Автор(-ы):
Донгак Кузел Болатович
1 марта 2024
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Научная статья посвящена организационно-правовым основам государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва.
Текст статьи
Ввиду отсутствия крупного промышленного производства, малый и средний бизнес занимает особую роль в развитии экономики республики.
Кризисные периоды в экономике в равной степени создают как угрозы, так и возможности, в частности, в развитии предпринимательского сектора. Происходит санация экономики в форме самоустранения неэффективных форм ведения бизнеса, переориентация на новые более перспективные направления.
Подтверждением этому является резкие колебания количества субъектов малого и среднего предпринимательства в кризисные периоды. При этом, к примеру, следует отметить, что общий спад в численности субъектов предпринимательства в Республике Тыва за 2016-2018 годы не сопровождалось сокращением налоговых поступлений, а наоборот доходы бюджета от малого и среднего бизнеса в целом ежегодно росли.
Нормативно-правовой базой государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Тыва является федеральное и региональное инвестиционное законодательство.
Основные меры финансовой поддержки инвесторов, предусмотренные законодательством: государственные займы (облигации), гранты и субсидии (по целевым программам), капитальные вложения в основной капитал (выкуп акций, долей), займы и кредиты от юридических лиц с государственным участием, финансирование в рамках ГЧП. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1]:
Часть 2.1. статьи 11 устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:
Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [2] статья 17 устанавливает, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].
Часть 3 статьи 6 устанавливает, что в соглашение в целях определения формы государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства может быть также включено обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания.
Бюджетный кодекс Российской Федерации части 1 статьи 78 [4] устанавливает, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Часть 1 статьи 80 устанавливает, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации главы 42 (Заем и кредит): субъектам инвестиционной деятельности возможна выдача займов и кредитов юридическими лицами с государственным участием.
Закон Республики Тыва 1171 ВХ-I «Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва» [5] части 1-3 статьи 10 предусматривают, что инвестиции из государственных источников финансирования субъектам инвестиционной деятельности предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Решения по государственным инвестициям из республиканского бюджета Республики Тыва принимаются Правительством Республики Тыва на основе прогнозов экономического и социального развития Республики Тыва, схем развития и размещения производительных сил, целевых научно-технических и комплексных республиканских, ведомственных программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.
Государственные программы (подпрограммы) и ведомственные целевые программы, реализуемые за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, утверждаются Правительством Республики Тыва.
Регламент взаимодействия участников инвестиционной деятельности и Правительства Республики Тыва, утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 18 ноября 2011 года № 688, предусматривает заявительный порядок обращения инвестора за помощью в Правительство Республики Тыва [6].
Государственная программа Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы», постановлением Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 450 [7], – основная программа финансовой поддержки предпринимателей Республики Тыва.
Положение о государственной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва, утвержденное постановлением Правительства Республики Тыва от 20 декабря 2017 г. № 552 [8], предусматривает финансирование в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы», «Реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Республики Тыва на 2022-2024 годы; утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 450 [7], субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва по следующим видам:
Закон Республики Тыва от 10 июля 2009 г. № 1541 ВХ-2 «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» снижает процентную ставку юридическим лицам, применяющим упрощенную систему налогообложения, и осуществляющие отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные данным законом [9].
Закон Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 476 ВХ-I «О налоге на имущество организаций» снижает налоговую ставку на имущество организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Тыва, коммерческим организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, выпуск строительных материалов и изделий из сырья, добываемого, производимого на территории Республики Тыва [10].
Нормативно-правовыми актами и соглашениями с Республикой Тыва возможно предоставление иных налоговых преференций инвесторам по отдельным инвестиционным проектам, получившим статус особо значимых инвестиционных проектов.
Иные меры финансовой поддержки в виде субсидирования и грантов предусматриваются отдельными целевыми программами Республики Тыва (по социальным, инновационным, сельскохозяйственным и иным отраслевым проектам).
Кроме данного перечня организационно-правовых форм, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Тыва в период распространения новой коронавирусной инфекции утвержден перечень поручений Главы Республики Тыва от 30 марта 2020 г. № 52 «О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с введением мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID) в Республике Тыва», которая поможет меняться и дополняться с учетом эпидемиологической обстановки на территории Республики Тыва.
Организационно-правовые основы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва базируются на законодательных актах и организационных мерах, направленных на создание благоприятной среды для развития предпринимательства в регионе. Ключевые аспекты, отражающие основы поддержки МСП в Республике Тыва:
Законодательное обеспечение
Финансовая поддержка
Организационная поддержка
Региональная поддержка
Правовая защита
Содействие инновациям
Эти организационно-правовые меры и механизмы позволяют создать условия для развития предпринимательства в Республике Тыва, способствуя устойчивому экономическому развитию и росту предпринимательской активности в регионе.
Таким образом, в настоящее время в республике продолжается работа по совершенствованию законодательства в области развития предпринимательства, созданы необходимые учреждения инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Список литературы
Поделиться
Донгак К. Б. Организационно-правовые основы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 20-24. URL: https://apni.ru/article/8627-organizatsionno-pravovie-osnovi-podderzhki