Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Педагогика Монтессори: от независимости к самостоятельности

Педагогика Монтессори: от независимости к самостоятельности

Автор(-ы):

Верещак Олена

1 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

Монтессори
независимость
самостоятельность
начальная школа
детский сад
развитие

Аннотация статьи

В современном мире происходят стремительные изменения. Коренные преобразования в социально-экономической, политической и культурной сферах, тенденции демократизации и гуманизации общественной жизни ставят новые задачи перед российским образованием.

В связи с этим одним из стратегических совершенствования образования, может стать изучение лучших образцов зарубежных и российских психолого-педагогических известных деятелей реформаторской педагогики.

Сегодня система М. Монтессори является известным примером эффективного и практического применения идей свободного образования, монументально-гуманистически ориентированного течения, которое началось в Европе и Америке на стыке XIX-XX вв., которое было принято и распространено во всем мире.

По утверждению М. Монтессори, необходимо обеспечить ребенка полноценной свободой, и в этом обязанность общества обеспечивать для него независимое и естественное развитие. Такая теория основывается на отслеживании разных моментов в жизни ребенка и его природе. Лишь при свободном выборе и естественном опыте освоения собственного исследования окружающего мира позволят человечеству совершенствоваться и полноценно развиваться.

Текст статьи

Основная часть

Вот уже почти столетие имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и учёных во многих государствах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, её применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить её структуру в целом, но она не оставляет равнодушным. Это происходит потому, что М. Монтессори считала, что любая личность должна существовать свободной, что развивающийся ребёнок наделён природным влечением к независимости и самостоятельности. Монтессори видела смысл воспитания не в формировании педагогами личности ребёнка, а в организации среды, наиболее необходимой его потребностям. Метод Марией Монтессори, заключается в том, чтобы дать ребенку возможность к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании ребенка в первые годы его жизни она понимала, как условия, наиболее благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть, как физическое, так и духовное. Монтессори буквально осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Гуманизм, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма к ребенку делают методику и на сегодняшний день привлекательной. В основу своей методики она вложила мысль – жизнь есть существование свободной активной личности. Монтессори трактовала дисциплину как активность, которая контролируется и регулируется самим ребёнком и предполагает действия, которые определяет он сам, а не указанные ему взрослым. Смысл метода Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать самостоятельно.

Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, она умело направляла детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Это помогало ребятам достичь самых высоких результатов самостоятельно, без подсказок взрослых. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать, устраивать между ними соревнования, не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

Метод основывается на том, что каждый ребенок должен учиться и приобретать жизненный опыт самостоятельно, а педагог должен только наблюдать за этим процессом и помогать по необходимости.

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал ему хочется использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Метод Монтессори состоит из трёх основных частей:

  • Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
  • Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
  • Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.

Монтессори утверждает, что первая задача обучения – это создать вблизи ребенка такое пространство, которое будет способствовать развитию возможностей, данных ему от природы. Это не просто удовлетворение необходимых потребностей ребенка и позволение ему выполнять то, что ему нравится, а это дать возможность освоение окружающего мира самому ребенку. У ребенка происходит расширение границ своей независимости от тех, кто его окружает. Так идя по зову природы, ребенку захочется мыслить вне зависимости от окружения и не ограничиваясь действиями.

М. Монтессори объясняла организацию дисциплины как активность, контролируемую и регулируемую самостоятельно ребенком, допускающую деятельность, устанавливаемую им же, а не поручаемую другим человеком. Самовоспитание, самообучение, саморазвитие, по методу М. Монтессори являются смыслом, в стимулировании ребенка.

Развивающее окружение для ребенка имеет большое значение в жизни детей, практически с самого первого дня жизни каждого ребенка. Дети осваивают близкое общество, сквозь умение видеть, слышать, ощущать, осязать и возможность попробовать на вкус.

Заключение

Марию Монтессори можно назвать незаурядным философом, тонким психологом и методологом. Она была чутким наблюдателем жизни младшего поколения. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у неё благодаря ежедневным наблюдениям за поведением, настроением и состоянием ребят. Именно поэтому её педагогика является системой, которая взрастила не одну талантливую личность. Выдержав все несправедливые упрёки, методика Монтессори заняла уверенную позицию в мировой педагогической мысли.

Методика М. Монтессори – мощная педагогическая система, получившая признание по всему миру и применяющаяся на практике в современном воспитании детей в образовательных школьных и дошкольных учреждениях всего света. Поскольку методика Марии Монтессори направлена на независимость и самостоятельность выбора оптимального для ребёнка и реализуется в свободе выбора занятия, материала, партнёра для коллективной работы, непринуждённости в контакте с другими детьми – это идеи этого замечательного педагога, которые были воплощены в реальные концепции. Как показывают многочисленные опыты, эксперименты, наблюдения и научные труды, дети, обучающиеся по системе М. Монтессори, являются более продвинуты в духовно-интеллектуальном плане по сравнению с другими детьми, учеников обычных общеобразовательных школ или детских садов, менее самостоятельных. Её идеи свободного воспитания развивают изжившие себя системы, основанные на авторитете педагога и беспрекословном подчинении ребёнка, некоторым даже насилием над психикой неокрепшей личности, подавляющем самые благородные начинания. Ребёнок имеет право выбирать свои интересы и этот выбор помогает сделать опытный педагог, не навязывая ему какие-то стереотипы и собственные мнения. «Помоги мне сделать это самому!» – вспомним главный принцип педагогики Марии Монтессори.

Список литературы

  1. Аксёнова В.И., Лобейко Ю.А. Проблемы методологии и методы реализации идеи свободного воспитания личности. 2001.
  2. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори. 1994.
  3. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод. 1991.
  4. Монтессори Мария. Полный курс воспитания. 1998 г. (перевод)

Поделиться

365

Верещак О.. Педагогика Монтессори: от независимости к самостоятельности // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 13-15. URL: https://apni.ru/article/8630-pedagogika-montessori-ot-nezavisimosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля