Автор(-ы):
Велиханов Играмудин Игорьевич
29 февраля 2024
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье проведена попытка определить основные принципы совершенствования структуры органов государственного финансового контроля.
Текст статьи
Основная проблема, которая существует в системе построения иерархии органов государственного финансового контроля – наличие дублирующих функций надзора по одним и тем же хозяйствующим субъектам при проведении плановых и внеплановых проверок финансовой деятельности.
Сами органы, наделенные полномочиями финансового контроля, не имеют слаженного механизма взаимодействия, отсутствует единая платформа обмена информацией, не создана и не функционирует база данных поднадзорных хозяйствующих субъектов. Сам процесс контроля для разных структурных подразделений органов надзора не имеет закреплённого законодательно (локально) административного методологического регламента.
Перспективное развитие деятельности органов государственного финансового контроля должно быть нацелено на:
Эти действия являются наиболее очевидными при выстраивании взаимоотношений между контролирующими и подконтрольными лицами, позволяющими не допустить превышения полномочий и нарушений как с одной, так и, с другой стороны [1, с. 23].
Безусловно, вышеописанные меры и пути совершенствования процессов государственного финансового контроля невозможны без совершенствования законодательной базы, которая, в свою очередь, должна быть направлена на:
Для создания эффективной системы государственного регулирования в процессе нормотворчества должны быть задействованы все органы контроля с участием в таком процессе Банка России, возможно создание наблюдательных советов при интеграции тех или иных процессов в законодательство и в деятельность организаций [2, с. 7]. Необходимо также создать базу анализа правоприменительной практики, которая поможет органам досконально изучать пробелы законодательства.
Бюджетное законодательство трансформируется и требует от исполнителей выработки собственных регламентов планирования и исполнения возложенных функций, поскольку первостепенной целью в осуществлении финансового контроля – эффективность работы органов по выявлению и пресечению нарушений, связанных с бюджетными средствами. Для нашей системы с учетом внедрения риск-ориентированного подхода во многие сферы деятельности, в данном виде контроля также возможно создания неких индикаторов, позволивших в будущем пересматривать те или иные концепции контроля и аудита на государственном уровне [3, с. 43].
Необходимо решить следующий комплекс задач по повышению эффективности деятельности, результативности расходов, который будет направлен, в том числе на повышение качества планирования, расширение сферы применения и повышения качества методов бюджетного планирования, ориентированных на результат:
Дальнейший прогресс в сфере реформирования бюджетного процесса невозможен без формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Объективная необходимость модернизации отечественной экономики актуализирует потребность в усилении финансово-бюджетного контроля за эффективностью управления бюджетными средствами и государственной (муниципальной) собственностью, интеграции действий всех субъектов государственной власти, управления и контрольных органов.
Список литературы
Поделиться
Велиханов И. И. Принципы совершенствования структуры органов государственного финансового контроля // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.III.С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/8608-printsipi-sovershenstvovaniya-strukturi-organ