Основная часть
Методика Монтессори уникальна, актуальна и востребована. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Метод состоит из трех основных частей:
- ребенок;
- окружающая среда;
- воспитатель (учитель).
Основная идея метода заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, самостоятельности, поместив его в подготовленную окружающую среду с Монтессори-материалами. Разработанные Монтессори-материалы дают возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Задачей же воспитателя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал и меньше всего требований Монтессори предъявляет к ребёнку. Смысл основных идей Монтессори – стимулировать ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, самообучению. Роль воспитателя (учителя) состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ребенок здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, буквами, постирать или посадить цветок. Главный принцип «ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ!». Еще одна ключевая особенность Монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. Так, в одном Монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу. Монтессори-система дает ребенку отличную базу для формирования личности, огромную внутреннюю мотивацию к обучению, а также способность концентрироваться на работе, самостоятельность и навыки общения в социуме, внутреннюю дисциплину [2].
Метод Монтессори стал развиваться в России лишь в 90-х годах. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих во всех регионах нашей страны [2]. Принципы системы Марии Монтессори практически во всем совпадают с принципами современного дошкольного образования в России: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образования; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к культурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования [3].
Так как, у детей старшего дошкольного возраста еще не совсем сформированы логика, мышление, внимание и дети не адаптированы в окружающей среде, не имеют своего мнения, не умеют сделать выбор, отстоять свою точку зрения и если применять данную методику Монтессори с раннего возраста, то можно избежать подобных проблем в будущем.
В основе системы Монтессори лежит биологическая предпосылка – любая жизнь есть проявление свободной активности. Метод Монтессори – это предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе.
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, а задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным путем, реализовать свою природную сущность [3].
М. Монтессори решительно изменила облик помещений, где обучаются дети. При жизни она шутила, что нашла к уже имеющимся двухсот шестидесяти проектам школьных парт двухсот шестидесяти первый – все их выбросить. По методу Монтессори в помещениях должны быть установлены легкие переносные столики и стулья, так что даже трехлетний ребенок мог их легко переставлять в соответствии со своими потребностями. Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу и, лежа или сидя на них, занимались с дидактическим материалом [4].
Особо надо подметить о Мантессори-материалах, созданных Монтессори, применение которых быстро дают поразительные результаты. Монтессори-материал – важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Они служат важнейшим средством воспитания детей, которое является основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте [3].
Монтессори-материалы, привлекательны и просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Метод Монтессори позволяет реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняют их так, как задумал воспитатель.
«Клавишные доски», «числовые станки», «рамки с застежками», фигуры-вкладыши и т.д., устроены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступают в мир человеческой культуры, воспринимают опыт предшествующих поколений [3].
Монтессори-классы включают как разновозрастные, детей от двух с половиной до шести лет, с 6-до 9 лет и т.д. Ребенок учился работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делает сам. Когда ребенок впервые начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он сам помогал другим, имея сформированные учебные навыки. Благодаря всему этому ребенок также учился вести себя в обществе различных людей, т. е. приобретал навыки социального поведения.
Конечно же, система Монтессори не совсем вписывается в традиционную систему образования. Данная система требует необходимый дидактический материал, специально оборудованные классы, а главное специально подготовленных, обученных Монтессори-педагогов. Подготовка одного такого специалиста оценивается около 2-х миллионов рублей!
Необходимо обратить внимание на окружающую среду, на обстановку, используя открытое пространство, которое оно должно находиться в прямом сообщении с классом, так, чтобы дети могли свободно уходить и приходить по желанию в течение всего дня [4].
Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, в формировании сознательного послушания и дисциплины, высокого чувства ответственности, трудолюбия и стремления к самосовершенствованию. Можно с уверенностью заключить, что как вчера и сегодня, так и завтра методика Монтессори и ее педагогические принципы будут актуальны.
Заключение
Метод Монтессори основывается на главном, на свободе учащихся в их самопроизвольных, непосредственных действиях.
Этот метод порвал со старыми традициями: он уничтожил скамью, – так как ребенок не должен больше сидеть неподвижно и пассивно слушать уроки учительницы; он уничтожил и кафедру, так как учительница не должна больше давать коллективных уроков, что было обычным при старых системах. В этой внешней перемене проявляется глубочайший переворот, смысл которого в том, чтобы предоставить ребенку свободу действовать согласно его естественным наклонностям, не связывая его какими-либо установленными обязанностями или программой, предвзятыми правилами (философскими или педагогическими), исходящими из принципов, установленных традиционно в старых школьных понятиях.
Как в настоящем, так в будущем, общество нуждается в умных, активных, волевых, самодостаточных, уникальных, социально адаптированных личностях. Педагогическая система Марии Монтессори как нельзя лучше подходит для повышения качества образования и воспитания детей, для придания процессу образования гуманистического, личностно-ориентированного характера [4].