Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Нравственное воспитание младших школьников на уроках технологии средствами береж...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках технологии средствами бережливого производства

Автор(-ы):

Лукьянова Надежда Валентиновна

Сычева Лариса Владимировна

29 февраля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

нравственное воспитание
бережливое производство
технология
младшие школьники

Аннотация статьи

В статье представлены методы бережливого производства, которые способствуют нравственному воспитанию младших школьников на уроках технологии.

Текст статьи

На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к нравственному воспитанию младших школьников как важнейшему средству формирования всесторонней личности. Интеллектуальное развитие молодежи сегодня не вызывает таких проблем, как ее нравственное становление.

Сухомлинский В. А. утверждал, что нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач общества [3].

Нравственный мир подрастающего человека – это фундамент, который на протяжении всей последующей жизни обусловливает направленность личности, формирование интеллектуальных процессов, постижение окружающей действительности, управляет совершаемыми поступками. Важная роль отводится младшему школьному возрасту как сензитивному по отношению к влияниям и воздействиям нравственного характера (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин).

Воспитание нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

Уроки технологии имеют большой творческий потенциал, а также воспитательные и развивающие возможности, которые должны быть реализованы в педагогическом процессе [2].

Для решения воспитательных задач, формирования нравственных качеств личности на уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. Они позволяют воспитывать у школьников уважение к труду, бережливое отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, приучают к взаимопомощи и ответственности: «С ремеслом не пропадешь», «Уменье везде найдет примененье», «Всякая работа мастера хвалит», «По заслугам и честь». Для сохранности фонда материалов и инструментов необходимо объяснить школьникам, как с ними обращаться (бережно и экономично). В каждом классе должен быть шкаф для их хранения. Пользоваться материала надо разумно. Остатки материалов не выбрасываются, хранятся отдельно [1].

Для оптимизации учебной деятельности школьников и успешной реализации задач нравственного воспитания необходимо учитывать особенности проведения урока технологии. В основе методики преподавания уроков технологии лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной и предметной среде. Огромную роль играют уровень подготовки, мастерство педагога, творческий тип личности учителя.

Также современный урок невозможен без инновационных педагогических технологий. Они составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. На уроках технологии можно использовать: проблемное обучение, здоровье сберегающие и игровые технологии, ИКТ, технологии группового взаимодействия, критического мышления, технологии бережливого производства.

Рассмотрим подробнее технологию бережливого производства. Под бережливыми технологиями понимают технологии, которые приводят к получению максимальной ценности продукции с минимальными ресурсными, финансовыми и временными затратами. Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, оказавшихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение его к культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни [1].

В современной среде начальной школы к принципам бережливого образования относится система 5S – это метод организации рабочего пространства. Цель этой системы создание оптимальных условий для работы, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии. Концепция 5 S уходит корнями в философию «кайдзен», что в переводе с японского языка означает «постоянное совершенствование». Она позволяет не просто навести порядок на рабочем месте, но и воспитывает стремление к дисциплине и саморазвитию (рис.).

Система 5 S содержит в себе 5 основных принципов:

  1. Seiri – Сортировка.
  2. Seiton – Соблюдение порядка.
  3. Seiso – Содержание в чистоте.
  4. Seiketsu – Стандартизация.
  5. Shitsuke – Совершенствование.

Целью системы технологии организации пространства может стать 5 S:

  • создание комфортного психологического климата, стимулирование желания работать;
  • повышение производительности труда.

Рис. Схема системы 5S

На уроках технологии можно использовать различные упражнения, игры, методы и приемы нравственного воспитания, которые можно использовать на разных этапах при проведении уроков технологии с младшими школьниками.

Метод «Этическая беседа» можно усовершенствовать за счет включения в него приема «Анализ проблемных ситуаций». Этот прием помогает конкретизировать нормы поведения, связать их с практическим опытом, а главное – учит видеть, понимать нравственную сущность поступков и действий героев (Почему именно так поступил герой?), давать им оценку (Правильно ли он поступил?), проектировать собственное поведение (Как бы вы поступили на его месте?). Например, можно предложить следующие ситуации: 1) Представьте себе, что вы идете домой из школы и видите, как мальчик толкает в лужу маленькую девочку. Туфли ее намокли, бант еле держится, по лицу текут слезы. Что бы вы сделали? 2) Олег всегда любил быть первым. Когда строился класс, он часто грубо отталкивал ребят, кричал, что это его место.

При анализе ситуации следует избегать прямолинейных сравнений, вопросов типа «А у нас в классе есть такие ребята?» Лучше сказать: «Я думаю, среди вас нет таких» или «Задумайтесь, ребята, и не поступайте так, как герой нашего рассказа». Особенно тактичным должен быть учитель при обсуждении случаев, касающихся личных, внутрисемейных отношений.

Опытные педагоги практики считают, что наиболее эффективен в формировании культурных навыков метод игровых упражнений. Организовывая систему нравственных упражнений с младшими школьниками, необходимо заключить их в яркие, необычные, увлекательные формы, синтезирующие игру и упражнение. Это может быть игра, проигрывание ситуаций, заранее подготовленные мини инсценировки. Приведем примеры игр и игровых упражнений, позволяющие младшим школьникам осмыслить проблемы нравственной жизни, закрепить опыт поведения.

Игра «Ромашка» заключается в том, что ученикам раздается нарисованная на бумаге ромашка. Отрывая лепесток, ученик пишет на нем имя того человека, перед кем он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова «Лети, лети, лепесток…» и кладет лепесток на парту тому однокласснику, перед которым хочет извиниться и попросить прощения.

Также мы рекомендуем использовать приемы бережливого производства на уроках продуктивных видов деятельности, а именно систему 5S. Она поможет правильно организовать рабочее место обучающихся. Для этого в классе следует повесить плакат с принципами системы, а лучше предложить ученикам нарисовать его.

На каждом уроке технологии проводить минутку порядка и минутку чистоты. Минутка порядка помогает организовать рабочее место перед выполнением практической работы. Ученики оценивают находящиеся на рабочем месте предметы, инструменты и материалы по критерию их полезности и частоты использования. В сортировку нужно вовлечь всех учеников. Их задача заключается в том, чтобы каждый на своем рабочем месте выделил предметы, которые должны быть удалены с рабочего места, предметы, которые необходимо переместить в более подходящее место и предметы, которые являются основными. Минутка чистоты на уроках технологии проводится непосредственно после изготовления изделия. На этом этапе необходимо создать и поддерживать чистоту. Можно назначать дежурных, которые будут проверять рабочие места одноклассников. Здесь следует уделить внимание мотивации. Например, первый месяц делать фотографии до и после уборки. Снимки помогут почувствовать значимость работы и произошедшие перемены.

Таким образом, данные рекомендаций могут помочь молодым и опытным учителям начальной школы создавать условия выбора перед обучающимися.

Используя представленные материалы на уроках технологии, можно добиться большого успеха в нравственном воспитании младших школьников.

Список литературы

  1. Бережливый менеджмент в образовании: первые итоги и перспективы: сборник научных статей по материалам круглого стола (г. Белгород, 25 ноября 2020 г.) / под редакцией Р.Р. Погореловой [и др.]. – М.: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – 102 с.
  2. Серебренников, Л.Н. Методика преподавания технологии(труда): учебник для среднего профессионального образования / Л.Н. Серебренников. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 22с.
  3. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 2019. – 285с.

Поделиться

383

Лукьянова Н. В., Сычева Л. В. Нравственное воспитание младших школьников на уроках технологии средствами бережливого производства // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 47-50. URL: https://apni.ru/article/8606-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля