Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Геобрендинг как инструмент развития территорий

Геобрендинг как инструмент развития территорий

Автор(-ы):

Смагулова Галия Акылбековна

29 февраля 2024

Научный руководитель

Панченко Ольга Львовна

Секция

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

геобрендинг
бренд
туризм
территории
потенциал
город

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается влияние геобрендинга на развитие территории. Рассмотрена туристская привлекательность города Горно-Алтайск.

Текст статьи

В последнее время для обозначения бренда территории вошел в обиход термин «геобренд», подразумевающий отношение данного бренда к какой-либо географической местности, например, отдельное государство, конкретный регион, определенный город и т. д. [5, с. 296-298].

Согласно определению, геобрендинг – это процесс формирования территориального бренда, который основывается на системном подходе к культурной идентичности, а также приведение ее различительных возможностей к различным целевым аудиториям за счет создания яркого и привлекательного имиджа, состоящего из внутренних и внешних особенностей [3, с. 645-660].

По мнению О. В. Королевой и Е. С. Милинчука геобрендинг – это и результаты интеллектуальной деятельности авторских коллективов, создающих проекты геокультурных брендов и стратегий геокультурного развития не в коммерческих целях, а для развития идентичности территориальных сообществ, и создания событий, которые актуализируют геокультурный образ территории [1].

По этим и другим позициям геокультурный брендинг отличается от экономики впечатлений. Сегодня важнее всего сосредоточить усилия на продвижении геокультурных образов Дедюхина и Карпинска, в которых бы нашли отражение не только конкретно-исторические факты из жизни поселений в их плотной привязке к знаково-символическим репрезентациям «соли» и «угля», но сюжетные мотивы созидательной, подвижнической деятельности населения, воплощаемые, в том числе, посредством обращения к современным практикам мемориального активизма.

Отметим, что функция геобрендинга заключается в отражении важных преимуществ территории, основанных на ее исторических корнях, традициях и поведенческих характеристиках ее жителей. Бренд должен объединять в себе население, культурные традиции, экономическую и политическую деятельность, общение с внутренней и внешней средой, а также должен сочетать стратегии развития территории и ценности, которые он готов предложить людям.

Для выявления специфики геобрендинга как инструмента развития территорий в контексте глобализации и де-глобализации следует проанализировать практику его использования. Далее рассмотрим геобрендинг как инструмент развития города Горно-Алтайск.

Сегодня Республика Алтай официально является общепризнанным мировым сообществом туристским регионом и имеет свой региональный бренд Горный Алтай.

Горный Алтай эксперты называют одним из самых экологически чистых регионов страны. С учетом благоприятного климата, особенно в сезон отпусков, и многочисленных природных достопримечательностей республики стремительный рост популярности региона в качестве туристического направления не удивляет экспертов. Горный Алтай стал одним из главных бенефициаров развития внутреннего туризма: в 2022 году число посетивших регион гостей выросло на 70% по сравнению с предыдущим годом и достигло 3,7 млн человек, а текущий год обещает существенно превысить прошлогодние показатели.

Горный Алтай – исторически сложившийся туристический бренд. Увеличивающаяся популярность внутреннего туризма и растущий туристический поток на Горном Алтае демонстрируют, что спрос на туристическую инфраструктуру мирового уровня в регионе еще очень далек от насыщения – и сейчас для инвестирующего в туризм бизнеса самое время создавать масштабные проекты, которые, без сомнения, найдут своего потребителя.

В Горном Алтае в 2016 году было открыто шесть визит-центров: в Кош-Агачском районе – три, по одному в Усть-Коксинском, Онгудайском и Улаганском районах. Это позволило расширить сеть туристических информационных центров на 30% [2, с. 63-72]. В этом году планируется поддержать качественное развитие уже созданных туристических информационных центров с помощью предоставления субсидий турорганизациям на конкурсной основе. По данным Минэкономразвития республики, это позволит улучшить качество предоставляемой ими информации туристам.

В 2016 году было завершено создание модели функционирования геопарка, в основе которой лежит принцип государственно-частного партнерства. Участниками партнерства помимо Министерства экономического развития и туризма РА выступают Ассоциация «Алтайское туристское соглашение», Горно-Алтайский государственный университет, администрации и турорганизации Онгудайского, Улаганского и Кош-Агачского районов. В текущем году геопарк вступает в фазу научной проработки, для этого необходимо активное участие муниципалитетов: оказание содействия научным организациям в предоставлении информации, в проведении презентационных мероприятий и прочем.

С 2018 года классификацию прошли гостиницы с номерным фондом более 50 номеров, с 2019 года вводилась обязательная классификация для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 2020 года классификация коснулась всех остальных гостиниц и других средств размещения.

В Горно-Алтайске существуют следующие проблемы в сфере туризма:

  • низкая транспортная доступность Горно-Алтайск и объектов туристского показа;
  • не сформирован конкурентоспособный туристский продукт и недостаточная информированность о нем граждан;
  • выраженная сезонность (около 65 процентов турпотока приходится на период с мая по сентябрь) и дефицит всесезонных объектов туристской инфраструктуры в массовом сегменте с высоким качеством, высокая стоимость технологического присоединения к инженерным сетям, дефицит квалифицированных кадров, низкая доступность банковских кредитов для развития бизнеса, низкий уровень вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в туристскую деятельность.

Реализация комплекса мер по развитию туризма обеспечит повышение конкурентоспособности туристского продукта Горно-Алтайска, его узнаваемость на российском и международном рынках, появление новых отраслевых направлений, повысит транспортную доступность объектов туристского показа, что в результате приведет к росту валовой добавленной стоимости туристской отрасли в 2 раза (с 4 до 8 млрд. рублей) и увеличению экспорта туристских услуг на 50 процентов (с 26,5 до 53,1 млн. долларов США) [2, с. 63-72].

В Горном Алтае в 2023 году откроют больше 100 модульных строений для туристов. Туристический комплекс на 10 новых средств размещения будет запущен на Мультинских озерах – группе горных водоемов на северном склоне Катунского хребта в алтайских горах. Также в этом году в регионе начнет работу эко-отель с 14 домиками с панорамными окнами для туристов, откуда открывается вид на окружающую природу. Кроме этого, на средства нацпроекта в нескольких районах республики планируется развитие глэмпинг-парков и турбаз. По условиям программы, не менее 50% от стоимости проекта – это средства бизнеса, вторую часть обеспечивает государство за счет субсидии. С целью развития геобрендинг в Горном Алтае необходимо внедрять и событийный туризм.

В заключении отметить, что создание геобренда в наше время – это сложный и ответственный процесс, который требует учета местных особенностей. При разработке геобренда необходимо учитывать контекст деглобализации в целях создания успешного образа, который будет приносить доход, при этом сохраняя родную культуру и традиции.

Список литературы

  1. Королева, О.В. Брендинг туристских территорий: учебное пособие для вузов / О.В. Королева, Е.С. Милинчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 273 с. – ISBN 978-5-534-15348-4.
  2. Первутинская, О.Е. Формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска / О. Е. Первутинская. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 25 (472). – С. 63-72.
  3. Пьянкова С.Г., Митрофанова И.В., Ергунова О.Т. Геобрендинг как драйвер развития региона в условиях нестабильности. Экономика. Информатика, 49(4). С. 645-660.
  4. Сорокина Д.Ю. Исследование использования инструментов геобрендинга для развития потенциала туристских дестинаций // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2022. № 7. – С. 20-24
  5. Сулаеман, М.С. Геобренд: понятие и сущность / М.С. Сулаеман. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 24 (366). – С. 296-298.

Поделиться

375

Смагулова Г. А. Геобрендинг как инструмент развития территорий // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.III.С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/8615-geobrending-kak-instrument-razvitiya-territor

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Маркетинг, реклама, PR»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля