Регулирование предпринимательской деятельности в России безусловно нуждается в развитии и совершенствовании.
Для выявления путей совершенствования правового регулирования репетиторской деятельности в Российской Федерации необходимо обратиться к мировому опыту.
Многие страны уже имеют определенные нормы и законы, регулирующие эту сферу, и изучение их подходов и решений может предоставить ценную информацию для разработки лучших практик.
Важно обращать внимание на следующие аспекты мирового опыта:
- Легализация репетиторства: Изучение правовых актов, регулирующих возмездный образовательные услуги поможет понять, какого рода контроль и ограничения может быть установлено, чтобы обеспечить качество образовательных услуг и безопасность студентов.
- Квалификационные требования: некоторые страны имеют определенные требования к квалификации репетиторов, чтобы обеспечить высокий уровень образовательных услуг. Изучение этих требований может помочь разработать стандарты профессиональной подготовки и повысить качество образования в данной области.
- Различные модели регулирования: мировой опыт также может предоставить информацию о различных моделях регулирования репетиторской деятельности. Например, некоторые страны предлагают государственное лицензирование репетиторов или создание специализированных агентств, которые занимаются наблюдением и контролем за качеством услуг. Изучение этих моделей может помочь выбрать наилучший подход для конкретной страны или региона.
- Защита прав потребителей: важно обратить внимание на то, как мировой опыт решает вопросы защиты прав потребителей в области репетиторства. Например, механизмы жалоб, правила возврата средств, гарантии качества и прочие средства обеспечения безопасности и удовлетворенности клиентов.
К примеру, в Канаде помимо преподавателей, занимающихся частным образом рынок делят крупные образовательные франшизы. «Образовательный франчайзинг – это нормативно-правовой механизм взаимодействия партнеров (образовательных учреждений) в системе дистанционного обучения; совместная деятельность учебных заведений по формированию предложения, производству и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынок» [6, c. 3].
Оставаясь в стороне от регулирования репетиторства, канадские власти сохраняют свое предпочтение к невысокой конкуренции в образовании. Возможно, они считают, что высокая конкуренция может создать давление на учеников и их родителей и привести к увеличению стресса и неравенству в доступе к образованию. Кроме того, регулирование репетиторства может быть сложным и затратным процессом, требующим много времени и ресурсов.
Однако необходимо отметить, что отсутствие регулирования репетиторства может привести к некоторым проблемам.
Неконтролируемое репетиторство, может усугубить наличие образовательных неравенств, так как, только те, кто может позволить себе оплатить репетитора, получат доступ к дополнительной поддержке и помощи. Это может привести к увеличению разрыва между более обеспеченными и менее обеспеченными учениками.
Бразилия. Для регистрации бизнеса репетиторам требуется получить специальное разрешение от Министерства образования, что также является долгим и сложным процессом.
Высокие налоги также являются значительным обременением для репетиторов. Они должны платить налог на добавленную стоимость (НДС) на свои услуги, а также исполнять различные обязанности по уплате налогов, включая налог на доходы. Все это приводит к высоким затратам налогов и повышает стоимость предоставления услуг репетиторства.
Бразильские власти осознают проблему теневого рынка репетиторских услуг и пытаются принять меры для борьбы с ним. Однако до сих пор эти меры были недостаточными для решения проблемы в полной мере.
Тем не менее существует растущая потребность в репетиторских услугах в Бразилии, особенно в области образования. Многие родители и студенты ищут квалифицированных репетиторов, чтобы помочь им достичь успеха в учебе и повысить уровень знаний. В этой ситуации официальные репетиторы, имеющие все необходимые разрешения и квалификации, могут обладать конкурентным преимуществом перед нелегальными репетиторами. Они могут предлагать более надежные и качественные услуги, что привлечет больше клиентов и позволит им увеличить доходы.
Таким образом, легализация деятельности репетиторов в Бразилии может быть взаимовыгодной как для самих репетиторов, так и для клиентов. Она создаст более регулируемую и надежную среду для предоставления репетиторских услуг, что в конечном итоге будет способствовать развитию образования в стране.
Австралия не имеет определенной законодательной базы для репетиторской деятельности, однако нельзя говорить о полном отсутствии регулирования. Существует профессиональная Австралийская ассоциация репетиторов (Australian Tutoring Association), которая призвана повысить репетиторские стандарты. Данная организация имеет исключительно рекомендательные полномочия. Правительство финансирует программы повышения квалификации репетиторов, выделяет ваучеры ученикам для освоения предметов в малых группах. Таким образом, государство признаёт частное преподавание как дополнение основных образовательных институтов.
Китай отличается высокой развитостью репетиторских услуг – 70% учащихся задействованы в дополнительном платном обучении [7, с. 51]. Это связано с тем, что на всех ступенях образования прослеживается жесткая конкуренция.
В Китае также существуют официальные организации, где репетиторы могут зарегистрироваться и получить специальную подготовку. Например, Китайская ассоциация репетиторов (Chinese Tutoring Association) предоставляет обучение и сертификацию для репетиторов. Кроме того, государственные учебные заведения также предлагают программы повышения квалификации для репетиторов.
Таким образом, хотя Австралия не имеет четкого законодательного регулирования для репетиторской деятельности, она признает и поддерживает эту сферу образования. В то же время Китай имеет более жесткое регулирование репетиторской деятельности из-за высокой конкуренции в системе образования.
В Японии, как и в Бразилии, обширен рынок теневого образования.
В стране популярны индивидуальные репетиторы, которые занимаются обучением по конкретным предметам или навыкам. Они могут вести занятия у себя дома, в специально оборудованных учебных кабинетах или курсах. Эти репетиторы часто имеют опыт работы в школах или университетах и обладают необходимыми знаниями и навыками для успешной работы.
Также в Японии популярны коммерческие школы, которые предлагают различные образовательные программы и курсы. Школы могут специализироваться на определенных областях знаний, таких как математика, языки, исполнительское искусство и т. д. Коммерческие учебные заведения обычно имеют собственные учебные планы и методики обучения, и они пользуются значительным спросом среди студентов и родителей.
Однако, несмотря на все усилия властей, рынок теневого образования по-прежнему существует и привлекает как преподавателей, так и студентов. Некоторые репетиторы продолжают работать без соответствующей сертификации, а неквалифицированные репетиторы могут предлагать свои услуги за более низкую цену. Это может представлять определенные риски для студентов, поскольку качество образования может быть недостаточным.
В Германии меры регулирования частного преподавания связаны с налогообложением и регистрацией деятельности. Закон о подоходном налоге предусматривает уплату налога с доходов преподавателей, занимающихся оказанием платных образовательных услуг. Сумма налога зависит от дохода и взимается напрямую с преподавателей.
Чаще всего репетиторы в Германии регистрируют свою деятельность в формате «Mini-job», который представляет собой форму низкооплачиваемой работы на полставки. Это позволяет репетиторам официально зарегистрировать свою деятельность и получать небольшой доход без уплаты высоких налогов.
Такой подход к регулированию рынка репетиторских услуг связан с тем, что в Германии частное образование не так распространено, как в некоторых азиатских странах. Государство делает ставку на общественные школы и образовательные программы, предоставляемые ими, и в меньшей мере регулирует частное преподавание. Регулирование рынка репетиторских услуг в Германии основано на индивидуальных чертах страны и ее образовательной системы.
Политика игнорирования или слабого вмешательства в деятельность репетиторов характерна для стран со слабым влиянием частного образования на образовательную политику в целом.
В этих странах государство может предоставлять субсидии или стипендии для оплаты репетиторов или дополнительных занятий, чтобы снизить финансовую нагрузку на семьи и обеспечить доступность дополнительного образования для всех учащихся.
Однако в странах со сильным влиянием частной образовательной системы, где репетиторы являются частными предпринимателями и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, государство может ограничивать свое вмешательство и оставлять репетиторский сектор в полной мере рыночной экономике. В таких случаях репетиторы могут полностью зависеть от спроса со стороны клиентов и конкурентности на рынке образовательных услуг.
Политика игнорирования или слабого вмешательства может иметь свои плюсы и минусы. С одной стороны, она может способствовать разнообразию и доступности различных образовательных услуг. Родители и обучающиеся имеют возможность выбирать репетиторов, которые лучше соответствуют их потребностям и финансовым возможностям.
Однако слабое вмешательство также может привести к несбалансированности в образовательной системе. Ученики из малообеспеченных семей могут оказаться в неравных условиях доступа к дополнительному образованию, поскольку они могут не иметь финансовой возможности оплачивать репетиторов. Это может усилить социальное неравенство и ограничить возможности для личностного и интеллектуального развития этих учащихся.
Таким образом, политика вмешательства государства в репетиторский сектор может быть полезной для достижения равенства доступа к образованию и уменьшения социального неравенства. Вмешательство может проявляться в форме финансовой поддержки, регулирования качества услуг и обеспечения доступности для всех обучающихся.
Целью данной политики является повышение доступности образования в стране. Максимально контролировать репетиторский сектор стремятся государства, где частное обучение играет важную роль в досуге учащихся и даже становится приоритетнее официальных образовательных институтов.
Таким образом, можно сказать, что Россия имеет сходства и с Германией, и с Австралией, и с Бразилией в отношении регулирования частного преподавания. Однако каждая из этих стран имеет свои особенности и подходы к данной проблеме.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод что, для дальнейшего развития российского законодательства в отношении репетиторства важно учитывать, что выбор тех или иных механизмов регулирования объясняется степенью распространенности дополнительного частного образования и индивидуальными чертами того или иного государства.
Россия, в отличие от других рассмотренных стран, еще не выработала стратегию контроля за репетиторством. Введение НПД не решило всех проблем в секторе репетиторских услуг. Правовой статус репетитора требует закрепления в законодательных актах.
Помимо контроля за количеством репетиторов, оказывающих платные образовательные услуги, должен осуществляться надзор за качеством этих услуг. Целесообразно создать единую информационную систему для частных преподавателей, где при регистрации репетитор указывал бы свои документы об образовании, повышении квалификации, опыте работы.
На государственные органы возложить обязанность по проверке документов. Такие меры снизят количество некомпетентных репетиторов, позволят минимизировать мошенничество в частном дополнительном образовании. Указанные нововведения для родителей упростят поиск квалифицированного педагога, для добросовестных репетиторов откроют возможность работать с обширной клиентской базой. Реализация указанных мер позволит значительно улучшить существующую систему регулирования репетиторских услуг.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для дальнейшего развития российского законодательства в отношении репетиторства важно учитывать следующие аспекты:
- Россия должна разработать стратегию контроля за репетиторством и закрепить правовой статус репетитора в законодательных актах. Введение НПД не решило всех проблем в секторе репетиторских услуг, поэтому необходимо разработать дополнительные меры.
- Контроль за количеством репетиторов, оказывающих платные образовательные услуги, должен осуществляться, а также необходим надзор за качеством этих услуг. Для этого целесообразно создать единую информационную систему для частных преподавателей, где они будут регистрироваться, указывая свои документы об образовании, повышении квалификации и опыте работы.
- Государственным органам следует возложить обязанность по проверке указанных документов. Это поможет снизить количество некомпетентных репетиторов и минимизировать мошенничество в частном дополнительном образовании.
- Указанные нововведения будут полезны для родителей, которым будет упрощен поиск квалифицированного педагога, и для добросовестных репетиторов, которым откроется возможность работать с большей клиентской базой.