Автор(-ы):
Титова Татьяна Ивановна
28 февраля 2024
Научный руководитель
Золотухин Виктор Алексеевич
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Разработка стратегии имеет решающее значение для любой компании, поскольку она обеспечивает направление и сосредоточенность для достижения ее целей и задач. Стратегия помогает компании определить, чего она хочет достичь и как она этого добьется. В статье обозначена необходимость разработки стратегии развития предприятий. Предложены трактовки понятия стратегии предприятия, целей и задач. Разработаны критерии и последовательность проведения этапов разработки стратегии. В качестве методов исследования были использованы изучение, анализ, систематизация и обобщение опубликованных подходов ученых, а также проанализирована программа развития стратегии. Результаты исследования систематизированы автором в нескольких направлениях анализа: стратегии, компонентов стратегии компании, иерархий стратегий, подходов к реализации. Хорошо разработанная стратегия гарантирует, что ресурсы компании соответствуют ее целям и задачам. Это помогает компании распределять свои ресурсы наиболее эффективным образом. Хорошая стратегия может дать компании конкурентное преимущество в своей отрасли. Это может помочь компании отличиться от своих конкурентов и позиционировать себя как лидера на рынке.
Текст статьи
Стратегия обеспечивает основу для принятия решений и позволяет компании быть более гибкой в адаптации к изменяющимся рыночным условиям и потребностям клиентов. Стратегия поощряет инновации и прогрессивность внутри компании, все это позволяет компании исследовать возможности и разрабатывать новые продукты и услуги, которые отвечают меняющимся потребностям ее клиентов [8].
Стратегия обеспечивает основу для измерения эффективности компании и прогресса в достижении ее целей, что позволяет компании отслеживать свой успех и определять области для улучшения.
В целом, разработка стратегии необходима для того, чтобы компания была успешной в долгосрочной перспективе. Это помогает компании ориентироваться в конкурентной среде и достигать своих целей и задач.
При написании научной статьи был определен объект – стратегия развития компании, предмет – изучение теоретических аспектов стратегического развития организации.
Цели компании могут включать в себя сочетание краткосрочных и долгосрочных целей, и они должны быть измеримыми, реалистичными и согласованными с общей миссией и ценностями компании.
Основные типы целей компании включают [5]:
Стратегия компании [1] – это долгосрочный план действий, который определяет основные цели и задачи компании, ее позиционирование на рынке, а также способы достижения этих целей. Стратегия определяет, как компания будет использовать свои ресурсы, силы и возможности, чтобы преуспеть на рынке и достичь успеха в своей отрасли.
Стратегия компании может включать в себя различные компоненты, такие как:
Важно понимать, что стратегия компании должна быть гибкой и адаптивной к изменяющейся ситуации на рынке и в отрасли. Компания должна постоянно анализировать свою стратегию и вносить изменения при необходимости, чтобы оставаться конкурентоспособной и достигать своих целей.
Программа развития компании может включать следующие компоненты [3]:
Все компоненты программы развития компании должны быть взаимосвязаны и поддерживать общую стратегию развития компании [3]. После разработки программы она должна быть регулярно обновляться и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и компании.
Стратегическая цель – это долгосрочная цель компании, которую она стремится достичь в рамках своей стратегии. Она описывает желаемое положение дел компании в будущем и служит ориентиром для формулирования тактических целей и планов.
Стратегическая цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ориентированной на результаты. Она должна быть связана с миссией компании и соответствовать ее ценностям. Кроме того, стратегическая цель должна быть адаптирована к внешней среде компании и учитывать конкурентные преимущества и ограничения компании.
Существует несколько подходов к формулированию стратегических целей. Рассмотрим некоторые из них:
Стратегия компании [6, с. 17-20] – это долгосрочный план действий, который определяет основные цели и задачи компании, ее позиционирование на рынке, а также способы достижения этих целей. Стратегия определяет, как компания будет использовать свои ресурсы, силы и возможности, чтобы преуспеть на рынке и достичь успеха в своей отрасли.
Стратегия компании должна быть направлена на достижение ее целей в рамках определенной миссии компании. Миссия определяет, какой должна быть компания в будущем, а миссия определяет, какую роль компания играет в обществе и какие ценности она отстаивает.
Существует несколько типов стратегий, которые могут быть использованы компаниями для достижения своих целей [7, с. 73-79]. Ниже приведены некоторые из них:
Программа развития [4] – это документ, который описывает конкретные шаги и действия, необходимые для достижения определенных целей и задач компании. Она обычно разрабатывается на более короткий период времени, чем стратегия (от 3 до 5 лет), и содержит конкретные мероприятия, необходимые для реализации стратегии.
Стратегия, в свою очередь, является более общей концепцией, которая определяет основные направления деятельности компании и ее долгосрочные цели. Она может быть более абстрактной и общей, чем программа развития, и не всегда содержит конкретные шаги и действия для их достижения.
Кроме того, программы развития могут включать в себя различные стратегии для разных областей деятельности компании, таких как маркетинг, производство, продажи и т. д. В то время как стратегия является более общей и охватывает все области деятельности компании [5].
Таким образом, программы развития и стратегия являются взаимосвязанными понятиями, их цель состоит в том, чтобы помочь компании достичь своих целей и реализовать свою миссию. Программа развития концентрируется на конкретных шагах и действиях, необходимых для достижения целей, тогда как стратегия определяет общие направления деятельности компании и ее долгосрочные цели.
На сегодняшний момент существует огромное количество подходов к определению стратегии компании [1].
Аналитический подход. Этот подход основан на анализе внутренних и внешних факторов, влияющих на организацию, и на выборе наилучшей стратегии, основанной на этом анализе. Данный метод предполагает тщательный анализ рынка, конкурентов, потребителей, сильных и слабых сторон компании. Все это помогает определить, какие стратегии наилучшим образом смогут помочь компании достичь своих целей. Метод нацелен на классификацию факторов и на сегментирование рынка, на котором компания работает.
Самым популярным матричным методом является SWOT-анализ [6, с. 17-20]. SWOT-анализ - простой инструмент, который определяет внутренние и внешние факторы, влияющие на бизнес. В наибольшей степени самый популярный инструмент бизнес-анализа и принятия решений. Проведению анализа конкурентных позиций организации отведено одно из самых значимых мест во всей системе стратегического менеджмента, потому что на базе данного анализа происходит принятие решений по поводу стратегии развития предприятия.
SWOT-анализ направлен на выявление сильных и слабых сторон, а также выделение преимуществ и угроз, с которыми сталкивается компания. Необходимо не забывать, что SWOT-анализ проводиться с учетом конкретной бизнес-цели. Например, с помощью SWOT-анализа может помочь вам решить, стоит ли производить новую продукцию или услугу, или менять свои процессы. SWOT-анализ зачастую является частью стратегического планирования. Этот анализ может помочь вам лучше понять свой бизнес и понять, какая область нуждается в улучшении. Он поможет вам изучить рынок, включая ваших конкурентов, и предрекать трансформацию, которую вам нужно будет решить, чтобы удостоверится, что ваш бизнес успешен. Это полезный шаг в вашем развитии маркетингового планирования.
Список литературы
Поделиться
Титова Т. И. Разработка стратегии и программы развития организации // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 51-55. URL: https://apni.ru/article/8601-razrabotka-strategii-i-programmi-razvitiya