Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Использование нетрадиционных приемов и мнемотехники для развития связной речи до...

Использование нетрадиционных приемов и мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мнемотехника
мнемотаблица
дошкольное образование
связная речь
когнитивное развитие
творческое развитие
образовательные технологии
педагогические методы
развитие памяти
внимание
воображение

Аннотация статьи

Статья посвящена использованию мнемотехники в обучении дошкольников связной речи и развитию их когнитивных способностей. Авторы исследуют методику применения мнемотаблиц, разработанную Т. В. Большевой, как инструмент для улучшения памяти, внимания, воображения и речевых навыков у детей. Особое внимание уделяется проблемам современных детей, таким как недостаточный словарный запас и трудности с формулировкой мыслей. Исследование подчеркивает важность интеграции мнемотехники в образовательный процесс для стимуляции творческого и речевого развития дошкольников, а также предлагает принципы совместной деятельности педагогов и детей для достижения наилучших результатов.

Текст статьи

В настоящее время существуют различные процедуры и приемы обучения дошкольников конструированию различных моделей. Одной из таких моделей является мнемотаблица, предложенная Т. В. Большевой.

Мнемотаблица – это диаграмма, содержащая определенную информацию. При обучении детей связной речи вполне разумно использовать творческие методы, результаты очевидны и это также признанный метод.

Мнемонические приемы позволяют облегчить детскую память и улучшить навыки запоминания за счет формирования дополнительных ассоциаций. Системность – технология памяти применяется в системе обучения и воспитания; персонализация – учет способностей и потребностей каждого ребенка; деятельность – развитие ребенка происходит в деятельности, где он читает схемы и таблицы, представленные педагогом, и составляет свои; разговорный – процесс обучения проходит в форме диалога; культура – дети расширяют словарный запас, развивают связную речь, учатся говорить грамматически и правильно; аксиология – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, предмет – субъективное взаимодействие с детьми.

Использование инновационных технологий обучения открывает новые возможности для развития детей дошкольного возраста. Необходимость использования мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития ребенка. Но, к сожалению, современные дети все чаще испытывают языковые барьеры, что значительно ограничивает их возможности общения с окружающими. Образная речь, богатая синонимами, дополнениями и описаниями, является очень редким явлением среди детей дошкольного возраста. С детской речью существует множество проблем:

  • Недостаточный словарный запас и, следовательно, неспособность формировать общие предложения;
  • Плохие навыки разговорной речи: неспособность задавать вопросы и эффективно и четко формулировать ответы;
  • Плохая подача монолога: Неумение написать сюжет или описательный рассказ, или пересказать текст на предложенную тему.

Поэтому, отвечая на эту проблему, мы считаем, что использование мнемотехники при обучении детей связной речи может помочь ребенку стать более общительным, расширить его словарный запас, научить его связно говорить, рассказывать истории, выражать свои мысли.

Освоение мнемотехники позволяет существенно сократить время обучения при решении следующих задач:

  • Развитие основных психических процессов (памяти, внимания, воображения);
  • Перекодирование сообщения, т.е. преобразование абстрактных символов в изображения;
  • Развивать мелкую моторику рук посредством частичного или полного изображения фигур.

Мнемонические методы включают в себя различные приемы: модели (условные схемы, последовательности действий, время и пространство, схемы, контурные изображения, символы); рисунки; коллажи; планы-схемы; мнемотаблицы. Мнемотехника в дошкольном образовании известна под разными названиями: сенсорные графические модели, модели тематической схемы, блоки, коллажи, карты-сюжеты. И, как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Для стимулирования воображения и творческого речевого поведения необходимо на начальных этапах работы детей формировать символические функции. Условными заменителями могут служить символы разной природы: геометрические фигуры; символические изображения предметов (символы, очертания, очертания, пиктограммы); планы помещений и символы; контрастные рамки и т. д. Ребенок учится анализировать предметы по различным параметрам, объединять представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания, находить точные, образные слова. Дети знакомятся с романами еще в раннем детстве. Но не каждый может понять мысли автора и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Вы можете использовать мнемоблоки, чтобы помочь ребенку. Дети легче запоминают образ, если цвета соответствуют герою: рыжая лиса, красные ягоды. Позже ее усложнили или заменили другой заставкой: персонажей изображали в графической форме: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольников и кругов), медведь – из большого коричневого круга и т. д. Детям рекомендуется рисовать схему одним цветом, чтобы не отвлекать от яркости символического изображения.

Содержание мнемотаблицы представляет собой графическое или частичное графическое изображение сказочных персонажей, явлений природы, определенных действий и т.п. с выделением основной семантики. Каждое звено сюжетной линии в основном передается условной наглядной схемой, изображенной в понятном для детей виде. С помощью схемы дети легко запоминают текст и передают его содержание.

Любая запланированная модельная форма может помочь детям освоить множество задач. Одним из мнемонических приемов является использование коллажа. Таким образом, диагностика степени связного речевого развития учащихся начальных классов показывает следующие результаты:

  • Дети охотно пересказывают сказки, тексты и придумывают интересные истории на уроках и в повседневной жизни.
  • Расширился объем знаний об окружающем нас мире;
  • Расширен активный и пассивный словарный запас;
  • Интересуюсь изучением поэзии, народной литературы и видов искусства;
  • Ребенок преодолевает робость и застенчивость, становится более общительным.

Практика показывает, что у дошкольников постепенно увеличивается память, развивается воображение, а память текстов становится лучше, объемнее, легче и понятнее.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагогов и детей осуществляется по следующим принципам:

  1. Принцип интеграции – целостность образовательного процесса обеспечивается за счет взаимодействия в таких образовательных областях, как «коммуникация», «познание» и «безопасность»;
  2. Принципы сложных тем.

В настоящее время вопрос развития речи приобрел особую актуальность. Главной и отличительной особенностью современного общества является зависимость от компьютеров, заменяющих живое человеческое общение. Отсутствие общения между родителями и детьми и игнорирование речевых трудностей только увеличит количество дошкольников с речевыми нарушениями. Использование мнемотехники является прежде всего первым «стартом» самой важной и эффективной работы, но этим оно не может ограничиваться при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, и нет необходимости использовать его тогда, когда свойства и связи объекта лежат на поверхности. В то же время необходима и другая работа по речевому развитию. Например, словесные игры, настольные и печатные игры.

Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 – С.92.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 – С.18.
  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - С.102-115.
  4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 – С. 16-21.
  6. Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
  7. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

Поделиться

642

Мельникова Н. С., Прудиус Е. А., Гребеник И. А. Использование нетрадиционных приемов и мнемотехники для развития связной речи дошкольников // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 51-53. URL: https://apni.ru/article/8580-ispolzovanie-netraditsionnikh-priemov-i-mnemo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря