Автор(-ы):
Бессонова Наталья Николаевна
Щербинина Екатерина Андреевна
Попова Надежда Сергеевна
1 марта 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Формирование российской гражданской идентичности – чувства патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа наряду с осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к истории – является одной из важнейших задач образовательных организаций.
Текст статьи
Введение
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
Объекты и методы исследования
Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики и одна из приоритетных задач ФГОС ДО.
Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования: обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами [6, с. 45].
Министерством просвещения Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти и организациями ведется работа по совершенствованию системы гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания.
Цель: Совершенствование системы гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания.
Задачи:
Главными ориентирами в развитии суверенной системы образования являются Указы Президента Российской Федерации:
Результаты и их обсуждение (экспериментальная)
Безопасность ребенка дошкольного возраста в нашем регионе является абсолютным приоритетом для каждого родителя и педагога, поэтому с детьми данной возрастной категории проводится комплекс мероприятий по обогащению представлений об основных правилах безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в общении с незнакомыми людьми.
Привлечение к работе по военно-патриотическому воспитанию и историческому просвещению ветеранов боевых действий, в том числе участников специальной военной операции [2, с. 51].
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к своему Отечеству, к своей «малой» родине – городу, в котором есть свои особенности (история развития, культура). Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей [4, с. 25].
Одним из важнейших условий гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная РППС в ДОО позволяет каждому ребенку найти занятия по своим интересам, силам и способностям, понимать и оценивать чувства, поступки [1, с. 30].
Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, толерантности, гордости и уважения за свою Родину и Российскую армию.
Исходя из цели, работа педагогов по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
Приобщение детей к государственной символике РФ – одна из приоритетных задач в патриотическом воспитании дошкольников. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы. И как человек не может жить без имени, фамилии и отчества, так и его Родина не может существовать без флага, герба и гимна.
С целью решения поставленных задач, в группах создана предметно-развивающая среда:
Создание и пополнение предметно-развивающей среды в нашем детском саду по теме «Великая Отечественная Война» помогает правильно познакомить детей с героическим подвигом нашего народа и их предков в годы Великой Отечественной Войны:
В память о павших воинах, героях Великой Отечественной Войны была, создала книга памяти «Гордимся. Славим. Помним» о прадедушках и прабабушках своих воспитанников, которые принимали участие в ВОВ.
Развивающая предметно-пространственная среда в ВОВ – представлены экспозиции фотографий, документов, связанных с Великой Отечественной войной, рассказывающие о далеком героическом времени, о судьбах наших земляков-участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла [3, с. 21].
Созданы выставки: «Военная техника», «Наши папы на страже мира», где представлены модели военной техники, военные предметы, обмундирование.
Дети с огромным удовольствием конструируют военную технику, примеряют элементы военной формы, что способствует воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.
В целях воспитательной деятельности детского сада по воспитанию военно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитанию чувства гордости в связи с героическими подвигами наших земляков-героев, участников СВО создан уголок герои нашего времени.
Экспонатами его стали: фотографии родителей и родных воспитанников детского сада, участвующих в СВО, статьи в газетах о земляках-героях, рисунки детей и педагогов, поделки и медали для участников СВО, игрушечная военная техника [5, с. 15].
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа проводится систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.
Заключение (выводы)
Героизм и подвиг, готовность к ним – показатель крепости страны, её военной организации. Приходят новые поколения, совершенствуется вооружение, но неизменным остаются любовь к своему Отечеству, верность воинскому долгу. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Результатом проведенной систематической работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Список литературы
Поделиться
Бессонова Н. Н., Щербинина Е. А., Попова Н. С. Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 9-12. URL: https://apni.ru/article/8622-grazhdansko-patrioticheskoe-i-voenno-patrioti