Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения в фотографии

Автор(-ы):

Вилкова Полина Владимировна

1 марта 2024

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

фотография
золотое сечение
золотая спираль
кадр

Аннотация статьи

Любой фотограф, начинающий или профессионал, стремится создать фотографию с пропорциональной и эстетичной композицией. Без сомнения, работа с фотографией – это креативный процесс, но и в нем имеются определенные правила и образ мыслей. Они не являются непреложными, и зачастую в наши дни их игнорируют для создания необычных снимков в стиле авангард. Но для того чтобы эти законы игнорировать или обыгрывать и не получить в результате простую «мазню», стоит их уметь применить. Для этих целей служит правило золотого сечения в фотографиях.

Текст статьи

Основная часть

В далеком 1200 году великим итальянским математиком Леонардо Фибоначчи был обнаружен феномен, названный им «божественная пропорция», по-другому «золотое сечение». Он каким-то чудом первый заметил, что у природы есть свой особый дизайн, схема, которую человеческому глазу невероятно приятно наблюдать.

Это правило состоит в верном расположении соотношения сторон, а точнее 1:1,618. Данным методом пользовались художники еще во времена Ренессанса, создавая свои удивительные и яркие картины, которые благодаря следованию данному правилу выглядят очень естественно и органично [1].

Золотое сечение в фотографии состоит из нескольких схем. Первое – это сетка Фибоначчи, второе – спираль Фибоначчи. Схемы с использованием спирали в том, что при осмотре фотографии человеческий взор будет мягко двигаться вдоль фотографии, не напрягаясь для рассмотрения деталей. Таким образом, композиция фотографии будет гармоничной и естественной, приятной для просмотра. Сетка же разделяет кадр на 9 частей, двумя линиями вдоль и двумя поперек. Суть ее состоит в том, что горизонт стоит размещать в одной из получившихся третей, а не посередине кадра. Таким образом на картинке должно быть две трети неба либо две трети земли. Тот же объект, на котором планируется сконцентрировать внимание зрителя, стоит располагать на пересечениях полос. Таким образом, получившийся кадр будет также гармоничен и приятен для взгляда. По сути, главное отличие правила золотого сечения и правила третей в фотографии – то, что параметры в первом случае 1:0.618:1, а во втором – 1:1:1. Проще говоря, правило третей – это упрощенное правило золотого сечения. Данное мнение было высказано в 1797 году. Именно тогда стало понятно, что фотография или картина, с точки зрения композиции, по данным правилам выглядит наиболее глубинной и затрагивающей душу. Художник или фотограф таким образом концентрирует внимание на действительно важных вещах, позволяя даже непросвещенному человеку увидеть то, что и хотел показать автор.

Ниже представлен пример схемы золотого сечения [3].

Рис. 1

Рис. 2

Эти правила появились не просто так. Проведя множество исследований, люди стали понимать, что человеческому взгляду проще и приятней сконцентрировать на одной из точек пересечения. Именно тогда объект, на который хотят обратить внимание художники либо фотографы, привлекает к себе наибольшее внимание, нежели если бы он располагался посередине кадра [3].

Для лучшего понимания правила золотого сечения в фотографии стоит знать: чтобы сконцентрировать внимание на переднем плане фотографии, стоит расположить кадр таким образом, чтобы две трети его охватывали землю, если же акцент должен быть на облаках либо предмете в небе, стоит две трети кадра занять изображением неба. Для людей, которые на глаз не могут определить, где же должны проходить необходимые деления кадра, имеется сетка на самом фотоаппарате, в основном такая сетка встречается на полупрофессиональных и профессиональных фотокамерах.

Золотое соотношение это ключ, помогает создавать композиции, которые выглядят натурально, органично и приятно для глаз. Когда мы смотрим на фотографию, которая основана на Золотом соотношении, она естественно притягивает наш взгляд к точке интереса [3].

С помощью правила третей делится рамка на две горизонтальные линии, пересекающиеся с двумя вертикальными линиями. Конечным результатом является сетка, образованная девятью прямоугольниками одинакового размера. Идея состоит в том, чтобы поместить объекты интереса вблизи или на пересечениях любой из линий [3].

Кроме того в Золотом сечении, расположение линий несколько отличается от расположения сетки третей. Прямоугольники отличаются по размеру. Верхние и нижние горизонтальные ряды одинаковы по ширине, а средние – уже. То же самое верно для правых и левых вертикальных линий.

Такое выравнивание приводит объект интереса ближе к центру, чем по правилу Третей [3].

Хорошим примером этого являются пейзажные фотографии. У большинства хороших пейзажей – линия горизонта расположена как раз на уровне верхней или нижней линии золотого сечения. И если попробовать обрезать изображение, то заметим, что разница не так уж и заметна. Человеческий глаз вполне способен с удовольствием воспринимать небольшие отклонения.

Часто сетку золотого сечения дополняют спиралью Фибоначчи. Это, по мнению многих, инструкции по использованию золотого сечения в фотографии, живописи и дизайне [3].

Золотая спираль – это способ визуализировать золотое сечение. Это спираль, имеющая размеры золотого сечения. Расположив важные композиционные элементы вдоль золотой спирали, вы получите красивые и плавные изображения – они уведут зрителя в путешествие вокруг изображения [3].

Располагая смысловой центр в точках пересечения линий золотого сечения или в месте, где спираль закручивается, упрощается восприятие фотографии и она делается более гармоничной. Второстепенные детали рекомендуется расположить таким образом, чтобы они, наоборот, не попадали в эти зоны и не перетягивали на себя внимание.

Рис. 3

Искусство – это конечно не точная наука, но если постараться, то можно притянуть эти пропорции к любому произведению. Где-то это будет явный пример, где-то нет… Но ясно одно: пропорции, близкие к золотому сечению, дают наилучшие результаты, усиливая восприятие визуального произведения [3].

Эти пропорции уже проверены и доказаны временем и сотнями тысяч творческих людей. Фотографы, художники, дизайнеры и архитекторы каждый день задействуют золотые пропорции в своей работе [2].

Использование таких правил, может не быть обязательным, а носит скорее рекомендательный характер, но полезным для достижения целей. Высчитывать миллиметры в надежде сделать творчество золотым, наверное, не стоит, но и забывать о приятных для глаза пропорциях точно не нужно. Как это делать правильно, каждый решает сам: существует множество приёмов работы с психологией восприятия, которые могут вывести работу на новый уровень. Ведь вдохновение и желание создать что-то уникальное нельзя заглушать. Таким образом, стоит помнить, что, изучив правило золотого сечения в фотографии, не стоит бездумно его использовать везде и всюду. Порой самый лучший кадр – это тот, который создан по наитию и вопреки всем правилам. Но лишь зная, как применять их на практике, можно поддаться творческому порыву и создать удивительные кадры [4].

Заключение

Гармоническая пропорция напрямую связана с правилом третей – другой неотъемлемой схемой для работы с визуалом. По сути, оно продолжает золотое сечение так же, как, например, фотография рождается из художественного творчества.

Основное различие заключается в соотношении сторон. Так, в принципе третей кадр разделяется на 3 одинаковые части, а в божественной пропорции он делится на 1:0.618:1.

Сегодня большинство камер, в том числе и в смартфонах, имеет разлинованную сетку третей, что позволяет пользователям гармонично выстраивать композицию из фото и видео [4].

Список литературы

  1. Майкл Фриман «Взгляд фотографа», 2002г.
  2. Борис Крупник «Свет наше всё и композиция», 2008г.
  3. Федор Ковалев «Золотое сечение в живописи», 2010г.
  4. Осадчий, В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе [Текст] / В.В.Осадчий // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 3. - № 3. - С. 12-16.
  5. Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения», 2005г.

Поделиться

356

Вилкова П. В. Правило золотого сечения в фотографии // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.II.С. 59-62. URL: https://apni.ru/article/8637-pravilo-zolotogo-secheniya-v-fotografii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля