Автор(-ы):
Толкачев Сергей Владимирович
29 февраля 2024
Секция
Информационные технологии
Ключевые слова
Аннотация статьи
Искусственный интеллект, представляющий в настоящее время стремительно развивающее направление в сфере управления закупками, уже доказал свою высокую эффективность. Искусственный интеллект является междисциплинарной отраслью моделирования, воссоздания и понимания когнитивных процессов и интеллекта на базе логических, информационных, математических, лингвистических, биологических, психологических и др. принципов.
Самой главной из них является способность к самообучению, рассуждению и считыванию огромного объема информации.
Одной из основных целей развития систем искусственного интеллекта является создание технологий и устройств, которые могут самообучаться, коммуницировать, разумно рассуждать, целенаправленно проводить необходимые манипуляции и др.
Искусственный интеллект повышает активность на рынке товаров и услуг. Благодаря технологиям искусственного интеллекта рутинная работа по обработке громадного потока информации перестает быть проблемой. Таким образом, появляются новые возможности для каждого из нас в своем профессиональном становлении, поскольку нейросети способны проводить мгновенный семантический анализ новостей, данных, заявлений и информации из различных сетей.
В статье рассматривается роль искусственного интеллекта в системе закупок, в том числе для нужд государства, как инструмента, который сможет выполнять ряд функционала, который позволит закупщикам достигать более эффективных результатов каждой закупки. Отмечаются преимущества и трудности в его использовании.
Текст статьи
Основная часть
Множественность вариантов апробации систем искусственного интеллекта для эффективной оптимизации процессов закупок для нужд государства даёт возможность для создания эффективной модели, которая будет базироваться на точной алгоритмизации и позволит оптимизировать закупочную деятельность. В условиях цифровой трансформации, массовой цифровизации – это одно из перспективных и востребованных направлений дальнейшего развития всех отраслей экономики.
Понимая и принимая идеи искусственного интеллекта как уже действующее направление, следует привести его основные характеристики [4, 6, 9], определяющие само понятие «искусственный интеллект»:
Таким образом, искусственный интеллект сегодня можно назвать междисциплинарной отраслью моделирования, воссоздания и понимания когнитивных процессов и интеллекта на базе логических, информационных, математических, лингвистических, биологических и психологических принципов. Основной целью развития систем искусственного интеллекта является создания технологий и устройств, которые могут самообучаться, коммуницировать, разумно рассуждать, целенаправленно проводить необходимые манипуляции и др.
Ряд ученых отмечают, что искусственный интеллект напрямую зависит от умения устройства мыслить как человек, то есть умение познавать, воспринимать, принимать решения разумным и рациональным образом [9].
В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, принятой на основании указа Президента, разработки в сфере искусственного интеллекта позволяют повысить уровень эффективности прогнозирования, планирования и принятия решений, в том числе, в сфере закупок [1, 2]. Эффективное развитие искусственного интеллекта на основании этой стратегии базируется на:
Государственная стратегия развития искусственного интеллекта основывается на том, что для реализации основных задач, необходимо активно апробировать системы искусственного интеллекта на базе плотного взаимодействия науки, государства, общества и негосударственных компаний. В Российской Федерации парадигма активной цифровизации системы закупок для нужд государства впервые появилась при публикации целевой программы «Цифровая Россия».
На основании этой программы был разработан интернет-портал, на котором публиковались данные о государственных закупках. Изначально портал подразумевал информационные функции, на базе которых возможные участники могли получить открытую информации о проведении государственных закупок. Для участия в закупке необходима была заявка, но необходимо помнить о том, что в то время не было законодательной базы для участия в закупках на основании электронной заявки [7, 10].
Глобальная цифровизация российской экономической системы началась в 2017 году. В основные направления цифровой трансформации вошли государственные закупки, в результате чего было принято ряд поправок в законодательную базу. Основным направлением поправок был процесс интеграции множества площадок в одну, формализация и стандартизация закупочных процедур для более высокой эффективности и определённости. Однако, главное изменение, которое было вызвано экономической реформой, основывалось на постепенном переходе закупочных торгов в цифровой пространство.
Искусственный интеллект при осуществлении закупок обладает рядом неоспоримых преимуществ. В частности, это:
С 2019 года закупки для нужд государства стали проходить на базе единой информационной системы. Появились новые требования для участников закупок. К процедурам закупок начали допускать только зарегистрированные в единой информационной системе организации [10, 11].
Если рассматривать основные проблемы, характерные для системы закупок для нужд государства, то эффективным было бы использование искусственного интеллектом, позволяющее достичь:
Таким образом, с помощью искусственного интеллекта можно решить следующие задачи в сфере закупок:
В качестве достоинств использования искусственного интеллекта в закупках для нужд государства следует отметить высокий уровень прозрачности, экономию времени, высокий уровень контролируемости процессов, экономию трудовых ресурсов, беспристрастность в выборе подрядчиков. При этом учет возможных рисков на основе качественного анализа данных позволяет соблюсти установленные сроки и избежать выхода за рамки планируемого бюджета, что особенно важно для ценообразования.
Стоит выделить актуальные и перспективные технологии искусственного интеллекта, которые уже зарекомендовали себя для системы государственных закупок:
В настоящее время трудности по внедрению искусственного интеллекта определяются следующими факторами:
Однако, анализ отечественного и зарубежного опыта разработки и использования технологий искусственного интеллекта позволяет утверждать, что эти трудности временны и преодолимы, поскольку его преимущества гораздо ценнее – возможность решать вопросы, возникающие при управлении закупочными процессами в новых условиях – условиях цифровой трансформации. Определение наиболее подходящего инструментария из технологий искусственного интеллекта для конкретной закупочной задачи и степень его эффективности подразумевает необходимость глубокого анализа функциональных особенностей каждого инструмента.
В государственной закупочной деятельности одним из очень важных можно назвать управление процессом взаимодействия с подрядчиками. Как правило, этот процесс подразумевает проведение многофакторной экспертной оценки подрядчика, что может привести к смещению результата из-за множества субъективных факторов и содержит в себе риски, которые вызваны человеческим фактором.
Для избежания ошибок в таких условиях отлично подойдёт машинное обучение. После анализа данных модель может отнести к конкретному классу любую изучаемую компанию, у которой ещё нет приобретённого класса. Для предложений от возможных подрядчиков, которые поступают в графическом и бумажном формате, подойдут алгоритмы распознавания образов и обработки естественного языка.
Машинное обучение максимально подходит для сферы закупок. Закупочная деятельность предполагает наличие огромного количества данных, которые полезны и информативны. Качественная аналитика представляет собой прямой путь к высокой окупаемости инвестиций.
Технология роботизированной автоматизации процесса, кроме того, может в автоматизированном режиме получать информацию о подрядчике не только из закупочной документации, но и из всех открытых источников в глобальной сети, что позволяет ей эффективно проводить базовую обработку информации, в том числе очистку, нормализацию, удаление дубликатов, выявление аномалий и др.
Заключение
Искусственный интеллект в системе закупок, в том числе для нужд государства, может быть очень важным и мощным инструментом, который сможет выполнять ряд функционала, который позволит закупщикам достигать более эффективных результатов каждой закупки. Множественность вариантов апробации систем искусственного интеллекта для эффективной оптимизации процессов закупок для нужд государства даёт возможность для создания эффективной модели, которая будет базироваться на точной алгоритмизации и позволит оптимизировать закупочную деятельность.
Список литературы
Поделиться
Толкачев С. В. Искусственный интеллект в сфере управления закупками // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.I.С. 61-65. URL: https://apni.ru/article/8612-iskusstvennij-intellekt-v-sfere-upravleniya