Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Исторический анализ института административной ответственности юридических лиц

Исторический анализ института административной ответственности юридических лиц

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

правоприменительная практика
юридическая ответственность
правовой институт
экономическое развитие
модернизация законодательства
механизм административного воздействия

Аннотация статьи

В статье рассматриваются исторические периоды формирования и развития административной ответственности юридических лиц. Стабилизация экономического положения России: активное возобновление рыночных отношений и частной собственности, создание многочисленных коммерческих организаций.

Текст статьи

На сегодняшний день институт административной ответственности юридических лиц содержит в себе глубокие исторические корни. Истоки формирования законодательного регулирования данной сферы нашли свое отражение еще столетие назад – в 1917 году. Процесс развития рассматриваемого правового института носит сложный и противоречивый характер, что выражается в хронологии следующих исторических периодов:

  • 1917-1961 г.г. - введение административных санкций с акцентом на практику привлечения к ответственности физических лиц, реже - юридических;
  • 1961-1991 г.г. - принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафных санкций, налагаемых в административном порядке»;
  • 1991-2002 г.г.;
  • с 2002 года по настоящее время [1].

Более подробно каждый из представленных этапов можно охарактеризовать следующим образом.

Первый этап. Положительной особенностью данного периода является то, что применение административной ответственности получило свое развитие с самого начала возникновения советского государства, причем как к физическим, так и к юридическим лицам. Тогда на практике чаще всего принялись такие меры, как: штраф, приостановление деятельности и конфискация имущества [2].

На начальном этапе рассматриваемого периода правоприменительная практика в большинстве случаев распространялась на привлечение к ответственности физических лиц. Выявление правонарушений среди юридических лиц не получало должного внимания со стороны законодателя.

Позже, в результате существенных изменений экономического курса страны, а именно – полного преобразования экономической политики, возрождения рыночных отношений и частной предпринимательской деятельности, бурного экономического подъема и активного распространения частных организаций, появилась потребность не только в более внимательном отношении законодателя к деятельности предпринимателей, но и ужесточении мер правового характера за административные правонарушения.

Хоть период экономического роста страны и не оказался довольно длительным, произошедшие изменения позволили крепко укоренить применение административно-правовых санкций в отношении юридических лиц в последующем будущем. Тогда, наряду со штрафами, конфискацией и приостановлением деятельности, стало активно практиковаться лишение специального права.

Вторым этапом в формировании развития института административной ответственности юридических лиц является установление запрета, применительно для штрафных санкций, к юридическим лицам. Данная норма была закреплена в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафных санкций, налагаемых в административном порядке». Тогда к подобным законодательным изменениям не все ученые и практики выразили однозначное и позитивное отношение. Возникновение данного Указа породило множество дискуссий среди административистов того времени [3]. Среди наиболее распространенных позиций можно выделить следующие:

  • применение административной ответственности исключительно к физическим лицам;
  • привлечение к административной ответственности юридических лиц ограничено лишь исключением штрафов из ряда правоприменительных мер.

Обращаясь к более подробному анализу данных позиций, можно отметить, что сторонники первого мнения основывались на ряде следующих аргументов:

  • в связи с вновь обрушившейся экономикой и, более того, принадлежностью большинства субъектов хозяйственной деятельности государству, применение штрафных санкций в отношении данных организаций нецелесообразно с позиции отсутствия пользы для экономики страны;
  • нормы рассматриваемого Указа направлены на личную мотивацию и повышение ответственности должностных лиц организации и укрепление государственной дисциплины.

Что касается второй позиции, то в данном случае ученые и практики утверждали, что никакой отмены административной ответственность для юридических лиц Указ не несет. Речь идет лишь об исключении штрафа из числа административных санкций. Хотя, обращаясь к правоприменительной практике, можно заметить, что после вступления Указа в законную силу, применение штрафов к юридическим лицам также актуально.

В попытках сделать общий вывод исходя из двух представленных позиций, необходимо обратить внимание на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1981 года «О порядке введения в действие Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях». В текущем законодательстве содержатся нормы с четким разъяснением о том, что вступление в силу Основ не предполагает отмены ранее действовавших актов, устанавливающих административную ответственность для юридических лиц. Таким образом, среди существующих противоречий, наиболее верной следует считать вторую позицию, основанную на том, что административная ответственность для юридических лиц не отменялась.

Третий этап стал этапом прорыва для развития законодательства об административной ответственности юридических лиц. Тогда России удалось вновь стабилизировать экономическое положение страны: активное возобновление рыночных отношений и частной собственности, создание многочисленных коммерческих организаций. В этот период институт административной ответственности юридических лиц пережил не только возрождение, но и самое масштабное преобразование за всю историю своего развития. Последовавшие изменения послужили стимулом для создания эффективного механизма административного воздействия на юридических лиц. Тогда было принято большое количество нормативно-правовых актов, закрепляющих ответственность рассматриваемых субъектов; утвержден ряд процедур по применению мер административной ответственности; утвержден процессуальный порядок ведения производства дел об административных правонарушениях юридическими лицами [4].

Несмотря на столь позитивные тенденции в развитии рассматриваемого правового института, изменения того периода носили скорее стихийный характер своего развития, отличались своей бессистемностью и противоречивостью, что вызвало необходимость кодификации всех разработанных мер.

Так, третий этап развития административной ответственности юридических лиц плавно перешел в четвертый, отметившийся в истории созданием Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) [5]. КоАП РФ – это новая ступень в развитии всей отрасли отечественного административного права, которая считается полностью справедливой и по отношению к институту административной ответственности организаций. Вышеизложенный акт реализовал все возникшие из практики прошлых лет задачи, основными из которых были обобщение ранее действующего законодательства и выработка единого концептуального подхода к пониманию административной ответственности юридических лиц.

Таким образом, исторический анализ, проведенный в рамках настоящей части исследования позволил прийти к следующем выводам:

  • в СССР административная ответственность организаций не имела широкого распространения на практике и считалась исключением в практике. Этому послужило отсутствие надобности в данном институте в рамках советской экономической модели. В пользу этого в 1984 г. был принят Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, который в качестве субъектов административной ответственности указывал только физических лиц;
  • в более общем смысле весь процесс становления института административной ответственности юридических лиц можно охарактеризовать положительно. В совокупности всех исторических периодов развитие происходило быстро, но довольно плавно и однородно, отвечая современным требованиям актуальным для каждого конкретного этапа;
  • несмотря на столь позитивную динамику модернизации административного законодательства, на сегодняшний день процесс развития рассматриваемого института еще далек от своего завершения, так как всех проблемных вопросов законодателю пока решить не удалось. Одной из таких проблем является наметившийся процесс декодификации административного законодательства в области вопроса административной ответственности организаций. Следует полагать, что дальнейшее развитие данного института будет непосредственно связано с устранением существующих в законодательстве пробелов и противоречий.

После периода коренных изменений в экономической и общественно политической обстановке, в Российской Федерации сформировался новый уклад экономики, стабилизировалась политическая обстановка, формируется гражданское общество, которое по-новому строит свои отношения с государственной властью. Пережив ряд глубоких кризисов и потрясений, Россия ставит перед собой новые цели – демократическое развитие, становление цивилизованного рынка и правового государства.

Список литературы

  1. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 622 с.
  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2018. – 595 с.
  3. Галаган И. А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву: автореферат дис. доктора юридических наук. Казань, 2021. – 21 с.
  4. Гойман В. И. Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды. Теория государства и права: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - №1, ст. 1.

Поделиться

1023

Соловьева В. А. Исторический анализ института административной ответственности юридических лиц // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.III.С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/8628-istoricheskij-analiz-instituta-administrativn

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января