Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Применение автоматизированных систем управления в военной промышленности

Применение автоматизированных систем управления в военной промышленности

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

министерство обороны
автоматизированные системы управления
хранение информации
пункт управления
командно-штабная машина

Аннотация статьи

В статье рассматриваются автоматизированные системы управления в качестве одного из приоритетных факторов развития и совершенствования сетевой инфраструктуры военных объектов.

Текст статьи

Высший уровень информатизации – это автоматизация. В военном производстве под автоматизацией понимают технические и программные процессы, связанные с получением, хранением, передачи, обработкой и использованием материалов.

Автоматизированное управление АСУ является комплексом программных средств, которые обеспечивают автоматизированную сборку информации, обработку ее, переработку, хранение информации, необходимую для того, чтобы оптимизировать управление различными областями жизнедеятельности человека в соответствии с принятыми критериями. Иными словами, на человека возложена часть функции управления каким-либо процессом. Полученный человечеством опыт разработки и применения АСУ свидетельствует о том, что руководство такими процессами основано на нескольких правилах, критериях, законах и требованиях к подобным системам. Кроме сбора и обработки информации управляющие системы обеспечивают создание управляющих действий непосредственно в исполнительных механизмах или исполнителях команд.

АСУ ВС РФ в развитии Министерства обороны автоматизации придается важная роль. Автоматизированная система отстраняет человека от участия в процессах информированности для решения многих организационных вопросов.

По концептуальным документам, указывающим пути совершенствования системы управления ВС РФ, приводятся основные направления ее развития, в том числе: унификация описание сведений, информации, протокола взаимодействия между элементами системы управления технической базы, разработка системы совместного информирования о различных обстоятельствах обстановки, а также осуществление планов для применения силовыми войсками.

ГОСТ 52333 ГОСТ. 2-2006 отражая реализацию технического, информационного, лингвистического, программного обеспечения, с помощью АСУ.

Минобороны продолжает совершенствовать подходы к организации управления национальными вооруженными силами (ВС), в том числе при ведении боевых действий на удаленных, неподготовленных театрах военных действий (ТВД) в условиях формирования высокотехнологичным противником эффективных зон ограничения (воспрещения) доступа (ЗОВД).

С этой целью Пентагон намерен реализовать до 2030 года «Стратегию создания автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) вооруженными силами – JADC2» (Joint All-Domain Command and Control Strategy, Стратегия).

Особое внимание в рамках создания АСБУ уделяется совершенствованию сетевой инфраструктуры военных объектов. С целью определения перспектив ее развития разработана «Стратегия модернизации автоматизированных систем управления и связи МО США», утвержденная министром обороны в сентябре 2020 года.

В соответствии с ней проводятся работы, направленные на:

  • обеспечение превосходства над противником при проведении операций в электромагнитном спектре (ОЭМС);
  • модернизация правительственных и военных систем связи;
  • повышение качества навигационного обеспечения вооруженных сил;
  • укрепление межведомственного взаимодействия внутри страны, сотрудничество с международными партнерами и частными компаниями.

Особая роль в решении задач тактического уровня отводится автономным робототехническим комплексам (РТК) и беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) с элементами искусственного интеллекта (ИИ), которые должны функционировать в составе самоорганизующихся групп численностью до нескольких сотен единиц.

Благодаря возможности оперативного изменения конфигурации и функций группировки сил и средств, предполагается решение большего объема задач по сравнению с существующими боевыми комплексами. Данные преимущества достигаются за счет детального подбора сил и средств в рамках конкретной операции и более эффективного управления сформированной группировкой в ходе боевых действий с возможностью замены ее элементов в зависимости от складывающейся обстановки.

Для решения этих вопросов ведутся работы в следующих областях:

  • применение технологий ИИ для автономных БПЛА, РТК, систем поддержки принятия решений и сетевого управления;
  • создание малогабаритных высокопроизводительных бортовых вычислительных средств;
  • организация сетей межмашинного обмена и навигационно-временного обеспечения, устойчиво функционирующих в условиях радиоэлектронного и кибернетического воздействий противника.

В настоящее время в рамках реализации концепции управление ДАРПА ведет работы над рядом перспективных проектов. Завершение испытаний по ним запланировано на конец 2024 года.

Большое внимание Пентагон уделяет разработке систем связи пятого поколения. Их внедрение и адаптация под военные задачи проводится в рамках «Стратегии развития технологий 5G МО США». В соответствии с ней в 2020 году заключен ряд контрактов на проведение испытаний на территории пяти военных объектов. Общая стоимость работ – более 600 млн долларов. Испытания предполагается завершить в 2024 году.

Перспективная автоматизированная система управления, создаваемая в рамках проекта ABMS ВВС США (утверждена в качестве ее основы решением комитета начальников штабов), представляет собой видовой компонент АСБУ JADC2, предназначенный для интеграции в едином разведывательно-информационном пространстве разнородных сил и средств в интересах проведения МСО.

По итогам проведенных испытаний, на реализацию проекта ABMS в 2022 финансовом году министерству ВВС США было выделено 87,3 млн, однако фактический объем израсходованных денежных средств превысил 204 млн долларов. В текущем году военное ведомство направило 231 млн на проведение очередных испытаний АСУ совместно с межвидовыми группировками войск (сил) стран – участниц НАТО и Европейского союза, а также подключения к ней перспективного бомбардировщика B-21, космического аппарата X-37B и других образцов военной техники.

В военно-политическом руководстве европейских государств уделяется особое внимание увеличению боевого потенциала территориальных войск, подготовленных резервными компонентами национальной армии. Акцент будет уделяться повышению возможностей выполнения задач по защите национальных территорий.

Наличие АСУ в войсках позволяет одновременно управлять 14 объектами, обеспечивает защиту территории площадью 800 на 800 километров, при этом в воздушном пространстве зоны ответственности АСУ могут находиться одновременно до 500 воздушных объектов.

Основными задачами, решаемыми в рамках данного проекта, являются:

  • реализация программ модернизации сухопутных войск, проводимой под контролем межфункциональных рабочих групп;
  • организация технического сопряжения огневых средств и систем управления ими;
  • отработка циклов подготовки к применению средств поражения в соответствии с условиями операционной среды;
  • повышение степени полноты и скорости обработки информации, оперативности ее доведения до руководства.

В целом в 2023-м на развитие АСУ направили 90,8 млн долларов. В краткосрочной перспективе запланирована оценка технологической готовности проекта в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки типа «Дефендер» с привлечением вооруженных сил стран – участниц НАТО и ЕС.

Новая АСУ размещена на четырех автомобилях и состоит из пункта боевого управления, командно-штабной машины и двух подвижных электростанций.

Помимо мобильного варианта исполнения «Поляна-Д4М1» имеет в составе автономное автоматизированное рабочее место, предназначенное для оснащения стационарных командных пунктов войск.

«Поляна-Д4М1» обеспечивает тренировку боевых расчетов и несение дежурств, а в военное время по управлению огнем радиолокационной разведки. Время реакции системы на открытие огня составляет 2–3 секунды.

«Модернизированная «Поляна-Д4М1» – новейший перспективный системообразующий комплекс многоэлементной боевой информационной системы. Он способен обеспечить надежную защиту, как воинских формирований, так и объектов государственного управления и промышленных предприятий».

Комплекс получил возможность сопряжения с авиацией Военно-воздушных сил и Военно-морского флота. «Поляна-Д4М1» собирает и обрабатывает данные от цифровых РЛС по наземному и воздушному базированию, а также от центров управления воздушным движением. Система управляет дежурными силами, ведёт обмен информацией с вышестоящими и взаимодействующими объектами. Комплекс размещен на четырех автомобилях и состоит из пункта боевого управления, командно-штабной машины и двух подвижных электростанций. Оружейный салон «Армия-2023» проходит в подмосковной Кубинке (парк «Патриот») с 14 по 20 августа. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о планах заключить на форуме контракты на общую сумму более 433 млрд рублей. Он также рассказал, что в работе принимают участие около 1,5 тыс. предприятий, с реализацией более 29 тыс. образцов военной продукции.

Взаимодействие АСУ на военном производстве направлено на осуществление временных затрат, повышении интереса разработчиков. Это способствует выполнению задач на высоком уровне для информационно-технологического взаимодействия. Поэтому АСУ на военном производстве Вооруженных Сил Российской Федерации актуально и востребовано. Механизм реализации АСУ постоянно совершенствуется и модернизируется для эффективной организации деятельности Министерства обороны Российской Федерации. АСУ Вооруженных Сил Российской Федерации способствует обеспечению и совершенствованию форм и способов вооруженной борьбы, а также вооружения и военной техники.

В наше время в информационном обеспечении высокого уровня предоставление военных усилий является устанавливающим моментом преимущественно тактического характера в воздействии с противником. Автоматизированные технологии применяются разнообразно, а именно автономно и дистанционно. Непилотируемые летательные аппараты в информационно-информационном пространстве Вооруженных сил способны наносить существенный урон, в сравнении со стрелковым батальоном, в составе которого штаб, стрелковая рота, охрана, разведка, взвод инженерно-саперного назначения с техникой и контрольным пунктом.

Режим управления способствует развитию системы автоматического управления военными и войсками для выполнения поставленных задач.

Разработанный комплекс действий при успешном выполнении задачи нанесет существенный урон противнику, наряду с потерями. Такая оперативная работа с применением автоматизированных систем управления приведет к появлению новых методов тактического действия войск. При этом единой пространственно-распределенной разведывательной системе доступность оперативной информации о состоянии текущей ситуации обеспечит качество выполняемой задачи.

Список литературы

  1. Жаров М. Создание автоматизированной системы боевого управления вооруженными силами США // Зарубежное военное обозрение. 2023. № 11. С. 9-16.
  2. Моисеев В.С., Козар А.Н., Дятчин В.В. Информационная безопасность автоматизированных систем управления специального назначения. Казань. 2020. 146 с.
  3. Рубанов А. Энергаз внедряет многофункциональные установки подготовки газа // Отраслевой журнал «СФЕРА. Нефть и Газ» / под ред. № 4/2019. С. 38-45.
  4. Системы автоматизации в газовой промышленности: учебное пособие / Прахова М.Ю. [и др.]. М.: Инфра-Инженерия, 2019. 480 с.
  5. Технические требования на комплексную поставку пункта подготовки газа (ППГ), совмещенного с газорегуляторным пунктом (ГРП) / Проект строительства ТЭЦ в пределах Черногорского месторождения. Екатеринбург.: ООО Интертехэлектро – Проект, 2021. 61 с.

Поделиться

1213

Гужов Я. Н., Юданов Д. А., Козловцев М. Н., Тимошина Н. Н. Применение автоматизированных систем управления в военной промышленности // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.I.С. 10-13. URL: https://apni.ru/article/8605-primenenie-avtomatizirovannikh-sistem-upravle

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря