Столкновение птиц с воздушным судном может повлечь за собой травмы пассажиров и экипажа, и даже привести к человеческим жертвам. В случае серьёзного разрушения воздушного судна или потери лётной годности ВС, авиакомпания понесёт сильные материальные и репутационные издержки [1].
Современные методы, используемые аэропортами в борьбе с птицами – действенные, но они не обеспечивают тотальную безопасность полётов воздушных судов. Согласно статистике Федерального Агентства Воздушного Транспорта, только в Российской Федерации в среднем происходит 72 столкновения воздушных судов с птицами в месяц [5].
В качестве примера будем оценивать орнитологическую обстановку на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково).
Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области наполнена болотистой местностью, что создаёт большое количество привлекательных мест.
Для определения количества опасностей, которыми обладает приаэродромная территория аэропорта в данный момент, необходимо собрать все данные о нахождении птиц в одну таблицу (табл. 1). Таблица состоит из двух частей: наблюдаемые скопления птиц и регулярные скопления птиц [5].
Территориальное нахождение птиц на момент наблюдения можно определить с помощью визуального (бинокль) и технического (наблюдение за птицами с помощью специальных устройств) способа.
Таблица 1
Места скопления птиц на приаэродромной территории аэродрома Санкт-Петербург (Пулково) на момент наблюдения
№ |
Широта |
Долгота |
Содержание |
---|---|---|---|
1 |
59.812817 |
30.32555 |
Гнездовая колония озерных чаек. Примерно 100 пар |
2 |
59.816167 |
30.3373 |
Гнездовая колония озерных чаек. Примерно 100 пар (Пулковское шоссе, 42) |
3 |
59.824583 |
30.2863 |
Скопления серых ворон около 100 птиц |
4 |
59.81998 |
30.29262 |
Скопления озерных чаек около 100 птиц |
5 |
59.803617 |
30.317333 |
Озерные чайки около 80 птиц, утки около 15 птиц |
6 |
59.8345 |
30.3284 |
Озерные чайки, утки, красношейные поганки |
7 |
59.82216 |
30.20615 |
Озерные чайки, утки |
8 |
59.81693 |
30.19548 |
Серые вороны, сизые голуби |
9 |
59.81082 |
30.17975 |
Чайки, утки |
10 |
59.79718 |
30.17092 |
Чайки, утки, кулики |
11 |
59.79938 |
30.18684 |
Чайки, серые вороны, галки |
12 |
59.79304 |
30.18093 |
Место ночевки озерных чаек |
13 |
59.81268 |
30.14420 |
Брошенные отстойники и иловые поля у Юго-западных очистных |
Территория аэропорта «Пулково» находится в непосредственной близости от городской территории большого города-мегаполиса – Санкт-Петербурга, который привлекает значительное количество птиц-синантропов, присутствующих на его территории круглогодично.
Более того, расположение аэродрома с точки зрения орнитологической безопасности, также не очень удачное из-за того, что аэродром расположен на трассе одной из самых мощных ветвей глобального европейского миграционного пути птиц – Беломоро-Балтийского. Сам по себе перелёт некоторых птиц может создавать опасность столкновения на маршрутах снижения/набора высоты воздушных судов. Технологии, используемые для борьбы с концентрацией птиц на аэродроме, можно подразделить на пассивные и активные технологии [4].
Пассивные технологии – технологии, используемые для регулярного контроля состояния аэродрома, зданий, сооружений и воздушного судна на фактор привлекательности для птиц. Данные технологии реализуются регулярно, вне зависимости от состава и количества птиц и окружающих факторов.
В задачи группы авиационной орнитологии входит производить регулярные мероприятия для снижения привлекательности аэродрома Санкт-Петербург (Пулково) для птиц и ежедневно контролировать общую зону аэродрома и активные взлётно-посадочные полосы, в частности (табл. 2) [3].
Таблица 2
Пассивные технологии, применяемые на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково)
Вспашка земли |
- по возможности выполнять в ночное время, не привлекая птиц к червям и насекомым на свежей пахоте |
Травяной покров |
- регулировать высоту травы в зависимости от ситуации; - не допускать вызревания семян; - проводить эксперименты на выделенных участках |
Здания, сооружения |
- обеспечить перекрытие доступа птиц внутрь; - применять антиприсадные устройства; - устанавливать чучела птиц, зеркальные шары |
Водоемы, канавы, переувлажненные места |
- обеспечить дренирование; - укрывать сетями; - осушать; - проводить ларвицидную обработку |
Пищевые отходы |
- использовать контейнеры с крышками; - не допускать образования свалок; - отходы с ВС утилизировать на мусоросжигательной станции |
Периметр аэропорта |
- патрулирование, немедленное оповещение охраны аэродрома о повреждениях ограждения |
Воздушное судно |
- не допускать гнездования птиц на/в запаркованных ВС |
Экипаж ВС |
- информация АТИС; - прогноз орнитологической обстановки на сутки; - постер в комнате для брифинга |
Активные технологии используются в более хаотичном режиме, в различных совокупностях для отсутствия эффекта привыкания у птиц. Они могут использоваться как в комплексе, так и по отдельности (табл. 3) [4].
Таблица 3
Активные технологии, применяемые на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково)
Средства |
Основные цели |
Ожидаемый эффект |
---|---|---|
пиротехника |
птицы, некоторые животные |
высокий |
газовые пушки |
птицы, особенно мигранты |
умеренный |
звуковые ракеты |
парящие птицы (чайки) |
высокий |
лазеры |
птицы, especially roosting |
умеренный |
ловушки |
птицы, некоторые животные |
слабый до умеренного |
акустическая система |
птицы |
слабый до умеренного |
зеркальные шары |
птицы |
слабый |
тушки птиц |
птицы |
умеренный |
воздушные змеи |
птицы |
умеренный слабый |
охотничьи ружья |
птицы, некоторые животные |
высокий |
Активные технологии требуют умелого применения, чтобы не создавать эффекта привыкания. Поэтому средства рассеивания птиц/животных должны применяться комплексно, искусственно имитируемые угрозы (например, выстрелы газовых пушек) должны подтверждаться реальной угрозой (применение хищных птиц или выстрелы из ружей). Для того, чтобы отпугивать птиц необходимо их обнаружить. Обнаружить птиц можно двумя способами – визуальным и техническим [2].
Визуальный способ подразумевает или прямой визуальный контакт или использование бинокля. Это отличный мало ресурсный способ увидеть птицу на небольшом расстоянии, в ясную погоду. Однако он не может гарантировать полный контроль над ситуацией на аэродроме и приаэродромной территории и может лишь сообщить о локальной обстановке или служить ориентиром для наведения средств отпугивания. Визуальный способ до сих пор является основным используемым способом обнаружения птиц в группе авиационной орнитологии аэропорта Пулково. Аэропорт Пулково обладает достаточно сложной орнитологической обстановкой на фоне большого количества взлётно-посадочных операций, и сейчас, в аэропорту проходит тестирование пассивный когерентный локатор АО «НИИ «Вектор».
Антенная система АО «НИИ «Вектор» – пассивный когерентный локационный модуль, решающий задачу непрерывного высокоточного мониторинга окружающего пространства на предмет движущихся воздушных целей в зоне критически важных и потенциально опасных объектов. Принцип работы системы заключается в обнаружении, и обработке отраженных от цели сигналов цифрового телевидения.
Система должна будет обладать большой дальностью обнаружения, углом обзора, количеством обнаруживаемых целей и сочетаться с кинематическими параметрами перемещения объектов. Рассмотрим технические характеристики данной системы (табл. 4):
Таблица 4
Технические характеристики системы «Вектор»
Наименование параметра |
Значение |
---|---|
Дальность обнаружения цели |
21 км |
Сектор обзора в горизонтальной плоскости |
90 град |
Сектор обзора в вертикальной плоскости |
54 град |
Число одновременно сопровождаемых целей, не менее |
100 шт |
Минимальная скорость сопровождаемой цели |
10 км/ч |
Максимальная скорость сопровождаемой цели |
900 км/ч |
Максимальное время захвата цели |
6 с |
Использование двух систем «Вектор» на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково) позволит выполнять следующие мероприятия:
- Постоянное обнаружение птиц в районе аэродромной и приаэродромной территории;
- Отпугивание птиц в случае сопряжения системы с биоакустической системой аэродрома;
- Мониторинг орнитологической ситуации в течение определённого промежутка времени благодаря возможности записи;
- Определение на карте мест скопления птиц для возможной ликвидации условий [4].
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при установке двух систем «Вектор» в аэропорту Пулково улучшится наблюдаемая орнитологическая ситуация. Установка систем позволила бы, используя небольшие финансовые ресурсы для крупнейшего международного аэропорта и без ожидания разработки твёрдого обширного орнитологического авиационного законодательства повысить эффективность деятельности группы авиационной орнитологии и освободить трудовые ресурсы для разработки следующих шагов для повышения орнитологической безопасности в аэропорту Пулково.