В последнее время для обозначения бренда территории вошел в обиход термин «геобренд», подразумевающий отношение данного бренда к какой-либо географической местности, например, отдельное государство, конкретный регион, определенный город и т. д. [5, с. 296-298].
Согласно определению, геобрендинг – это процесс формирования территориального бренда, который основывается на системном подходе к культурной идентичности, а также приведение ее различительных возможностей к различным целевым аудиториям за счет создания яркого и привлекательного имиджа, состоящего из внутренних и внешних особенностей [3, с. 645-660].
По мнению О. В. Королевой и Е. С. Милинчука геобрендинг – это и результаты интеллектуальной деятельности авторских коллективов, создающих проекты геокультурных брендов и стратегий геокультурного развития не в коммерческих целях, а для развития идентичности территориальных сообществ, и создания событий, которые актуализируют геокультурный образ территории [1].
По этим и другим позициям геокультурный брендинг отличается от экономики впечатлений. Сегодня важнее всего сосредоточить усилия на продвижении геокультурных образов Дедюхина и Карпинска, в которых бы нашли отражение не только конкретно-исторические факты из жизни поселений в их плотной привязке к знаково-символическим репрезентациям «соли» и «угля», но сюжетные мотивы созидательной, подвижнической деятельности населения, воплощаемые, в том числе, посредством обращения к современным практикам мемориального активизма.
Отметим, что функция геобрендинга заключается в отражении важных преимуществ территории, основанных на ее исторических корнях, традициях и поведенческих характеристиках ее жителей. Бренд должен объединять в себе население, культурные традиции, экономическую и политическую деятельность, общение с внутренней и внешней средой, а также должен сочетать стратегии развития территории и ценности, которые он готов предложить людям.
Для выявления специфики геобрендинга как инструмента развития территорий в контексте глобализации и де-глобализации следует проанализировать практику его использования. Далее рассмотрим геобрендинг как инструмент развития города Горно-Алтайск.
Сегодня Республика Алтай официально является общепризнанным мировым сообществом туристским регионом и имеет свой региональный бренд Горный Алтай.
Горный Алтай эксперты называют одним из самых экологически чистых регионов страны. С учетом благоприятного климата, особенно в сезон отпусков, и многочисленных природных достопримечательностей республики стремительный рост популярности региона в качестве туристического направления не удивляет экспертов. Горный Алтай стал одним из главных бенефициаров развития внутреннего туризма: в 2022 году число посетивших регион гостей выросло на 70% по сравнению с предыдущим годом и достигло 3,7 млн человек, а текущий год обещает существенно превысить прошлогодние показатели.
Горный Алтай – исторически сложившийся туристический бренд. Увеличивающаяся популярность внутреннего туризма и растущий туристический поток на Горном Алтае демонстрируют, что спрос на туристическую инфраструктуру мирового уровня в регионе еще очень далек от насыщения – и сейчас для инвестирующего в туризм бизнеса самое время создавать масштабные проекты, которые, без сомнения, найдут своего потребителя.
В Горном Алтае в 2016 году было открыто шесть визит-центров: в Кош-Агачском районе – три, по одному в Усть-Коксинском, Онгудайском и Улаганском районах. Это позволило расширить сеть туристических информационных центров на 30% [2, с. 63-72]. В этом году планируется поддержать качественное развитие уже созданных туристических информационных центров с помощью предоставления субсидий турорганизациям на конкурсной основе. По данным Минэкономразвития республики, это позволит улучшить качество предоставляемой ими информации туристам.
В 2016 году было завершено создание модели функционирования геопарка, в основе которой лежит принцип государственно-частного партнерства. Участниками партнерства помимо Министерства экономического развития и туризма РА выступают Ассоциация «Алтайское туристское соглашение», Горно-Алтайский государственный университет, администрации и турорганизации Онгудайского, Улаганского и Кош-Агачского районов. В текущем году геопарк вступает в фазу научной проработки, для этого необходимо активное участие муниципалитетов: оказание содействия научным организациям в предоставлении информации, в проведении презентационных мероприятий и прочем.
С 2018 года классификацию прошли гостиницы с номерным фондом более 50 номеров, с 2019 года вводилась обязательная классификация для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 2020 года классификация коснулась всех остальных гостиниц и других средств размещения.
В Горно-Алтайске существуют следующие проблемы в сфере туризма:
- низкая транспортная доступность Горно-Алтайск и объектов туристского показа;
- не сформирован конкурентоспособный туристский продукт и недостаточная информированность о нем граждан;
- выраженная сезонность (около 65 процентов турпотока приходится на период с мая по сентябрь) и дефицит всесезонных объектов туристской инфраструктуры в массовом сегменте с высоким качеством, высокая стоимость технологического присоединения к инженерным сетям, дефицит квалифицированных кадров, низкая доступность банковских кредитов для развития бизнеса, низкий уровень вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в туристскую деятельность.
Реализация комплекса мер по развитию туризма обеспечит повышение конкурентоспособности туристского продукта Горно-Алтайска, его узнаваемость на российском и международном рынках, появление новых отраслевых направлений, повысит транспортную доступность объектов туристского показа, что в результате приведет к росту валовой добавленной стоимости туристской отрасли в 2 раза (с 4 до 8 млрд. рублей) и увеличению экспорта туристских услуг на 50 процентов (с 26,5 до 53,1 млн. долларов США) [2, с. 63-72].
В Горном Алтае в 2023 году откроют больше 100 модульных строений для туристов. Туристический комплекс на 10 новых средств размещения будет запущен на Мультинских озерах – группе горных водоемов на северном склоне Катунского хребта в алтайских горах. Также в этом году в регионе начнет работу эко-отель с 14 домиками с панорамными окнами для туристов, откуда открывается вид на окружающую природу. Кроме этого, на средства нацпроекта в нескольких районах республики планируется развитие глэмпинг-парков и турбаз. По условиям программы, не менее 50% от стоимости проекта – это средства бизнеса, вторую часть обеспечивает государство за счет субсидии. С целью развития геобрендинг в Горном Алтае необходимо внедрять и событийный туризм.
В заключении отметить, что создание геобренда в наше время – это сложный и ответственный процесс, который требует учета местных особенностей. При разработке геобренда необходимо учитывать контекст деглобализации в целях создания успешного образа, который будет приносить доход, при этом сохраняя родную культуру и традиции.