Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Стретчинг как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возр...

Стретчинг как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

стретчинг
физкультура
дошкольники
сохранение и укрепление здоровья

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрим стретчинг, как технологию сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Стандартный подход к занятиям физической культурой, необоснованное применение нагрузок, либо их отсутствие, снижает эффективность педагогического процесса и может нанести ущерб здоровью ребенка. «Игровой стретчинг» – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Текст статьи

Введение

Сохранение и укрепление здоровья детей было и остаётся основным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое не теряет, а лишь увеличивает свою актуальность в связи с современными реалиями развития общества. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования», задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей – основная задача образовательного учреждения.

Совершенствование работы дошкольной организации в соответствии с ФГОС требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса, в том числе и в области физического развития, к роли педагога в этом процессе. Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (что невозможно без физического развития) превращается сейчас в первоочередную социальную задачу.

Стандартный подход к занятиям физической культурой, необоснованное применение нагрузок, либо их отсутствие, снижает эффективность педагогического процесса и может нанести ущерб здоровью ребенка. Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста быть здоровыми и включить в этот процесс родителей воспитанников и педагогов дошкольного учреждения. Именно у старших дошкольников идёт интенсивное развитие органов, закладываются основные черты личности, формируется характер, а также отношение к себе и окружающим. Их физическое развитие зависит от эмоционального состояния, но в то же время становится более целенаправленной и мотивированной. Именно в это время очень важно привить детям потребность в здоровом образе жизни, в том числе занятиями физической культурой, спортом и личными командными играми.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. В связи с этим необходимо пересмотреть методы и приёмы организации физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями, которые способствовали сохранению и укреплению здоровья.

Стретчинг (в переводе с английского растяжка, гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.

«Игровой стретчинг» – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг (растягивание), включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Цель «игрового стретчинга» – доставить удовольствие и вызвать интерес дошкольников через выполнение упражнений, умение ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, следить за осанкой и правильным дыханием, а также выполнять простейшие упражнения стретчинга (вытягивание вверх, наклоны вперед, стойка на четвереньках и т.д.).

Автор статьи использовал и адаптировал упражнения «игрового стретчинга»предложенные авторами, Сулим Е. В. «Занятия по физкультуре в детском саду игровой стретчинг», а также О. Л. Киенко «Игровой стретчинг для дошкольников и младших школьников».

«Игровой стретчинг» способствует активизации защитных сил организма, выработке у ребенка устойчивой правильной осанки, укрепляет и развивает мышечную систему.

При планировании организованной образовательной деятельности по-игровому стретчингу для укрепления здоровья дошкольников учитывались возрастные и индивидуальные особенностей детей. Автором статьи составлен комплекс упражнений согласно календарно-тематического плана, а также разработана картотека упражнений игрового стретчинга по возрастам.

Данная технология использовалась не только в организованной образовательной деятельности, утренней гимнастике, а также в спортивных досугах, днях здоровья, развлечениях. По планированию инструктора по физической культуре организованная образовательная деятельность в спортивном зале с изучением упражнений игрового стретчинга проводилось два раза в неделю, а также два занятия для совершенствования основных видов движений с элементами игрового стретчинга. В летний оздоровительный период упражнениями игрового стретчинга проводится на свежем воздухе.

Автор статьи считает, что использование в работе упражнений игрового стретчинга хорошо влияют на общее состояние здоровья и уровень физического развития у дошкольников, помогают развивать инициативу и самостоятельность, создают условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению.

Список литературы

  1. Ананьев, В.А. Основы психологии и здоровья [Текст]:/ В.А. Ананьев, Издательство «Речь», 2020. – 384с.
  2. Андерсон, Б.А. Растяжка для каждого. Стренчинг / Б.А. Андерсон: пер. с англ. О.Г. Белошеев. – Минск: Попурри, 2021. – 224 с.
  3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов. Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр Академия, 2020. – 288 с.
  4. Кудрявцев, В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст]: программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2021. – 296 с.
  5. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с детьми / А.Г. Назарова. – Спб., 2021. – 35 с
  6. Самсонова, А.В. Основы физической культуры и спорта [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Самсонова, Р.Б. Цыллагова. – М: Советский спорт, 2022. – 456 с.

Поделиться

1031

Литовченко Э. В., Судавцова М. Н., Гладко С. А., Букреева Ю. В. Стретчинг как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/8631-stretching-kak-tekhnologiya-sokhraneniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января