Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Структура финансовой системы в РФ

Структура финансовой системы в РФ

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

финансовая система государства
финансовый аппарат государства
бюджет финансовой системы

Аннотация статьи

Финансы – это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Рассматривая с точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы.

В РФ в системе финансовых отношений государства важную роль в пополнении доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играют налоги. Налоги – обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Главная составляющая фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Другая составляющая фискальной политики – изменение государственных расходов. Влияние государственных расходов на совокупный спрос аналогично влиянию инвестиций.

При планировании бюджетной политики государства лежат различные теоретические концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция, в основе которой лежит идея финансов.

В целом бюджет предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом. Таким образом сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Текст статьи

Основная часть

Финансовая система государства РФ представляет собой систему общественных отношений, благодаря которым происходит распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств. Структуру финансовой системы можно представить:

  1. Сюда входит бюджетная система.
  2. Внебюджетные целевые фонды.
  3. Финансы предприятий и организаций.
  4. Фонды имущественного и личного страхования.
  5. Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский [2].

Главным в финансовой системе РФ традиционно считается бюджетная сфера. Бюджет должен перераспределяться таким образом, чтобы обеспечивать нормальное развитие производства и средств производства. То же самое касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других сфер жизни. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат – это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.

Внебюджетные целевые фонды. Правовой статус таких фондов регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательстве субъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, то внебюджетные связаны с конкретной задачей, напр., пенсионный фонд [3].

Фонд имущественного и личного страхования. Источниками образования данных фондов являются денежные средства предприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двух групп, тем лучше будет состояние этих фондов [3].

Финансы предприятий. Объем денежных фондов целиком зависит от состояния налоговой системы государства. Так, если налоговая система государства достаточно гибкая и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованные фонды государства растут. Это хорошо, поскольку средства этих фондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд [3].

Кредит. Государственный и муниципальный кредиты представляют собой объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.

В финансовую систему государства входят две подсистемы:

  • совокупность финансовых институтов, которые представляют собой группу экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств;
  • совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую работу [4].

Наличие в финансовой системе различных институтов связано с тем, что финансы образовывают всю экономику страны и обслуживают многообразные потребности общественного развития. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда и вся совокупность правовых институтов, регулирует формирование, распределение и использование фондов денежных средств [4].

Финансовая система Российской Федерации, представлена следующими фондами денежных средств:

  1. Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.
  2. Государственные внебюджетные фонды. Через данные фонды регулируется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования, которое является частью системы социальной защиты граждан. Социальное обеспечение по возрасту предоставляется через Пенсионный фонд Российской Федерации; обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях – через Фонд социального страхования Российской Федерации. Бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья финансируются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов каких-либо уровней. Взносы в эти фонды отнесены к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства [4].

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Главным принципом любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем [5].

Согласно Положения о Пенсионном фонде РФ, средства Пенсионного фонда формируются за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета.

Страховые взносы – преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются:

  • работодатели – российские и иностранные юридические лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы);
  • работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

К внебюджетным фондам относятся: а) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий (ресурсовые фонды государства) [5].

Фонды страхования, их функцией является образование резервных фондов для покрытия расходов по страховым случаям (стихийные бедствия, эпидемии и т. п.). Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному. В настоящее время получает широкое распространение коммерческое страхование, связанное с покрытием рисков от предпринимательской деятельности [5].

Кредит (государственный и банковский). Государственный кредит – это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических, физических лиц и других государств. Кредитование осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит – это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны [6].

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа [6].

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Стоит отметить, что Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора и контролера процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

При планировании бюджета определяются размеры финансовых ресурсов, образованных в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства [6].

Главными задачами бюджетной политики являются:

  • удержать экономику от спада производства;
  • обеспечить финансовую стабилизацию. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;
  • стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
  • сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
  • укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
  • создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
  • усилить контроль за величиной государственного долга. Основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.

Заключение

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главным назначением финансов является образование денежных доходов и денежных фондов, которые обеспечивают не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечивают контроль рубля за расходом денежных средств. Финансовая система РФ выражается как денежное отношение, где обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.

Финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов государства.

Развитие финансовой системы России происходило в непосредственной связи с эволюцией институтов ее государственного устройства. Кроме того, само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве.

Список литературы

  1. Булатова А. С. Экономика (учебник 1994).
  2. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика. 1995.
  3. Осадчий, В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе [Текст] / В.В.Осадчий // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 3. - № 3. - С. 12-16.
  4. Осадчий В.В. Сложный процент в инвестировании, как восьмое чудо света [Текст] // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – №3. - С.100-105.
  5. Осадчий В.В. Методология и принципы распределения активов [Текст] // Журнал прикладных исследований. – 2021. - №6-2. - С.128-132.
  6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмальгези Р. Экономика. 1993.
  7. Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование. 1994.

Поделиться

11800

Осадчий В. В. Структура финансовой системы в РФ // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 25-29. URL: https://apni.ru/article/8619-struktura-finansovoj-sistemi-v-rf

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января