В.Н. Зайцев. – Москва: Просвещение, 1991. – 32 с.
  2. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: МиМ, 1997. – 286 с.
  3. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. / Т.Г. Егоров. – Москва: ГУПИ МП РСФСР, 1953. – 142 с.
  4.  Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику, психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников. / Н.П. Локалова. – Москва: Ось-89, 2007. –144 с.
  5. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: пособие для учителя. / Н.А. Цыпина. – Москва: Компекс – центр, 1994.
  6. Андреев, О.А., Хромов, Л.Н. Учитесь быстро читать: книга для учащихся старших классов. / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.
  7. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с.
  8. Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. / Т.П. Сальникова. – Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 320 с.

Поделиться

828

Кулешова А. Е. Формирование навыков осознанного чтения посредством применения игротехник и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/8577-formirovanie-navikov-osoznannogo-chteniya-pos

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября