Автор(-ы):
Адыгбай Алдынай Антоновна
1 марта 2024
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Научная статья посвящена развитию управления жилищно-коммунального хозяйства в Республике Тыва.
Текст статьи
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) является одной из ключевых сфер жизнеобеспечения граждан, что актуализирует исследования проблем разработки и внедрения новых подходов в управлении и оценке результатов инновационной деятельности в сфере ЖКХ, направленных на обеспечение высокого качества жизни населения. Разработка новых подходов в управлении ЖКХ объективно предполагает выявление основных проблем функционирования отрасли и определение направлений их решения.
В настоящее время управление в сфере ЖКХ представляет собой достаточно сложную социально-экономическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов особенностей, каждый из которых функционирует в своем поле деятельности и решает определенные задачи. В силу совокупности различных причин как экономического, так и управленческого характера, функционирование системы ЖКХ Российской Федерации далеко от совершенства. Сфера ЖКХ предоставляет населению два вида услуг – жилищные и коммунальные услуги. Жилищные услуги включают в себя все то, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
К жилищным услугам, например, относятся: содержание и текущий ремонт общего имущества (осмотры общего имущества, выявление и устранение повреждений и нарушений), санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации, услуги по прочистке мусоропроводов); услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (прием, хранение и передача технической документации, ведение электронного паспорта многоквартирного дома и т. д.).
Коммунальные услуги включают услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.
Необходимо отметить, что коммунальные услуги, предоставляемые населению отраслью ЖКХ, являются услугами естественной монополии, т.е. согласно экономической науке являются «квазиобщественным» благом – исключаемым благом совместного потребления. Отличительная черта естественной монополии в сфере ЖКХ – наличие сетевых структур, которые имеют локально-ограниченное применение и не могут быть легко переориентированы на другие рынки [1].
Так, например, большинство населения страны считает главной проблемой экономики именно ЖКХ; при этом отмечаются следующие главные проблемы отрасли:
В регионах России характеристика управления в сфере ЖКХ отражают особенности и вызовы, связанные с обеспечением жильцов надлежащими услугами и поддержанием комфортного жилищного пространства в условиях необычных местностей и особых климатических условий. Так, в Республике Тыва функционируют 65 организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе 13 малых котельных в муниципалитетах, шесть организаций водоснабжения и водоотведения и 50 управляющих кампаний и товариществ собственников жилья. По итогам инвентаризации можно сделать вывод, что изношенность коммунальной инфраструктуры составляет порядка 77 процентов. Тепловые сети изношены на 75 процентов, уже сегодня требуется замена не менее половины из них. Изношенность сетей водоснабжения составляет 80, сетей водоотведения 75 процентов. Дополнительно требуется проектирование и строительство новых очистных сооружений в муниципальных образованиях республики.
Данный анализ функционирования ЖКХ Республики Тыва с 2013 года с момента образования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России показал, что основными проблемами являются:
По мнению некоторых исследователей [2], инновации в сфере ЖКХ подразделяются следующим образом:
Примерами институциональных инноваций являются: «Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [3], запускающий механизм государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях. Примером управленческих инноваций является, например, проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на основе стандартов управления [4], а примером технологических инноваций – технология «умный дом» и информационная модель «умный город» [5].
Как нам представляется, для комплексного реформирования жилищно-коммунальной отрасли России необходимо реализовать системный подход к разработке стратегических документов – «Концепции развития законодательства жилищной сферы», «Концепции государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства». В рамках вышеуказанных концепций следует, на наш взгляд:
Ввиду важности обозначенной проблемы считаем, что задача совершенствования методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ является одной их приоритетных. Подводя итог вышеуказанному, необходимо сделать следующие выводы.
Современное управление в сфере ЖКХ характеризуется рядом ключевых тенденций и особенностей, включающих технологические инновации, усиление контроля качества обслуживания, акцент на энергоэффективность и экологическую устойчивость, а также вовлечение жильцов в процесс принятия решений.
Современное управление в сфере услуг ЖКХ направлено на создание интегрированных, эффективных и устойчивых систем, способных отвечать на вызовы современного общества и удовлетворять потребности разнообразных сообществ жильцов.
Эти тенденции и особенности вместе определяют путь развития современной управленческой практики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Список литературы
Поделиться
Адыгбай А. А. Анализ особенностей современного уровня развития управления в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 5-8. URL: https://apni.ru/article/8626-analiz-osobennostej-sovremennogo-urovnya