Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Формирование основ инженерного строительства посредством конструкторов полидрон

Формирование основ инженерного строительства посредством конструкторов полидрон

Автор(-ы):

Стадникова Екатерина Николаевна

Овсянникова Елена Михайловна

Попова Надежда Сергеевна

Букреева Юлия Владимировна

1 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

детство
игра
программа
конструктор
конструирование
воспитание
дети

Аннотация статьи

Формирование самостоятельности, организации игры, распределяют роли, создают макет объектов. В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат.

Текст статьи

Введение

МДОУ является инновационной площадкой по внедрению парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (авт. Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева), которая входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений ООП ДО. С целью выбора парциальной образовательной программы в части формируемые участниками образовательных отношений были изучены образовательные потребности и запросы обучающихся и родителей (законных представителей). В результате родители изъявили желание обучения по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Работу коллектив начал с создания материально-технического наполнения предметной игровой среды. Были приобретены конструкторы: наборы «Полидрон проектирование»«Кроха»«Простые механизмы»«Дары Фребеля» и другие. Создана студия «Робо кидс».

Данная парциальная программа направлена не только на интеллектуальное развитие дошкольников средствами конструктивной деятельности, но и раннее «погружение» в профессии, связанные с математическим образованием. Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля» – конструкторы – робототехника.

Игровой набор «Дары Фребеля» – представляет собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, в простой форме моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение взрослыми детской деятельности.

Использование игрового пособия позволяет педагогам создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности. Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности.

Деятельность с конструкторами связана с развитием способности к планомерной – шаг за шагом - организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода символических звеньев между целью и результатом. Деятельность с конструкторами открывает широкие возможности для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение.

Polydron® («Базовый», каркасы «Комплексный», «Проектирование», «Гигант»). Игровые действия: Создаётся модель самолета (ракеты), отобразить в виде графической схемы, записать данные по количеству использованных деталей, их цвету, пространственному расположению, собрать макет модели, презентовать его, собрать «реальную» по площади модель. Этапы игры (творческая деятельность) зависят от мотивации детей и их возможностей. Игра может меняться или продолжаться в зависимости от изменения сюжета: дети решают быть космонавтами и пилотами, испытывают конструкции и т. д. Дети самостоятельно организуют игру, распределяют роли, создают макет объектов. В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.

Робототехника. Робот в образовательном процессе – это прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений.

Обучающие функции робототехники состоят прежде всего, в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры.

Робототехника – это новое средство наглядности, которое может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения. Особый эффект воздействия занятий по робототехнике связан с высокой мотивацией этих занятий. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния.

Особо значима роль робототехники в развитии качеств личности, повышающих эффективность работы каждого человека в его взаимодействии с другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения. Главным среди них является – умение работать в команде. Для формирования тематического планирования авторы программы использовали классификатор технических наук и приспособили его, модифицировав темы относительно дошкольного возраста.

Содержание образовательной деятельности логически вписывается в традиционные темы любых образовательных программ ДО.

Технология НОД в старшей и подготовительной к школе группах с использованием конструкторов и образовательной робототехники.

Педагог определяет новые понятия, понятные детям, которые вводятся и обживаются не только в процессе НОД, но и в течение дня. Педагог должен попытаться донести смысл понятия до детей любыми способами.

Правила безопасности, связанные с темой дети либо придумывают, либо вспоминают, либо составляют, возможно какие-то из них педагог называет сам. Желательно занести их в инженерную книгу как схему как рисунок.

Предлагая создать ту или иную вещь, можно использовать разные формы представления ее ребенку:

  • образцы продукта (готовая вещь или ее графическое изображение);
  • частично заданные элементы (незавершенные наброски);
  • графические схемы создаваемого продукта (чертежи, планы, эскизы);
  • словесное описание цели.

Баланс взрослой и детской инициативы достигается за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, при которой обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников. Организуется пространство для работы.

Места за детьми жестко не закрепляются. Дети перемещаются свободно. Взрослый не принуждает детей к занятию, а лишь обращает внимание на подготовленные материалы.

Подробный дневник всех занятий с детьми. Содержит рисунки, схемы, чертежи. Отражены все этапы работы над созданием модели.

Характерен «открытый конец» заключительного этапа деятельности: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Взрослая оценка дается косвенная, как сопоставление результата с целью.

Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря). Планируется игра с созданными моделями после НОД. Фотографирование деятельности и объектов.

Ребенок окружен своими фотографиями в деятельности, как доказательствами своей состоятельности.

Конечные продукты деятельности образовывают коллекцию, выставку, большое панно.

Предварительная работа ведется в течение недели в режимных моментах, поэтому целесообразно занятие ставить на конец недели. Тематика занятий варьируется от простого к сложному: такие, как «Производство мыла»«Сумка-холодильник»«Изготовление мороженого»«Коробка передач»«Изготовление шляп»«Подъемный кран»«Электрические цепи»«Телефон» и другие, где активными участниками были не только дети, но и их родители. Оригинальность занятий заключается в постоянном стимулировании детей посредством экспериментальной деятельности и моделирования. Так процесс организации каждого занятия проходит по следующим этапам.

  1. На первом этапе мы определяем новые слова, понятия понятные детям, которые «обживаются» не только на занятии, но и в течение дня.
  2. Второй этап – проговариваем правила безопасности на занятиях. Заносим в инженерную книгу схемы, рисунки по теме.
  3. Намечаем цель для создания той или иной модели, или вещи. Так же заносим графические схемы, символы в инженерную книгу.
  4. Обсуждаем с детьми идеи, связанные с их играми, задаем вопросы и вводим новую информацию для развития мышления детей.
  5. Используем разные ситуации, чтобы побудить детей к общению. Задаем открытые вопросы, например: «Что хочешь делать? Из чего или на чем?» и т. д.
  6. Дети самостоятельно выбирают себе рабочее место, инструменты и материал для работы.
  7. Книга ведется регулярно, отражает живой процесс работы над моделями.
  8. После занятия дети обыгрывают свои модели через различные игры.
  9. Во время и после занятия фотографируем детские модели и детскую деятельность по их созданию. Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности.
  10. Работы детей в итоге образовывают общий продукт (оформляем выставку, коллажи, панно и т. д.).

Таким образом, проведённая работа в течение года позволяет одновременно решить несколько задач в развитии детей. Самостоятельный и коллективный опыт, полученный детьми в ходе образовательной деятельности ценен для развития их мыслительных процессов и способствует развитию творческого мышления и воображения, формированию основ технической грамотности, развитию конструктивных умений, повышению мотивации к образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с. Питер,2000. – 340 с.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель – дети. – М.: 1985. – 204с.
  4. Под. ред. Кондрыкинской Л.А. Дошкольникам о защитниках отечества. Детство-Пресс. СПб.2009г.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной Войне. Сфера. Москва. 2019г.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. Сфера 2016г.

Поделиться

279

Стадникова Е. Н., Овсянникова Е. М., Попова Н. С., Букреева Ю. В. Формирование основ инженерного строительства посредством конструкторов полидрон // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 58-61. URL: https://apni.ru/article/8623-formirovanie-osnov-inzhenernogo-stroitelstva

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля