Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Анализ особенностей современного уровня развития управления в сфере услуг жилищн...

Анализ особенностей современного уровня развития управления в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство
жилищно-коммунальные услуги
ЖКХ
ЖКХ-услуги
государственное управление
системы управления ЖКХ

Аннотация статьи

Научная статья посвящена развитию управления жилищно-коммунального хозяйства в Республике Тыва.

Текст статьи

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) является одной из ключевых сфер жизнеобеспечения граждан, что актуализирует исследования проблем разработки и внедрения новых подходов в управлении и оценке результатов инновационной деятельности в сфере ЖКХ, направленных на обеспечение высокого качества жизни населения. Разработка новых подходов в управлении ЖКХ объективно предполагает выявление основных проблем функционирования отрасли и определение направлений их решения.

В настоящее время управление в сфере ЖКХ представляет собой достаточно сложную социально-экономическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов особенностей, каждый из которых функционирует в своем поле деятельности и решает определенные задачи. В силу совокупности различных причин как экономического, так и управленческого характера, функционирование системы ЖКХ Российской Федерации далеко от совершенства. Сфера ЖКХ предоставляет населению два вида услуг – жилищные и коммунальные услуги. Жилищные услуги включают в себя все то, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

К жилищным услугам, например, относятся: содержание и текущий ремонт общего имущества (осмотры общего имущества, выявление и устранение повреждений и нарушений), санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации, услуги по прочистке мусоропроводов); услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (прием, хранение и передача технической документации, ведение электронного паспорта многоквартирного дома и т. д.).

Коммунальные услуги включают услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.

Необходимо отметить, что коммунальные услуги, предоставляемые населению отраслью ЖКХ, являются услугами естественной монополии, т.е. согласно экономической науке являются «квазиобщественным» благом – исключаемым благом совместного потребления. Отличительная черта естественной монополии в сфере ЖКХ – наличие сетевых структур, которые имеют локально-ограниченное применение и не могут быть легко переориентированы на другие рынки [1].

Так, например, большинство населения страны считает главной проблемой экономики именно ЖКХ; при этом отмечаются следующие главные проблемы отрасли:

  • высокий износ сетей и аварийность (60–80 %, объем частных инвестиций минимален);
  • хаос в управлении жилищным фондом (двойные квитанции, дома без управляющих компаний, неисполненные предписания);
  • износ жилищного фонда (медленное расселение аварийного фонда, отсутствие системы регулярного капитального ремонта домов);
  • рост коммунальных платежей.

В регионах России характеристика управления в сфере ЖКХ отражают особенности и вызовы, связанные с обеспечением жильцов надлежащими услугами и поддержанием комфортного жилищного пространства в условиях необычных местностей и особых климатических условий. Так, в Республике Тыва функционируют 65 организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе 13 малых котельных в муниципалитетах, шесть организаций водоснабжения и водоотведения и 50 управляющих кампаний и товариществ собственников жилья. По итогам инвентаризации можно сделать вывод, что изношенность коммунальной инфраструктуры составляет порядка 77 процентов. Тепловые сети изношены на 75 процентов, уже сегодня требуется замена не менее половины из них. Изношенность сетей водоснабжения составляет 80, сетей водоотведения 75 процентов. Дополнительно требуется проектирование и строительство новых очистных сооружений в муниципальных образованиях республики.

Данный анализ функционирования ЖКХ Республики Тыва с 2013 года с момента образования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России показал, что основными проблемами являются:

  • высокая степень износа основных фондов и инженерных систем и сетей;
  • угрожающее нарастание объемов аварийного жилого фонда;
  • низкая энергоэффективность жилого фонда;
  • технологическое отставание систем и объектов коммунальной инфраструктуры;
  • неэффективная деятельность ресурсоснабжающих организаций в связи с отсутствием конкуренции, отсутствие экономических стимулов для снижения издержек на производство и поставку коммунальных ресурсов;
  • невысокий уровень инвестиций в техническую модернизацию коммунальных сетей и объектов коммунального хозяйства (по разным причинам инвестиции невыгодны как естественным монополиям, так и частным инвесторам);
  • отсутствие системного комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры;
  • низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов отрасли;
  • отсутствие законодательно урегулированного единого порядка взаимодействия всех участников реализации проектов жилищного строительства – государственных и муниципальных регулирующих и надзорных органов, ресурсоснабжающих организаций, предприятий строительного комплекса, организаций сферы ЖКХ, конечных потребителей (граждан РФ).

По мнению некоторых исследователей [2], инновации в сфере ЖКХ подразделяются следующим образом:

  • инновации в жилищные услуги – содержание и уборка мест общего пользования; уборка придомовой территории; текущий ремонт; техническое обслуживание инженерных систем и сетей; вывоз мусора, сбор и сортировка, переработка и утилизация мусора; лифтовое хозяйство; услуги консьержа; домофон, видеонаблюдение, системы контроля доступа и т. д.;
  • инновации в коммунальные услуги – горячее водоснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление;
  • инновации в прочие услуги – общественный транспорт; уличное освещение; контроль за текущим состоянием улиц; уличный ремонт дорог; благоустройство, озеленение и др.

Примерами институциональных инноваций являются: «Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [3], запускающий механизм государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях. Примером управленческих инноваций является, например, проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на основе стандартов управления [4], а примером технологических инноваций – технология «умный дом» и информационная модель «умный город» [5].

Как нам представляется, для комплексного реформирования жилищно-коммунальной отрасли России необходимо реализовать системный подход к разработке стратегических документов – «Концепции развития законодательства жилищной сферы», «Концепции государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства». В рамках вышеуказанных концепций следует, на наш взгляд:

  • разработать и внедрить работающие механизмы государственной поддержки инвестиций и инноваций со стороны бизнеса в сферу ЖКХ, государственно-частного партнерства. Это могут быть как способы косвенной поддержки (налоговые стимулы), так и прямая финансовая поддержка (субсидии, гранты, кредиты, государственные кредитные гарантии, программы венчурного инвестирования).
  • повышать «прозрачность» деятельности ресурсоснабжающих организаций и добиваться экономической обоснованности принятия тарифных решений путем закрепления в законодательстве обязанности по принятию тарифных решений с использованием информационных технологий, установлению и раскрытию информации по каждому этапу прохождения тарифной заявки от ее поступления до принятия и публикации тарифного решения;
  • унифицировать и систематизировать стандарты раскрытия информации, предусмотреть установление единообразных механизмов и форм раскрытия информации в целях обеспечения понятности и прозрачности деятельности регулируемых организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также открытости данных о деятельности таких организаций;
  • внедрять «эталонный» подход для ресурсоснабжающих организаций – нормирование затрат организаций теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, основанное на определении эталонных расходов регулируемых организаций исходя из операционных затрат, которые не включают в себя инвестиционные расходы и расходы на капитальные вложения.
  • популяризировать сферу ЖКХ, улучшать имидж отрасли, проводить просвещение потребителей жилищно-коммунальных услуг, несмотря на социальную ориентацию отрасли и политизацию отдельных направлений;
  • улучшать качество и престиж образования специалистов, в том числе в сферах строительства и эксплуатации;
  • изучать опыт стран с развитой экономикой, различные подходы к модернизации сферы, внедрять современный научный подход к инвестиционной и инновационной деятельности;
  • стимулировать предприятия сферы ЖКХ разрабатывать и внедрять новые информационные технологии, а потребителей жилищно-коммунальных услуг – активно их использовать. Активизация инновационного процесса в сфере ЖКХ предполагает совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности в отрасли.

Ввиду важности обозначенной проблемы считаем, что задача совершенствования методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ является одной их приоритетных. Подводя итог вышеуказанному, необходимо сделать следующие выводы.

Современное управление в сфере ЖКХ характеризуется рядом ключевых тенденций и особенностей, включающих технологические инновации, усиление контроля качества обслуживания, акцент на энергоэффективность и экологическую устойчивость, а также вовлечение жильцов в процесс принятия решений.

  1. Цифровизация и технологические инновации: Внедрение цифровых решений и умных технологий стало ключевым фактором в улучшении управления. Автоматизация процессов, включая учет ресурсов, мониторинг и отчетность, создает основу для более эффективного и прозрачного управления.
  2. Качество обслуживания и управление сообществами: Улучшение обслуживания и связи с жильцами через цифровые платформы содействует повышению уровня доверия и обеспечению удовлетворения потребностей. Создание сообществ жильцов и активное вовлечение их в управление улучшает коммуникацию и решение проблем.
  3. Энергоэффективность и экологическая устойчивость: Внедрение новых технологий для улучшения управления ресурсами, энергоэффективных решений и сфокусированное внимание на аспектах устойчивого развития являются неотъемлемой частью современного управления в ЖКХ.
  4. Управление качеством и инновационные финансовые модели: Применение современных методов управления качеством, включая аутсорсинг и партнерства для обеспечения качественного обслуживания, а также внедрение новых финансовых моделей, способствует повышению эффективности и эффективного использования ресурсов.

Современное управление в сфере услуг ЖКХ направлено на создание интегрированных, эффективных и устойчивых систем, способных отвечать на вызовы современного общества и удовлетворять потребности разнообразных сообществ жильцов.

Эти тенденции и особенности вместе определяют путь развития современной управленческой практики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Список литературы

  1. Яновский В.В. Жилищно-коммунальная сфера региона: проблемы регулирования естественной монополии и повышение ее эффективности / Коммунальная сфера региона: проблемы регулирования // Личность. Культура. Общество. – 2005. – Т. 7. – № 3 (27). – С. 312-323.
  2. Эпштейн А. Д. Классификация инноваций в ЖКХ. Особенности инноваций в коммунальном и в жилищном хозяйстве // Экономические науки. – 2007. – № 2(27) – С. 91.
  3. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115- ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/
  4. Руткаускас Т.К., Афонин Е.К. Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на основе стандартов управления // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы: труды научно-практической конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – С. 211-217.
  5. Водянова С.А. Механизмы развития и внедрения технологии «умный дом» / С. А. Водянова, С. В. Пупенцова, В. В. Пупенцова // Инновации. – 2018. – № 7. – С. 83-90.

Поделиться

1139

Адыгбай А. А. Анализ особенностей современного уровня развития управления в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 5-8. URL: https://apni.ru/article/8626-analiz-osobennostej-sovremennogo-urovnya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января