Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Влияние текучести персонала на результативность деятельности организации

Влияние текучести персонала на результативность деятельности организации

Рубрика

Социология

Ключевые слова

движение персонала
анализ текучести кадров
ПАО «Аэрофлот»
структура персонала

Аннотация статьи

Движение персонала – одна из основных категорий управления персоналом. Персонал компании никогда не бывает статичным. Сегодня основной источник работы для каждой организации – это персонал. Движение персонала – важная часть рабочего процесса, потому что решение остаться в этой организации или получить работу в другом месте зависит от того, как организация или компания спланировали перемещение своих сотрудников и смогли адаптировать их к новым условиям работы, удовлетворить и стимулировать их трудовую активность. Поэтому изучение движения персонала в предприятии является важным вопросом для исследования.

Текст статьи

Текучесть кадров – это процесс внепланового увольнения работников организации, который обусловлен как неудовлетворенностью работника своим рабочим местом, так и неудовлетворенностью организации конкретным работником. Существует несколько причин, при наличии которых работодатели испытывают затруднения, связанные с текучестью кадров. Их условно можно разделить на два больших блока – внешние и внутренние. Внешние причины мало зависят от работодателя, являются более масштабными и исправить их не так легко.

Внутренние причины полностью зависят от работодателя, и только он сам может их исправить. В качестве основных, самых распространенных причин, связанных с текучестью персонала, эксперты выделяют: несправедливая структура оплаты, неконкурентоспособные ставки, плохие условия труда, нестабильные заработки, продолжительные или неудобные часы работы и многое другое [2].

Текучесть кадров может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. К отрицательным последствиям можно отнести потери сотрудников организации, неравномерности распределения нагрузки на оставшихся работников, снижению производительности, мотивации труда, снижению качества трудовых ресурсов в целом.

В то же время текучесть кадров может иметь и положительные последствия, такие как возможность перераспределения рабочей силы, перемещения и продвижения работников вследствие повышения уровня их квалификации, технологического обновления производства, а также недопущение возникновения явления «застойности» трудового коллектива [2].

Анализ кадрового состава будем проводить на примере ПАО «Аэрофлот».

Кадровая политика ОАО «Аэрофлот» направлена на укрепление позиций Компании на российском и международном рынках авиаперевозок, завоевание доверия пассажиров, а также на профессиональное развитие и обеспечение социальной поддержки работников. Аэрофлот формирует эффективную систему взаимоотношений как одно из ключевых конкурентных преимуществ по всем направления работы с персоналом. Данная система строится на основе всестороннего учета факторов, влияющих на мотивацию работника к наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Основные направления работы в области кадровой политики:

  • своевременный мониторинг необходимости подбора и найма работников;
  • комплектация подразделений кадрами соответствующих профессий, специальностей и квалификации;
  • организация подготовки резерва кадров для Компании с учетом стратегических задач, прогнозирование состояния и перспектив развития персонала;
  • привлечение в Компанию высококвалифицированных специалистов с потенциалом профессионального роста;
  • проведение аттестации работников с целью повышения эффективности труда специалистов и ответственности руководителей.

Списочная численность персонала Группы «Аэрофлот» на конец 2022 года составила 32,3 тыс. человек, что на 10,4% меньше, чем на конец 2021 года (рис. 1).

Рис. 1. Списочная численность сотрудников ПАО «Аэрофлот»

Большинство сотрудников – 30,1 тыс. человек (93,2%) – работали по бессрочному трудовому договору. Кроме того, почти все сотрудники – 99,5% (32,2 тыс. человек) – работали на условиях полной занятости. Численность внештатных сотрудников в 2022 году составила 504 человека (рис. 2).

Рис. 2. Списочная численность сотрудников ПАО «Аэрофлот» по категориям

Структура персонала в разбивке по категориям, полу и возрасту оставалась стабильной в 2019–2022 годах.

Самая многочисленная и основная категория сотрудников – наземный персонал – 55,5% от всех сотрудников Группы «Аэрофлот». Бортпроводники составляют 32,4% от общей численности персонала, летный состав – 12,1%. Наибольшую долю персонала (53,1%) составляют сотрудники в возрасте от 30 до 50 лет, 23,3% – старше 50 лет, 23,6% – младше 30 лет (рис. 3).

Рис. 3. Структура персонала ПАО «Аэрофлот» по возрасту

Крайне важным для «Аэрофлота» является повышение среднего стажа работы сотрудников в компании. Для достижения высоких результатов деятельности Группа «Аэрофлот» стремится привлекать талантливых сотрудников. В отчетном году к компании присоединились 2,8 тыс. человек.

В данный момент средняя продолжительность работы в компании составляет 7 лет. Пилоты высоко ценятся во всех авиакомпаниях мира, по этому «Аэрофлоту» так важно развивать и поддерживать качество работы на мировом уровне [1].

По показателям текучести кадров можно проанализировать, необходимы ли изменения в системе управления персоналом. Чем выше показатель текучести, тем ниже стабильность персонала компании.

Основными причинами текучести в ОАО «Аэрофлот», согласно исследованиям, являются:

  1. Неудовлетворительные условия труда – 54%;
  2. Отсутствие интереса к работе – 5%;
  3. Недовольство уровнем вовлеченности в процесс принятия решений – 25%;
  4. Переезд – 1%;
  5. Прочие причины – 15%.

Исходя из результатов исследований, наиболее частой причиной для увольнений в организации является неудовлетворенность условиями труда и неудовлетворенностью уровнем вовлеченности.

Сумма экономического ущерба, который вызван текучестью персонала в компании «Аэрофлот», равна 24 064 тыс. рублей, что в процентном соотношении относительно выручки компании составляет примерно 11% [1].

Для того чтобы повысить привлекательность компании для летного состава, таким образом снизив текучесть персонала, избежать перехода пилотов, на обучение которых тратятся немалые суммы ежегодно, в компании – конкуренты, в данной работе предлагается провести обучение на новый тип воздушного судна, тем самым расширить географию полетов, завоевать новые рынки и повысить прибыль компании.

В 2022 году показатель текучести снизился на 1,0 п. п., до 20,6%. Текучесть связана со спецификой ряда профессиональных групп сотрудников, в частности бортпроводников, текучесть среди других профессиональных групп, как правило, ниже. При этом естественный уровень текучести при ограниченном приеме сотрудников в Группу привел к снижению числа сотрудников (рис. 4, 5).

Рис. 4. Доля нанятых сотрудников в ПАО «Аэрофлот»

Рис. 5. Текучесть кадров в ПАО «Аэрофлот»

Группа «Аэрофлот» сохраняет позиции лидера гражданской авиации в Российской Федерации, старается снижать уровень текучести и принимает меры для удержания персонала. В частности, в Группе развита практика перевода сотрудников между компаниями:

  • В 2022 году в рамках внутригрупповых переводов были наняты в авиакомпанию «Аэрофлот» 199 бортпроводников из авиакомпании «Россия», для которых было проведено обучение и организован процесс адаптации в коллективе.
  • В 2022 году Группа «Аэрофлот» приняла решение о создании крупнейшего в России провайдера услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВС на базе дочерней специализированной компании «Аэрофлот Техникс». С этой целью в «Аэрофлот Техникс» передаются производственные мощности и кадровый ресурс авиакомпании «Аэрофлот». В 2022 году было переведено 273 сотрудника.

Для поддержания сильной корпоративной культуры, бренда и здорового климата в коллективе Группа «Аэрофлот» регулярно организует мероприятия, направленные на повышение вовлеченности и удержание персонала.

Кроме того, проводятся мероприятия и инициативы, направленные на популяризацию профессии бортпроводника Аэрофлота, привлечение кандидатов на должность бортпроводника и повышение имиджа членов кабинных экипажей [3].

Также, для удержания высококвалифицированных кадров в Группе «Аэрофлот» действует система комплексной мотивации, включающая также нематериальное стимулирование. За успехи в работе и достижение высоких результатов предусмотрены различные меры поощрения.

Среди методов нематериальной мотивации в Группе «Аэрофлот» используют:

  • корпоративные скидки и льготы;
  • негосударственное пенсионное обеспечение;
  • со-финансирование накопительной части государственной пенсии;
  • дополнительные дни отдыха при наступлении таких событий как свадьба, рождение детей, День знаний (для одного из родителей ребенка, впервые идущего в школу);
  • добровольное медицинское страхование.

Таким образом, из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что проблема влияния текучести персонала на результативность деятельности организации довольно часто исследуется и продолжает исследоваться в наши дни. Текучесть кадров ухудшает многие производственные показатели. Прежде всего, это упущенная прибыль из-за медленного вхождения в курс дела новичков, снижение производительности труда. Конечно, такая ситуация – это серьезный сигнал руководству о необходимости разобраться в процессах, происходящих в компании. Однако важно показать следующее: предлагаемый порядок деятельности, прежде всего, рассчитан на собственные силы кадровой службы любого предприятия и при должной организации управления персоналом способен эффективно решать возникающие проблемы [3].

Список литературы

  1. Годовой отчет о деятельности предприятия за 2022 г. ПАО «Аэрофлот»;
  2. Жув Д., Массони Д. «Подбор персонала»; // Спб: 2005 г.;
  3. ПАО «Аэрофлот». Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ https://www.aeroflot.ru/ru-ru ].

Поделиться

786

Грубова П. М. Влияние текучести персонала на результативность деятельности организации // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 15-19. URL: https://apni.ru/article/8620-vliyanie-tekuchesti-personala-na-rezultativno

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября