Основная проблема, которая существует в системе построения иерархии органов государственного финансового контроля – наличие дублирующих функций надзора по одним и тем же хозяйствующим субъектам при проведении плановых и внеплановых проверок финансовой деятельности.
Сами органы, наделенные полномочиями финансового контроля, не имеют слаженного механизма взаимодействия, отсутствует единая платформа обмена информацией, не создана и не функционирует база данных поднадзорных хозяйствующих субъектов. Сам процесс контроля для разных структурных подразделений органов надзора не имеет закреплённого законодательно (локально) административного методологического регламента.
Перспективное развитие деятельности органов государственного финансового контроля должно быть нацелено на:
- разукрупнение и раскрытие методов исполнения функции контроля и аудита во всех его проявлениях (налоговом, бюджетном, валютном и т. д.);
- совершенствование и внедрение электронного взаимодействия между всеми участниками государственного финансового контроля;
- раскрытие потенциала Банка России как участника процесса валютного контроля, учитывая изменения законодательства и кардинальные меры Правительства по сокращению валютных операций на территории РФ и при проведении транснациональных сделок с иностранными контрагентами в национальных валютах;
- использование механизма «открытых данных» в вопросе обеспечения доступности информации для всех хозяйствующих субъектов и для общества в целом;
- мониторинг и регулярное обновление методологии и подходов не только к планированию контроля, но и непосредственно к его проведению в след за изменениями законодательства в сфере налогов, бюджетной политики, проведения валютных операций;
- создание механизма профилактических мероприятий, самообследования на предмет недопущения нарушений хозяйствующими субъектами в отношении бюджетных ассигнований;
- соблюдение баланса интересов и отсутствия интегрированности государственных органов во внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
- гарантии и соблюдение гарантий в отношении валютных операций, по сделкам, по которым такие взаиморасчеты допустимы и не ограничены.
Эти действия являются наиболее очевидными при выстраивании взаимоотношений между контролирующими и подконтрольными лицами, позволяющими не допустить превышения полномочий и нарушений как с одной, так и, с другой стороны [1, с. 23].
Безусловно, вышеописанные меры и пути совершенствования процессов государственного финансового контроля невозможны без совершенствования законодательной базы, которая, в свою очередь, должна быть направлена на:
- усиление контроля на старте образования субъекта контроля (регистрация юридических лиц должна производиться с учетом перспектив включения таких юридических лиц в конкурентные закупки, сопряженные с распределением бюджетных средств в рамках выполнения работ, оказания услуг или производства товаров, например);
- выявление пробелов в регулировании валютного контроля за внешнеэкономическими сделками связанными, в том числе с предоставлением резидентами (нерезидентами) кредитов и займов, а также за сделками, осуществляемыми на финансовых рынках.
Для создания эффективной системы государственного регулирования в процессе нормотворчества должны быть задействованы все органы контроля с участием в таком процессе Банка России, возможно создание наблюдательных советов при интеграции тех или иных процессов в законодательство и в деятельность организаций [2, с. 7]. Необходимо также создать базу анализа правоприменительной практики, которая поможет органам досконально изучать пробелы законодательства.
Бюджетное законодательство трансформируется и требует от исполнителей выработки собственных регламентов планирования и исполнения возложенных функций, поскольку первостепенной целью в осуществлении финансового контроля – эффективность работы органов по выявлению и пресечению нарушений, связанных с бюджетными средствами. Для нашей системы с учетом внедрения риск-ориентированного подхода во многие сферы деятельности, в данном виде контроля также возможно создания неких индикаторов, позволивших в будущем пересматривать те или иные концепции контроля и аудита на государственном уровне [3, с. 43].
Необходимо решить следующий комплекс задач по повышению эффективности деятельности, результативности расходов, который будет направлен, в том числе на повышение качества планирования, расширение сферы применения и повышения качества методов бюджетного планирования, ориентированных на результат:
- Повышение качества планирования целей, задач и результатов деятельности.
- Повышение финансовой и экономической эффективности бюджетных расходов.
- Совершенствование правового и методического обеспечения деятельности федеральных служб в сфере осуществления государственного финансового контроля.
- Повышение управленческой и кадровой эффективности бюджетных расходов.
- Информационная открытость, меры по противодействию коррупции.
Дальнейший прогресс в сфере реформирования бюджетного процесса невозможен без формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Объективная необходимость модернизации отечественной экономики актуализирует потребность в усилении финансово-бюджетного контроля за эффективностью управления бюджетными средствами и государственной (муниципальной) собственностью, интеграции действий всех субъектов государственной власти, управления и контрольных органов.