Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Ресурсы событийного туризма в повышении туристской привлекательности России за р...

Ресурсы событийного туризма в повышении туристской привлекательности России за рубежом

Автор(-ы):

Кузнецова Дарья Викторовна

28 февраля 2024

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

Россия
событийный туризм
WTTC
Китай
туристическая отрасль
туристская привлекательность
Ассоциация туроператоров России
иностранец
турист

Аннотация статьи

Данная статья посвящена анализу состояния туристического рынка России на международной арене. В качестве основной проблемы был рассмотрен событийный туризм как ключевой инструмент привлекательности Российских территорий для иностранных туристов. За основу информационной базы были использованы данные Ассоциации туроператоров России, Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), АНО «Национальные приоритеты», интернет-ресурсы.

Текст статьи

Слово «туризм» берет свое начало из одного из самых красивых, лаконичных языков романской группы – французского языка. В переводе на русский язык слово «tour» обозначает путешествие, перемещение из одной точки в другую, с целью познания новый историй, культуры, традиций, языка и т. д.

В XXI веке туризм также является одной из наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Так по данным Всемирного Совета по путешествиям и туризму накануне COVID-кризиса в 2019 году эта отрасль обеспечивала 333 млн рабочих мест и 10,3% мирового ВВП [13]. К тому же, по данным Российской ассоциации туроператоров мы видим, что Россия занимает высокие позиции по уровню занятости населения в туристическом секторе, поскольку 10 миллионов рабочих мест приходится на нашу страну [6]. По оценкам WTTC, туристический сектор экономической составляющей насчитывает вдвое больше людей, чем в сфере финансовых услуг [13]. Туризм значим еще и потому, что он не только создает рабочие места, но и помогает модернизировать те локации, которые являются точкой притяжения туристов, поскольку, туда идет наплыв денежных средств. Тут затронуты малый и средний бизнес, увеличивается экспорт продукции, средств, а также, это несомненно, значительный источник дохода. Средства, вырученные за реализацию деятельности в туристическом секторе, правительство регионов и страны перенаправляют для финансирования и модернизации других секторов экономики, социальных программ, национальных приоритетов.

В России туризм составляет 2,6% ВВП [7]. На фоне ограничений на поездки за рубеж из-за пандемии коронавируса и последующих логистических проблем, санкций из-за специальной военной операции, русофобии увеличилась доля внутреннего туризма, подпитывающего национальную экономику. Согласно Стратегии развития туризма, внутренний туристический поток может увеличиться к 2035 году [1].

Для России туристическая привлекательность имеет особое значение, так как позволяет стране развивать определенные регионы страны, увеличивая их внутренний потенциал. Потенциал развития туристского сектора России используется далеко не в полной мере и способен существенно увеличить темпы развития экономики страны. По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, «в последние годы отрасль формирует 3,9% валового внутреннего продукта страны и 0,7% общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира. При этом валовая добавленная стоимость в сфере туризма в России в 2017 году составила около 0,9 тыс. долларов США на одного жителя, что в 1,4 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Испании» [2].

Главными сдерживающими факторами для развития туризма (не только въездного в страну, но и внутреннего, российского) являются:

  • Недостаточно высокая развитость системы транспортных сообщений (ее чрезмерная завязанность на Москву) и вытекающая из нее высокая стоимость транспортировки туристов, нередко в разы превышающая стоимость международного сообщения.
  • Низкий уровень известности основных туристических брендов не только для зарубежной аудитории, но и для большинства россиян.
  • Нехватка объектов туристической инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и стандартам, к которым путешественники привыкли во время поездок в Европу, в страны Юго-Восточной Азии и на Ближний Восток;
  • Ярко выраженная сезонность спроса на предоставление туристических услуг. Так в период 2018–2020 годов коэффициент использования номерного фонда гостиниц в среднем составлял только 32 процента [3].
  • Недостаточное использование инструментов обеспечения первоначального краткосрочного пребывания въезжающих туристов, какими в мировой практике обычно становятся посещения крупных спортивных и культурных мероприятий.
  • Нехватка квалифицированных кадров, особенно это касается языковой подготовки работников, занятых в сфере туризма.

В то же время Россия обладает рядом конкурентных преимуществ, которые при грамотном и эффективном использовании позволят не только переломить ситуацию с предоставлением туристических услуг, но и могут стать драйвером развития, как для всей страны, так и для ее регионов.

К таким преимуществам следует отнести:

  • наличие множества точек притяжения, которые потенциально были бы интересны как для внутренних, так и для въездных туристов. Здесь необходимо отметить, что Россия обладает 18 объектами всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а количество объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 11. По этим показателям наша страна находится на 10 и 4 местах соответственно;
  • разнообразие природных и климатических зон, этнического и конфессионального состава населения страны, уникальных видов деятельности создает естественную среду для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей.

В условиях сложившейся геополитической ситуации в мире Россия столкнулась с проблемой оттока иностранных туристов, и как следствие многие регионы начали терять финансовые средства, которые были направлены на развитие инфраструктуры, обеспечение рабочих мест населению и т. д. Поэтому перед правительством встала задача, чем же привлекать внимание внешних целевых групп: туристов, инвесторов, спонсоров и т. д.

В связи с тем, что старые маркетинговые инструменты больше не показывают своей эффективности, регионы вынуждены искать новые способы привлечения граждан, которые отвечали бы интересам общественных групп. Одним из таких вопросов сегодня является развитие событийного туризма.

Чтобы быть конкурентоспособной, местность должна обладать отличительными особенностями и чертами. Более того, в процессе непрерывного роста конкуренции, продвижение территории посредством создания знаковых событий, имеет значимость в условиях сравнения географических зон, которые находятся в практических равных условиях хозяйствования. Вот почему все больше городов целенаправленно разрабатывают свое продвижение и создают собственную идентичность, которые определяют туристскую привлекательность [12, с. 1165-1168].

Работа над созданием интересных и качественных событийных мероприятий в нашей стране, развитие с помощью них регионов, Министерство культуры взяло на себя. Важность этого шага заключается в том, что индустрия событийного туризма в России способствует формированию единого туристического пространства в стране, при отсутствии которого сложно претендовать на высокие рейтинги в списках мировых точек притяжения.

Основная часть государственной поддержки развитию туристической отрасли в стране осуществляется при поддержке Министерства экономического развития. Эта поддержка осуществляется через АО «Корпорация Туризм.РФ»:

  • Софинансирование строительства обеспечивающей инфраструктуры [4];
  • Субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков [5];
  • Участие Корпорации в уставном капитале либо в качестве мажоритария, либо – миноритария.

Кроме того, Корпорация осуществляет консультационную, организационную, правовую, и финансовую поддержку бизнес-проектам, реализуемым в области туризма и индустрии гостеприимства.

В настоящее время Корпорация осуществляет комплексную поддержку в освоении 13 туристических территорий: «Новая Анапа», «Казань марина», «Белокуриха горная», «Байкальская слобода», «Долина Айна», «Три вулкана», «Лагонаки» (Западный Кавказ), «Турьев хутор», «Кондуки». «Абрау-Дюрсо», «Санкт-Петербург марина», «Ярославская ривьера», «Белая дюна». В совокупности эти территории будут способны принять туристический поток объемом 21 343 тыс. человек в год [8].

Согласно данным Ассоциации туроператоров России [6], чаще всего Россию посещают туристы из Китая, Турции и Германии, а также Туркменистана и Ирана. При этом чаще всего иностранцы ездят в Москву и Санкт-Петербург.

Привлечение туристов из Восточной Азии представляет важную задачу в рамках реализации стратегии развития туризма в России. Китай – это граничащая с Россией страна, население которой до недавнего времени чаще всего путешествовало за границу. Кроме того, граждане Китая обладают высоким уровнем платежеспособности.

Согласно прогнозам WTTC (Всемирный совет по путешествиям и туризму) в 2024 году мировой туризм почти вернется на доковидный уровень [13]. Как и ожидалось, катализатором этого процесса станут китайские туристы. И хотя пока граждане КНР выбирают страны с безвизовым режимом, Россия все больше становится для них привлекательным объектом.

Как полагает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, массовый турпоток между Китаем и Россией пришел в действие летом 2023 года. Несмотря на затянувшуюся паузу в возобновлении соглашения по безвизовому обмену между странами, процесс запущен, и для выполнения этой цели потребуется не меньше 2–3 лет.

По данным туроператоров, китайцы на сегодняшний день составляют четвертую часть от всего турпотока в нашу страну.

Огромный вклад в развитие туризма в России сыграли Национальные проекты России. Исследование АНО «Национальные приоритеты» [9] показало, что у россиян и граждан содружественных стран растет желание путешествовать по стране, в том числе на короткий срок длинною в выходные и праздничные дни. По мнению экспертов, наиболее динамично развивается сфера горнолыжных курортов и гастротуризм, активно развивается строительство глэмпингов и кемпинговых площадок, в том числе в рамках программы грантовой поддержки национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», повышается качество и разнообразие предложений для отдыха. Потенциальными точками роста туристической отрасли являются доступность путешествий по России, практическая направленность образовательных программ и повышение престижа работы в сфере туризма.

Основываясь на данных доклада «Туризм в России: идеи путешествий на каждые выходные» [9], составленный при поддержке НАФИ (Аналитический центр широкого профиля, предоставляющий полный спектр исследовательских услуг, рыночный анализ и бизнес-консалтинг), можно проанализировать «зачетную» туристическую книжку России.

Эксперты, участвовавшие в подготовке туристической книжки, считают, что туристическая отрасль в России развивается: средние показатели по всем параметрам выше нуля, что свидетельствует о наличии положительной динамики.

Как уже отмечалось выше, большое внимание в последние годы государство уделяет вопросам событийного туризма. И, в частности, за последнее десятилетие в России прошло 2 события мега-масштаба – это Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году и Чемпионат мира по футболу 2018 года. И хотя каждое из этих мероприятий имело сметную стоимость свыше 50 млрд долларов, их проведение дало существеннейший толчок развитию туризма в стране. Сочи получил совершенно обновленную инфраструктуру, стал круглогодичным курортом. А Мундиаль 2018 года открыл стране и миру «закрытые» прежде города, такие как Волгоград, Калининград, Нижний Новгород, Самара, Саранск. Благодаря Чемпионату мира 2018 турпоток в каждом из регионов-организаторов (как внутренний, так и внешний) вырос в среднем на 25%.

Подводя итог можно сказать, что Россия находится на пути выздоровления в туристическом плане. Несомненно, движущей силой в этой области выступает событийный туризм, который в свою очередь работает, как «оркестр», в результате которого активизируется деятельность ивент- и майс-агентств, туристических агентств и индустрии гостеприимства, городских властей, СМИ, местных жителей, целевой аудитории – туристов и других общественных групп. Результатом такого сотрудничества может стать высокорентабельное и качественное мероприятие, формирующее интересные новости, которые становятся магнитом притяжения для туристов, вследствие чего может улучшиться имидж территории и повыситься ее привлекательность. Наша страна выстраивает новые туристические маршруты, мы улучшаем сервис, предложения, строим новую инфраструктуру. Привлекательность наших мест снова набирает популярность. Для российского туризма необходимо проработать узнаваемость регионов, их инфраструктуру, диапазон цены и, конечно, направить маркетинговые стратегии на развитие территорий. Только в этом случае мы можем быть уверены в эффективном развитии российского туризма и укреплении привлекательности России как туристического направления.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129-Р.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Туризма». – Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2439. – Документ предоставлен КонсультантПлюс (Дата обращения 17.12.2023).
  3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. – С. 9.
  4. Постановление Правительства РФ № 218 от 19.02.2022. - Документ предоставлен КонсультантПлюс (Дата обращения 21.01.2024).
  5. Постановление Правительства РФ № 141 от 09.02.2021. - Документ предоставлен КонсультантПлюс (Дата обращения 22.01.2024).
  6. Количество занятых в туристическом секторе // Ассоциация туроператоров URL: https://www.atorus.ru/node/55523 (дата обращения: 27.02.2024).
  7. Въездные и выездные туристские поездки (с 2014 г.) // Росстат Туризм URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 18.12.2023).
  8. АО «Корпорация Туризм.РФ» – Цит. по: URL: См. https://xn--g1abnnjg.xn--p1ai/territories/ (Дата обращения 23.01.2024).
  9. Тенденции туризма в России: точки притяжения, недооцененные локации и регионы «невидимки». – Текст: электронный // Национальные приоритеты.рф : [сайт]. – URL: https://национальныеприоритеты.рф/news/tendentsii-turizma-v-rossii/ (дата обращения: 18.12.2023).
  10. Глобова С.А. Зарубежный опыт применения событийного маркетинга как инструмента повышения туристической привлекательности территории [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 137-140.
  11.  Румянцев Д., Франкель Н. Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий / Д. Румянцев, Н. Франкель. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 320 с.
  12.  Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности региона // Фундаментальные исследования. 2013. № 8–5. С. 1165-1168.
  13. World Travel Tourism Council. Economic-Impact. URL: https://wttc.org/Researchs (Дата обращения 18.12.2023).

Поделиться

360

Кузнецова Д. В. Ресурсы событийного туризма в повышении туристской привлекательности России за рубежом // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.III.С. 57-61. URL: https://apni.ru/article/8589-resursi-sobitijnogo-turizma-v-povishenii-turi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля