Новые методологические подходы, такие как интердисциплинарность, комплексный анализ, системный подход, критическая теория и другие, стали актуальными для социальной науки. Они позволяют учитывать сложность современного общества, его динамические изменения и противоречия.
Актуальность данного вопроса заключается в необходимости соответствия выпускников вузов и сотрудников учреждений культуры и искусства новым требованиям профессиональной сферы, рынка труда и рынка услуг в области культуры, искусства и образования. В современных условиях деятельность специалиста сферы культуры и искусства многофункциональна. Она осуществляется сразу в нескольких направлениях: созидание ценностей культуры (эстетических, художественных), распространение ценностей культуры (преподавательская деятельность, культурно-просветительская деятельность), организация и управление (вовлечение людей в мир культуры, формирование культурных интересов и потребностей людей, стимулирование различных видов активности в сфере культуры и искусств). Задача совмещения разных профессиональных функций требует от человека умения управлять этой многофункциональной деятельностью, что предполагает следующее: рационально использовать время, внутренние и внешние ресурсы, определять стратегию профессиональной деятельности и ее приоритеты.
Экономическая логика развития образования в России заключается в объединении ресурсов образовательных организаций (знаний, продуктов, идей, технологий, кадров) с целью достижения новых, более качественных результатов. В связи с этим в образовательной практике происходит становление сетевого взаимодействия, социального партнерства и профессиональной коллаборации.
Векторная модель модернизации педагогического образования разделена на три уровня: федеральный (законодательная база), региональный и муниципальный (стратегии развития и модели педагогического образования в регионах), институциональный (педагогический вуз) [1, c. 115].
Наиболее значимым, выступает институциональный уровень, который связан с поиском новых форм педагогического партнерства и сетевого взаимодействия, организацией академической мобильности, включением педагогического сообщества в проблемы современной педагогической практики.
В России актуальность организации профессиональной коллаборации в образовании обусловлена низкой степенью согласованности в деятельности партнеров, связанной с институциональными и нормативно-правовыми особенностями. Потребность интеллектуальной интеграции вызвана дифференциацией научных задач (решение которых требуется в коллаборативном взаимодействии) и выработкой моделей управления сетевым взаимодействием (внедрение коллаборативных форм сотрудничества педагогического сообщества). Коллаборативные процессы всегда практико-ориентированы, поэтому они возникают исключительно в профессиональных сферах деятельности человека. Профессиональная коллаборация педагогического сообщества может быть представлена отдельными исследователями, научными коллективами, а также институтами (несколькими образовательными организациями любого типа). Сегодня эффективными следует считать профессиональные коллаборации в системе «наука – правительство – бизнес», так как именно в этих сферах формируются политические и социально-экономические факторы развития науки и общества.
Основу институциональной среды профессиональной коллаборации составляет нетворкинг как результат совместной деятельности участников. Нетворкинг объединяет в себе социальную и профессиональную деятельность, организуемую в сети и направленную на быстрый поиск эффективного решения сложной или нестандартной проблемы в определенной области. Концепция нетворкинга в образовании обусловливает развитие кейс-мышления и бизнес-эрудиции педагогического сообщества. Педагогический нетворкинг проводится чаще всего в неформальных сообществах (социальные сети, семинары в онлайн и офлайн-режимах, конференции и форумы) по обмену профессиональным опытом с коллегами.
Кроме того, в сфере высшего образования распространена практика применения стратегий коллаборации как формы интеграции знаний через создание ситуаций естественного учения. Эффект совместности в данном случае реализуется за счет создания учебных ситуаций и интеграции знаний и компетенций. Взятое в целом, коллаборативное обучение является моделью динамического создания знания в ходе продвижения от скрытой до открытой формы. [4, с. 9-12]
Профессиональная коллаборация имеет тот же алгоритм, связанный с взаимодействием педагогического сообщества и переходом одной формы знания в другую в процессе творческой активности каждого участника. Целостный коллаборативный процесс состоит из перехода скрытых знаний в скрытые (обмен опытом), из скрытых в явные (создание аналогий, гипотез, моделей), из явных в явные и, наконец, из явных в скрытые (усвоение). Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная коллаборация педагогического сообщества, представленная четким алгоритмом действий, призвана обеспечить стимулирование успехов участников, обучить необходимым компетенциям, включить в групповой процесс на основе эффективных взаимоотношений для достижения единой цели.