Конституционные основы антимонопольного законодательства

Конституционные основы антимонопольного законодательства

В статье конституционные основы антимонопольного законодательства рассматриваются в качестве ключевого правового базиса для развития. Выявление и исследование источников конкурентного права позволяет определить его место в системе законодательства Российской Федерации.

Аннотация статьи
источники права
Федеральная антимонопольная служба
конкурентное право
Конституция Российской Федерации
антимонопольное законодательство
Ключевые слова

Конституция Российской Федерации (далее – Конституция), обладающая высшей юридической силой в системе национальной правовой системы, закрепляет основы для возникновения законодательства в сфере антимонопольного регулирования в Российской Федерации. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации «гарантируется поддержка конкуренции», а также «недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [2, ст. 8, ст. 34]. Безусловно, апеллируя термином «конкуренция», Автор имеет в виду законную конкуренцию.

Дефиниция термина «конкуренция» дана в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции», и раскрывается как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность этих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [3, ст. 4]. Говоря о законной конкуренции или (как ещё называют некоторые деятели в области антимонопольного регулирования) «благородной», то это соперничество по установленным правилам и порядкам. Естественно, что для каждого государства достижение в своей экономической системе пика «благородной» конкуренции является иллюстрацией совершенства антимонопольного законодательства.

Чем же все-таки принципиальна здоровая конкурентная среда для государства? Поддержка конкуренции является одной из основополагающих ступеней развития рыночной экономической системы. Положительные изменения в сторону развития правомерной конкуренции можно осуществить только при наличии многогранной и грамотной политики государства. Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена программа развития конкуренции № 691-р от 19.05.2009 г. № 691-Р, в котором сказано, что «политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения социально-экономических целей развития страны» [4, преамбула].

Как было отмечено ранее, деятельность, направленная на монополизацию и незаконную конкуренцию, в Российской Федерации не допускается. ФЗ «О защите конкуренции» также раскрывает термин «монополистическая деятельность», как «злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью» [3. ст. 4]. Основополагающая цель государства в сфере антимонопольного регулирования – это недопущение возникновения монополистической деятельности.

В связи с тем, что «неблагородная» конкуренция – это «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой̆ репутации» [3, ст. 4], многие деятели в области права вычленяют не только правовые категории в данном термине, но и нравственные, даже моральные. Для того, чтобы не допустить выход монополистов на рынок, можно ввести дополнительные требования, такие как лицензирование и т.д.

Стоит отметить, что единый рынок и его установление в соответствии с Конституцией находится в компетенции Федерации, следовательно, исходя из анализа Конституции, Автор приходит к выводу, что и законодательство в сфере антимонопольного регулирования также находится в исключительной компетенции Российской Федерации.

В ввиду того, что антимонопольное законодательство не кодифицировано, вокруг него возникла обширная (разветвлённая) система источников права:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (в частности, статья 10 устанавливающая основы антимонопольного регулирования, а именно «запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке» [1, ст.10].
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  • Указы президента Российской Федерации.
  • Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
  • Нормативные правовые акты Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации является органом исполнительной власти, который наделен исключительными контрольно-надзорными полномочиями в сфере антимонопольного регулирования.

Основополагающим нормативным актом, регламентирующим конкурентные правоотношения, является Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который устанавливает правовой фундамент для защиты конкуренции.

На основании изложенного, Автор приходит к выводу, что в Конституции Российской Федерации были заложены правовые основы для создания рыночной экономики посредством закрепления правовых инструментов для регулирования конкурентных правоотношений. Антимонопольное законодательство является не только важнейшей ячейкой для развития успешного внутриэкономического пространства, но и его предпосылкой.

Текст статьи
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. ч.2 [Электронный ресурс]: Федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ. – правовой системы «Консультант Плюс»
  2. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. М.: Юрист, 2020.
  3. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп.). ст. 79. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  4. Программа развития конкуренции: распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 г. № 691-Р. Доступ из справ. – правовой системы «Консультант Плюс»
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая