Работая, в школе учителем начальных классов, мы сталкиваемся с такой проблемой, как адаптация первоклассников. Для вчерашних дошкольников – это довольно сложный, переломный период в жизни каждого ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену вчерашним играм приходят ежедневные учебные занятия, что, в свою очередь, требует от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телепередачами, компьютерными играми, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается достаточно большой. Ребенка, впервые переступившего порог школы, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения. Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер: эти дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны грамотного психолога. Адаптация – привыкание, «вписывание» человека в какую – то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм. В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, что может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.
Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
С 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, мы прежде всего, ставим задачу познакомить детей друг с другом, подружиться, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.
Мы знакомимся со школой, с ее большими светлыми кабинетами, игровыми комнатами, спортивным залом, огромной светлой столовой, библиотекой, музеем. Параллельно знакомим ребят с профессиями работников школы, учим ходить по школе парами. Проводя ролевые игры, вместе с детьми учим, как по-разному, можно произносить имена ребят.
Большое значение уделяем классным часам на тему «Познакомьтесь – это Я», на которых сначала я рассказываем о себе, затем каждый из ребят рассказывал не только о себе, но и о своей семье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Ребята приносят в класс любимые игрушки, книги, рассказывают о них. Но многие дети между собой уже знакомы, так как вместе ходили в детский садик, а также на предшкольную подготовку. И это тоже очень помогло во время адаптации.
Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника. Это проведение утренней гимнастики, соблюдение режима проветривания классной комнаты, привитие гигиенических норм поведения, рефлексия (формирование самооценки ребенка), выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех), улыбка учителя и его доброжелательное отношение, организация подвижных игр на перемене, смена деятельности на уроке, организация разнообразных форм работы (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная). Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно используем игровые приёмы обучения, использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация). Сказочные герои – частые гости на наших уроках. А использование ярких презентаций, интерактивной доски помогает заинтересовать ребят при изучении более сложного материала. В целях снятия напряжения проводим физкультурные минутки в классе под весёлую детскую современную музыку. Через время, выучив движения, ребята их и сами проводят. Очень нравятся детям анимационные физкультурные минутки.
Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно-познавательной деятельности постоянно хвалим ребят, даже за маленькие победы и удачи, поддерживаю их. Самым непростым делом для первоклассников оказалось спорить, не ссорясь и не обижаясь друг на друга. Первоклассники очень подвижные и эмоциональные. Никто не хочет уступать друг другу. Частые ссоры, обиды и даже слёзы присутствовали в начале сентября. Поэтому учителю необходимо проводить планомерную работу по воспитанию своих ребят. С первых дней учимся преодолевать трудности, слушать мнение товарища, высказывать своё мнение спокойно и сдержанно. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. Настольные игры, раскраски, мы с ребятами используем на переменках и в группе продлённого дня. Учатся играть коллективно.
Очень помогает в адаптационный период занятия логопеда и педагога-психолога. Это очень важная совместная работа, которая, конечно, даёт свои положительные результаты.
Таким образом, наша предшкольная подготовка, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов, позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.