Введение
Сохранение и укрепление здоровья детей было и остаётся основным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое не теряет, а лишь увеличивает свою актуальность в связи с современными реалиями развития общества. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования», задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей – основная задача образовательного учреждения.
Совершенствование работы дошкольной организации в соответствии с ФГОС требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса, в том числе и в области физического развития, к роли педагога в этом процессе. Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (что невозможно без физического развития) превращается сейчас в первоочередную социальную задачу.
Стандартный подход к занятиям физической культурой, необоснованное применение нагрузок, либо их отсутствие, снижает эффективность педагогического процесса и может нанести ущерб здоровью ребенка. Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста быть здоровыми и включить в этот процесс родителей воспитанников и педагогов дошкольного учреждения. Именно у старших дошкольников идёт интенсивное развитие органов, закладываются основные черты личности, формируется характер, а также отношение к себе и окружающим. Их физическое развитие зависит от эмоционального состояния, но в то же время становится более целенаправленной и мотивированной. Именно в это время очень важно привить детям потребность в здоровом образе жизни, в том числе занятиями физической культурой, спортом и личными командными играми.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. В связи с этим необходимо пересмотреть методы и приёмы организации физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями, которые способствовали сохранению и укреплению здоровья.
Стретчинг (в переводе с английского растяжка, гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.
«Игровой стретчинг» – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг (растягивание), включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Цель «игрового стретчинга» – доставить удовольствие и вызвать интерес дошкольников через выполнение упражнений, умение ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, следить за осанкой и правильным дыханием, а также выполнять простейшие упражнения стретчинга (вытягивание вверх, наклоны вперед, стойка на четвереньках и т.д.).
Автор статьи использовал и адаптировал упражнения «игрового стретчинга», предложенные авторами, Сулим Е. В. «Занятия по физкультуре в детском саду игровой стретчинг», а также О. Л. Киенко «Игровой стретчинг для дошкольников и младших школьников».
«Игровой стретчинг» способствует активизации защитных сил организма, выработке у ребенка устойчивой правильной осанки, укрепляет и развивает мышечную систему.
При планировании организованной образовательной деятельности по-игровому стретчингу для укрепления здоровья дошкольников учитывались возрастные и индивидуальные особенностей детей. Автором статьи составлен комплекс упражнений согласно календарно-тематического плана, а также разработана картотека упражнений игрового стретчинга по возрастам.
Данная технология использовалась не только в организованной образовательной деятельности, утренней гимнастике, а также в спортивных досугах, днях здоровья, развлечениях. По планированию инструктора по физической культуре организованная образовательная деятельность в спортивном зале с изучением упражнений игрового стретчинга проводилось два раза в неделю, а также два занятия для совершенствования основных видов движений с элементами игрового стретчинга. В летний оздоровительный период упражнениями игрового стретчинга проводится на свежем воздухе.
Автор статьи считает, что использование в работе упражнений игрового стретчинга хорошо влияют на общее состояние здоровья и уровень физического развития у дошкольников, помогают развивать инициативу и самостоятельность, создают условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению.