Автор(-ы):
Соловьева Виктория Александровна
1 марта 2024
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются исторические периоды формирования и развития административной ответственности юридических лиц. Стабилизация экономического положения России: активное возобновление рыночных отношений и частной собственности, создание многочисленных коммерческих организаций.
Текст статьи
На сегодняшний день институт административной ответственности юридических лиц содержит в себе глубокие исторические корни. Истоки формирования законодательного регулирования данной сферы нашли свое отражение еще столетие назад – в 1917 году. Процесс развития рассматриваемого правового института носит сложный и противоречивый характер, что выражается в хронологии следующих исторических периодов:
Более подробно каждый из представленных этапов можно охарактеризовать следующим образом.
Первый этап. Положительной особенностью данного периода является то, что применение административной ответственности получило свое развитие с самого начала возникновения советского государства, причем как к физическим, так и к юридическим лицам. Тогда на практике чаще всего принялись такие меры, как: штраф, приостановление деятельности и конфискация имущества [2].
На начальном этапе рассматриваемого периода правоприменительная практика в большинстве случаев распространялась на привлечение к ответственности физических лиц. Выявление правонарушений среди юридических лиц не получало должного внимания со стороны законодателя.
Позже, в результате существенных изменений экономического курса страны, а именно – полного преобразования экономической политики, возрождения рыночных отношений и частной предпринимательской деятельности, бурного экономического подъема и активного распространения частных организаций, появилась потребность не только в более внимательном отношении законодателя к деятельности предпринимателей, но и ужесточении мер правового характера за административные правонарушения.
Хоть период экономического роста страны и не оказался довольно длительным, произошедшие изменения позволили крепко укоренить применение административно-правовых санкций в отношении юридических лиц в последующем будущем. Тогда, наряду со штрафами, конфискацией и приостановлением деятельности, стало активно практиковаться лишение специального права.
Вторым этапом в формировании развития института административной ответственности юридических лиц является установление запрета, применительно для штрафных санкций, к юридическим лицам. Данная норма была закреплена в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафных санкций, налагаемых в административном порядке». Тогда к подобным законодательным изменениям не все ученые и практики выразили однозначное и позитивное отношение. Возникновение данного Указа породило множество дискуссий среди административистов того времени [3]. Среди наиболее распространенных позиций можно выделить следующие:
Обращаясь к более подробному анализу данных позиций, можно отметить, что сторонники первого мнения основывались на ряде следующих аргументов:
Что касается второй позиции, то в данном случае ученые и практики утверждали, что никакой отмены административной ответственность для юридических лиц Указ не несет. Речь идет лишь об исключении штрафа из числа административных санкций. Хотя, обращаясь к правоприменительной практике, можно заметить, что после вступления Указа в законную силу, применение штрафов к юридическим лицам также актуально.
В попытках сделать общий вывод исходя из двух представленных позиций, необходимо обратить внимание на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1981 года «О порядке введения в действие Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях». В текущем законодательстве содержатся нормы с четким разъяснением о том, что вступление в силу Основ не предполагает отмены ранее действовавших актов, устанавливающих административную ответственность для юридических лиц. Таким образом, среди существующих противоречий, наиболее верной следует считать вторую позицию, основанную на том, что административная ответственность для юридических лиц не отменялась.
Третий этап стал этапом прорыва для развития законодательства об административной ответственности юридических лиц. Тогда России удалось вновь стабилизировать экономическое положение страны: активное возобновление рыночных отношений и частной собственности, создание многочисленных коммерческих организаций. В этот период институт административной ответственности юридических лиц пережил не только возрождение, но и самое масштабное преобразование за всю историю своего развития. Последовавшие изменения послужили стимулом для создания эффективного механизма административного воздействия на юридических лиц. Тогда было принято большое количество нормативно-правовых актов, закрепляющих ответственность рассматриваемых субъектов; утвержден ряд процедур по применению мер административной ответственности; утвержден процессуальный порядок ведения производства дел об административных правонарушениях юридическими лицами [4].
Несмотря на столь позитивные тенденции в развитии рассматриваемого правового института, изменения того периода носили скорее стихийный характер своего развития, отличались своей бессистемностью и противоречивостью, что вызвало необходимость кодификации всех разработанных мер.
Так, третий этап развития административной ответственности юридических лиц плавно перешел в четвертый, отметившийся в истории созданием Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) [5]. КоАП РФ – это новая ступень в развитии всей отрасли отечественного административного права, которая считается полностью справедливой и по отношению к институту административной ответственности организаций. Вышеизложенный акт реализовал все возникшие из практики прошлых лет задачи, основными из которых были обобщение ранее действующего законодательства и выработка единого концептуального подхода к пониманию административной ответственности юридических лиц.
Таким образом, исторический анализ, проведенный в рамках настоящей части исследования позволил прийти к следующем выводам:
После периода коренных изменений в экономической и общественно политической обстановке, в Российской Федерации сформировался новый уклад экономики, стабилизировалась политическая обстановка, формируется гражданское общество, которое по-новому строит свои отношения с государственной властью. Пережив ряд глубоких кризисов и потрясений, Россия ставит перед собой новые цели – демократическое развитие, становление цивилизованного рынка и правового государства.
Список литературы
Поделиться
Соловьева В. А. Исторический анализ института административной ответственности юридических лиц // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.III.С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/8628-istoricheskij-analiz-instituta-administrativn