Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей дошкольного в...

Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации

Автор(-ы):

Бессонова Наталья Николаевна

Щербинина Екатерина Андреевна

Попова Надежда Сергеевна

1 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

Родина
отечество
патриотизм
военный
гражданско-патриотическое воспитание
военно-патриотическое воспитание
дети

Аннотация статьи

Формирование российской гражданской идентичности – чувства патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа наряду с осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к истории – является одной из важнейших задач образовательных организаций.

Текст статьи

Введение

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Объекты и методы исследования

Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики и одна из приоритетных задач ФГОС ДО.

Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования: обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами [6, с. 45].

Министерством просвещения Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти и организациями ведется работа по совершенствованию системы гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания.

Цель: Совершенствование системы гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания.

Задачи:

  • безопасность ребенка дошкольного возраста в нашем регионе является абсолютным приоритетом для каждого родителя и педагога, поэтому с детьми данной возрастной категории проводится комплекс мероприятий по обогащению представлений об основных правилах безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в общении с незнакомыми людьми;
  • привлечение к работе по военно-патриотическому воспитанию и историческому просвещению ветеранов боевых действий, в том числе участников специальной военной операции.

Главными ориентирами в развитии суверенной системы образования являются Указы Президента Российской Федерации:

  • Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  • Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Результаты и их обсуждение (экспериментальная)

Безопасность ребенка дошкольного возраста в нашем регионе является абсолютным приоритетом для каждого родителя и педагога, поэтому с детьми данной возрастной категории проводится комплекс мероприятий по обогащению представлений об основных правилах безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в общении с незнакомыми людьми.

Привлечение к работе по военно-патриотическому воспитанию и историческому просвещению ветеранов боевых действий, в том числе участников специальной военной операции [2, с. 51].

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к своему Отечеству, к своей «малой» родине – городу, в котором есть свои особенности (история развития, культура). Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей [4, с. 25].

Одним из важнейших условий гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная РППС в ДОО позволяет каждому ребенку найти занятия по своим интересам, силам и способностям, понимать и оценивать чувства, поступки [1, с. 30].

Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, толерантности, гордости и уважения за свою Родину и Российскую армию.

Исходя из цели, работа педагогов по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • Формировать семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к родному дому, городу;
  • Формировать чувства гордости за достижения страны, вызвать у детей сопереживательные эмоции, уважение к армии;
  • Воспитывать гордость за мужество воинов;
  • Развивать познавательные интересы (интерес к истории и культуре отечества, родному городу, к доступным явлениям общественной жизни);
  • Познакомить, расширить и обобщить знания о Российской армии, родах войск, военной технике, об СВО;
  • Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект. Развивать познавательную активность, творческие способности;
  • Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу историю (историю своей страны).

Приобщение детей к государственной символике РФ – одна из приоритетных задач в патриотическом воспитании дошкольников. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы. И как человек не может жить без имени, фамилии и отчества, так и его Родина не может существовать без флага, герба и гимна.

С целью решения поставленных задач, в группах создана предметно-развивающая среда:

  • альбомы для рассматривания с детьми на темы: «Семья», «Экскурсия по Валуйкам», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины», «Помним, гордимся!» (Прохоровка и Курская битва), «Их именами названы улицы города»;
  • оформлена библиотека детской литературы на военную тематику;
  • созданы дидактические игры по военно-патриотическому воспитанию;
  • настольно-печатные игры;
  • альбом «Моя малая Родина»;
  • карта памятных мест.

Создание и пополнение предметно-развивающей среды в нашем детском саду по теме «Великая Отечественная Война» помогает правильно познакомить детей с героическим подвигом нашего народа и их предков в годы Великой Отечественной Войны:

  • Создание выставки «Мир и дружба всем нужны».
  • Литературная гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами».
  • Творческие рисунки «Мир и дружба всем нужны».
  • Выставка работ совместного творчества детей и родителей «Открытка ветерану».

В память о павших воинах, героях Великой Отечественной Войны была, создала книга памяти «Гордимся. Славим. Помним» о прадедушках и прабабушках своих воспитанников, которые принимали участие в ВОВ.

Развивающая предметно-пространственная среда в ВОВ – представлены экспозиции фотографий, документов, связанных с Великой Отечественной войной, рассказывающие о далеком героическом времени, о судьбах наших земляков-участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла [3, с. 21].

Созданы выставки: «Военная техника», «Наши папы на страже мира», где представлены модели военной техники, военные предметы, обмундирование.

Дети с огромным удовольствием конструируют военную технику, примеряют элементы военной формы, что способствует воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.

В целях воспитательной деятельности детского сада по воспитанию военно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитанию чувства гордости в связи с героическими подвигами наших земляков-героев, участников СВО создан уголок герои нашего времени.

Экспонатами его стали: фотографии родителей и родных воспитанников детского сада, участвующих в СВО, статьи в газетах о земляках-героях, рисунки детей и педагогов, поделки и медали для участников СВО, игрушечная военная техника [5, с. 15].

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа проводится систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.

Заключение (выводы)

Героизм и подвиг, готовность к ним – показатель крепости страны, её военной организации. Приходят новые поколения, совершенствуется вооружение, но неизменным остаются любовь к своему Отечеству, верность воинскому долгу. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Результатом проведенной систематической работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с. Питер,2000. – 340с.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель – дети. – М.: 1985. – 204с.
  4. Под. ред. Кондрыкинской Л. А. Дошкольникам о защитниках отечества. Детство-Пресс. СПб. 2009г.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной Войне. Сфера. Москва. 2019г.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. Сфера 2016г.

Поделиться

286

Бессонова Н. Н., Щербинина Е. А., Попова Н. С. Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 9-12. URL: https://apni.ru/article/8622-grazhdansko-patrioticheskoe-i-voenno-patrioti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля