Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Развитие студенческой академической мобильности в период и после пандемии COVID-...

Развитие студенческой академической мобильности в период и после пандемии COVID-19

Автор(-ы):

Пискарева Дарья Эдуардовна

28 февраля 2024

Секция

Социология

Ключевые слова

студенческая мобильность
академическая мобильность
программы обменов
пандемия COVID-19
информационные технологии
мягкая сила
онлайн-обучение
Erasmus+
Nordplus
Fulbright

Аннотация статьи

Студенческая мобильность на современном этапе является гарантией международного диалога будущего поколения. Благодаря программам обменов студенты продвигают мягкую силу и способствуют развитию культурных и политических связей между странами. Пандемия COVID-19, охватившая каждый континент, изменила жизни многих студентов, уменьшив возможности обучаться за границей. Благодаря высокоразвитым информационным технологиям студенческая академическая мобильность не прекратилась, хоть и изменила свой привычный способ осуществления.

Текст статьи

Несомненно, пандемия COVID-19 привнесла немало изменений в стандартный учебный процесс. Образовательные учреждения высшего образования были вынуждены адаптироваться под новые реалии и создать условия для работы преподавателей и обучения студентов. Инновационные решения возвысились над привычными методами преподавания и теперь онлайн и гибридное образование удачно закрепилось и продолжает развиваться, приобретая новые формы.

Большинство образовательных учреждений пытались создать электронные платформы для обучения и готовились к введению гибридного образования, а пандемия стала неким катализатором, позволившим быстро реализовать такую возможность. Такой переход позволил сохранить процесс получения образования и всех возможных мероприятий, связанных со студенческой деятельностью. Новый учебный год 2020-2021 проходит с применением онлайн обучения или же гибридного, где ситуация с пандемией обстоит лучше. Развитие информационного образования затронуло и академическую мобильность, как одну из форм получения зарубежного опыта обучения и развития международного сотрудничества посредством диалога.

Академическая мобильность представляет из себя перемещение студентов и сотрудников, как для преподавания, так и для обучения, получения нового ни с чем несравнимого опыта, налаживания контактов и усиления взаимодействия правительств государств. Прежде всего в мобильность для студентов считается приоритетом с точки зрения политиков и рассматривается как удобный элемент международного диалога, продвижения своих интересов через «мягкую силу». По всему миру создаются различные организации и программы, занимающиеся обеспечением развития академической мобильности.

Существует множество терминологий, используемых в высшем образовании для описания мобильности студентов. Институт статистики ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростат используют определение международных студентов, а Европейская ассоциация университетов (EUA) и Ассоциация академического сотрудничества (ACA) рассматривают различные виды мобильности и дают их определения. В России же нет точного определения академической мобильности, несмотря на то что данное словосочетание используется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 105. Согласно пункту 2 данной статьи Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования.

Студенческая мобильность, безусловно, является важной частью и фокусом большинства зарубежных и российских вузов [2, с. 153]. Если 2001 году в международной мобильности участвовало только 2,1 миллиона студентов, то в 2019 году количество студентов возросло до 5,3 миллионов. Международное воздействие, которое она влечет за собой, является существенным фактором влияния на образование студентов во многих современных странах. В настоящее время существует множество исследований, посвященных положительному влиянию мобильности на развитие межличностных навыков, личностной зрелости и когнитивных навыков в целом. Студенты не только взрослеют во время своего пребывания в другой стране, но и приобретают полезные навыки, такие как межкультурная осведомленность, адаптивность, гибкость, инновационность, продуктивность, мотивация, выносливость, способность решать проблемы и способность продуктивно работать в команде [4, с. 3].

Программы мобильности не являются новыми, сейчас разрабатывается все большее число новых схем и путей осуществления мобильности, способствующих увеличению потоков студентов на всех уровнях, а также профессоров, исследователей и сотрудников [5, с. 31]. Большинство из них разрабатываются и финансируются на национальном или региональном уровне. В привычном виде она выглядит, как выбор программы и образовательного учреждения, которые были бы комфортны для участника мобильности; далее студент подает заявку на участие и оформляет договор как с программой мобильности, так и с домашним ВУЗом; после этого составляется индивидуальный учебный план-график, и студент отправляется на обучение за границу.

Несмотря на возникновение пандемии COVID-19 осуществление академической мобильности полностью не прекратилось, в большинстве случаев она изменила подход и форму реализации. Однако не все программы мобильности смогли удачно адаптировать и перейти на онлайн обучение. Для более наглядной демонстрации влияния пандемии на академическую мобильность в мире были выбраны 3 популярные программы, занимающиеся отправкой студентов за границу для обучения.

Одной из программ академической мобильности, которая известна в каждом географическом регионе, стала Erasmus+ – это программа Европейского Союза по поддержке образования, профессиональной подготовки, молодежи и спорта в Европе. Его бюджет предоставит возможность более чем 4 миллионам европейцев учиться, тренироваться и набираться опыта за рубежом. Объединяя в себе семь предыдущих программ ЕС (The LifeLong learning Program, The Youth in Action program, The Erasmus Mundus Program, Alfa, Edulink, Tempus и др.), она открывает возможности для широкого круга лиц и организаций.

Главной целью Erasmus+ является возможностью внести свой вклад в Европейскую стратегию роста, занятости, социальной справедливости и интеграции 2020 года, а также в цели ET2020, стратегической рамочной программы ЕС в области образования и профессиональной подготовки. Erasmus+ также стремится содействовать устойчивому развитию своих партнеров в области высшего образования и вносить свой вклад в достижение целей Молодежной стратегии ЕС.

По сравнению с предыдущими программами ЕС в сфере образования, география Erasmus+ значительно расширилась. На данный момент данная программа академической мобильности охватывает страны-члены Европейского Союза, а также Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, Бывшую Югославскую Республику Македонию, Турцию и Сербию.

Помимо перечисленных стран Erasmus+ распространен в таких географических регионах, как Западные Балканы, страны Восточного партнерства, страны Южного Средиземноморья, Российская Федерация и другие, в том числе Центральная Азия, Латинская Америка, Африка, страны Карибского бассейна. Всего на данный момент в программе академической мобильности Erasmus+ участвует больше 80 стран, ни одна другая программа не объединяет так много людей.

Помимо обеспечения международного сотрудничества, Erasmus+ создает единое образовательное пространство на территории европейских стран, в дальнейшем это помогает сформировать и единый рынок труда. Академическая мобильность является подспорьем для малого и среднего бизнеса, ведь приезжие студенты тратят небывалые суммы на проживание, путешествия внутри страны и за ее пределами, экскурсии и походы в предприятия общественного питания. В среднем на затраты одного студента предоставляется 500–600 евро, а в 2019 году примерно 940 тысяч людей участвовало в Erasmus+, следовательно ориентировочно 520 миллионов евро были направлены в бюджет Европейского Союза.

В начале марта Всемирная организация здравоохранения дала понять миру, что пандемия начала все больше распространяться и в первую очередь после Китая, COVID-19 перекинулся на Европу. Студенты, обучавшиеся в тот момент заграницей по программе академической мобильности Erasmus+, начали задаваться вопросами, которые касались их дальнейшего пребывания и обучения в другой стране. В экстренном порядке стали скупаться билеты на рейсы в родные страны, однако у студентов появились нужды в покрытии дополнительных расходов. Расходы считаются приемлемыми до тех пор, пока общий бюджет проекта, охватываемый грантовым соглашением, не будет превышен. Многие студенты Erasmus+ также опасались, что их период обучения за границей не будет признан сертификатом. Высшие учебные заведения должны быть максимально гибкими и прагматичными, чтобы помочь студентам достичь результатов, указанных в их учебных соглашениях, независимо от географического положения.

Стремясь ответить на этот вызов COVID-19, после пересмотра Годовой программы работы Erasmus+ 2020, Европейская комиссия запустила 2 новых призыва 25 августа 2020 года. Эти новые призывы вместе обеспечены 200 миллионами евро (100 миллионов евро за каждый призыв), направленный на продвижение этого нового подхода обучения. Одним из таких призывом стал «Призыв к готовности к цифровому образованию». Этот проект направлен на оснащение систем образования и профессиональной подготовки для решения проблем, связанных с недавним внезапным переходом к онлайн и дистанционному обучению, включая поддержку учителей в развитии цифровых компетенций, а также обеспечение инклюзивного характера возможностей обучения. Нынешний кризис COVID-19 значительно ускорил необходимость модернизации и цифровой трансформации систем образования и профессиональной подготовки по всей Европе.

Можно уверенно сказать, что программа Erasmus+ смогла удачно адаптироваться, в ходе пандемии студенты были переведены на онлайн обучение, независимо остались ли они в стане прохождения мобильности, или же вернулись на родину. Эта гибкость, в частности, помогает студентам закончить свои курсы в принимающем их учебном заведении и получить полное признание кредитов Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS) [3, с. 114], полученных в рамках дистанционного обучения. Вероятней всего в будущем сохранится возможность участвовать в академической мобильности, используя формат онлайн-обучения или гибридное образование.

Другой программой академической мобильности, которая успешно адаптировалась во время пандемии и продолжила осуществление обучения студентов из-за границы – это Nordplus. Nordplus реализует программу, которая предоставляет возможность подать заявку на стипендию и туристический грант для обучения в Скандинавской или Балтийской стране. Nordplus предлагает финансовую поддержку между партнерами в области непрерывного образования из восьми стран-участниц и трех автономных регионов. Также имеет совместные программы мобильности с некоторыми российскими образовательными учреждениями. Если студент принимают решение участвовать в академической мобильности Nordplus, то он получает грант, который покрывает некоторые дополнительные расходы – обычно он составляет 300 евро. За 2019 год более 11 тысяч студентов смогли участвовать в академической мобильности, а в 2020 году только 2 тысяч студентов смогли отправиться на обучение в страны-партнеры Nordplus.

Для решения проблем, связанных с последствиями пандемии COVID-19, администрация Nordplus одобрила ряд временных изменений в правилах академической мобильности. Проекты адаптированы в соответствии с ограничениями, например, отложены личные поездки и заменены на виртуальные встречи. Основными элементами временных изменений являются:

  1. Проекты должны изменить «обычную мобильность» на «цифровую/виртуальную мобильность»;
  2. Утвержденное финансирование «цифровой/виртуальной деятельности» может быть использовано для прямых расходов, таких как ИТ-поддержка, или для приобретения необходимого оборудования и/или программного обеспечения, или для косвенных расходов, таких как обучение участников;
  3. В проектах сотрудничества: расходы, связанные с онлайновыми встречами, заменяющими запланированные физические встречи принимаются.

В настоящий момент программа академической мобильности Nordplus продолжает существовать на уровне онлайн-обучения, и принимает заявки на участие. Однако дальнейшие планы администрация Nordplus не афиширует. Можно предположить, что они, как и Erasmus+ сохранят возможность дистанционного или гибридного обучения, что позволит проходить академическую мобильность, не выходя из дома.

Две рассмотренные программы академической мобильности практически полностью смогли приспособиться, однако существуют и такие, которые не функционировали во время пандемии и перенесли все свои планы на несколько лет вперед. Программа Fulbright стала той, которая не адаптировалась к пандемии COVID-19 и изменила процесс получения образования.

Данная программа управляется Бюро по вопросам образования и культуры Государственного департамента Соединенных Штатов в соответствии с руководящими принципами политики, установленными Советом по иностранным стипендиям Fulbright (FSB), и в сотрудничестве с рядом частных организаций.

Бюро по вопросам образования и культуры разрабатывает политику, обеспечивающую выполнение целей Программы Fulbright, и осуществляет управление Программой при содействии двусторонних комиссий и фондов в 50 странах, в том числе и в России, посольств США в более чем 100 других странах и ряда сотрудничающих агентств в Соединенных Штатах. Двусторонние комиссии и фонды за рубежом предлагают ежегодные страновые программы, которые устанавливают количество и категории грантов на основе вклада местных учреждений. В настоящее время действуют 50 комиссий, 47 из которых финансируются совместно Соединенными Штатами и соответствующим правительством.

Соединенные Штаты стали еще одной крупной точкой распространения пандемии, поэтому все учебные заведения были вынуждены закрыть свои двери для обучающихся. Информационные технологии в США развиты на хорошем уровне и применяются в стандартной форме организации обучения как иностранных студентов, так и местных. Несмотря на это программа Fulbright перенесла свои мероприятия на 2022-2023 года. Байкальская летняя школа, Конкурс на магистерские программы, Летняя школа по американистике, Программа по обучению преподавателей были отменены и отозваны заявки студентов.

Студенты, которые уже участвовали на тот момент в программе мобильности Fulbright, столкнулись с некоторыми сложностями:

  • Отсутствие возможности вылететь в родную страну;
  • Отсутствие доступа к продуктам питания и санитарно-гигиеническим товарам для удовлетворения основных человеческих потребностей;
  • Проблемы с предоставлением жилья для студентов;
  • Отсутствие доступа к медицинской поддержке;
  • Проблемы с продлением визы и получения вида на жительство.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что не каждая программа академической мобильности может применять онлайн-обучение и перевести студентов на дистанционное обучения без ухудшения качества образования. Программа Fulbright не смогла преодолеть проблемы, вызванные пандемией, а также остановить экономические потери. Сегодня американская программа мобильности планирует постепенное возвращение в формат очного образования и открытие набора студентов на программы академической мобильности, однако ситуация в мире остается нестабильной и неизвестно как будет развиваться в дальнейшем.

Пандемия COVID-19 показала, что во всем мире появилась необходимость в модернизации и трансформации учебных систем в более гибкие. Онлайн-обучение стало спасением для международной образовательной системы, поэтому благодаря информационным технологиям продолжается обучение студентов. Академическая мобильность как один из важнейших элементов студенческой жизни претерпел изменения, но продолжила существование и перестроилась под современные требования.

Большинство преподавателей и студентов также смогли успешно адаптироваться к условиям работы в период пандемии. Теперь дистанционный формат взаимодействия не кажется чем-то странным, онлайн-обучение полностью внедрилось в учебные процессы. В дальнейшем некоторые иностранные образовательные организации продолжат применять онлайн-платформы совмещая их с очным обучением, так как гибридное обучение – это новый уровень в области всемирного образования.

Среди множества отрицательных факторов влияния пандемии COVID-19 на академическую мобильность, например отсутствие практики общения с носителями языка, который учит студент из-за границы, невозможность посетить новые города и станы, ухудшение социокультурных связей молодого поколения, можно выделить и положительные аспекты. На данный момент существует возможность пройти академическую мобильность дистанционно, не уезжая из родной страны, так как в большинстве случаев студенты испытывают стресс из-за разлуки с семьей, а также студентам не нужно тратить деньги на оплату проживания, покупку продуктов питания и оплату транспорта.

Очевидно, что пандемия COVID-19 запомнится как один из самых бурных и разрушительных моментов в истории нашего современного мира. Постоянно меняющаяся ситуация до сих пор сохраняется, и неизвестно как в дальнейшем это отразится на учебном процессе и программах академической мобильности. Мало-помалу мир международного образования и академических обменов вновь открывается, постепенно снимаются ограничения и образовательные организации надеются в скором времени открыть свои двери для иностранных студентов. Многие страны уже предприняли попытки возобновления работы институтов и программ мобильности посредством постепенного возвращения очного формата обучения.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/8e5be7fa943b780309272c643ee316b105206f39/.
  2. Байденко, В.И. Мониторинговое исследование Болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее // «Высшее образование в России». – 2009.– № 7.
  3. Королев К.Ю. Признание результатов обучения и перенос зачетных единиц в рамках программ международной академической мобильности: опыт Пензенского государственного университета // Вестник ВГУ. 2018. № 3
  4. Козлова Е.С. Повышение академической мобильности как важнейшее условие формирования образовательной инициативы студентов // Материалы X Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в ВУЗе». (Екатеринбург, 6–8 февраля 2013 г.). Е., 2013.
  5. Jansa T., Anderson, D.L. Socially responsive leadership for post-pandemic international higher education: Theoretical considerations and practical implications. Institute of International Education. М.: 2021. URL: https://iie.widen.net/s/smjqvmzkc9/socially-responsive-leadership-white-paper.

Поделиться

232

Пискарева Д. Э. Развитие студенческой академической мобильности в период и после пандемии COVID-19 // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.II.С. 41-46. URL: https://apni.ru/article/8586-razvitie-studencheskoj-akademicheskoj-mobilno

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля