Художественная литература в формировании нравственного воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье актуализируется проблема патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации, раскрывается воспитательный потенциал художественной литературы, рекомендуемой для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования знаний о стране: устное народное творчество (сказки, былины, малые формы), авторские сказки, стихи, рассказы.

Аннотация статьи
нравственное воспитание
патриотизм
художественная литература
культура
культурным традициям
Ключевые слова

Богатый материал для педагогического воздействия на личность детей предоставляет художественная литература. Работа с художественной литературой создает условия для чисто символического разрешения сверх эмоциональных проблем; усвоение навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.

Одной из задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание патриотических чувств [2].

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому необходимо воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формировать бережной отношение к природе и всему живому; воспитывать уважение к труду; развивать интерес к традициям и промыслам; формировать элементарные знания о правах человека; расширять представления о городе, знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны; формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Знания, впечатления, переживания в детском отрочестве остаются с человеком на всю жизнь.

Чувство Родины начинается у детей с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

С ранних лет человеку помнится то, что вошло его сердце как самое дорогое, тёплое воспоминание о родных местах, где он родился, вырос, что окружало его в детское время. Поэтому очень важно, именно в дошкольном возрасте знакомить детей с родным краем, чтобы каждый ребёнок смог ощутить духовную жизнь своего народа, принять его историю и культуру, как свои собственные, родные. Чтобы у него возникла гордость за свою родную землю, что именно на ней он родился и рос. Воспитывая у ребёнка любовь к родному городу, району, село, деревню, необходимо подвести их к пониманию, что их города, районы, села – это частица Родины. Поэт Г.Тукай в своей, стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

Следует отбирать внимание из большинство впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края, леса); труд людей, традиции народов, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть яркими, образными, конкретными, ясными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, земли, важно хорошо его знать, ориентироваться, продумать, что целесообразное показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой область, город, район, село, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Надо показать ребенку, что родной край известен своей историей, традициями, промышленностью, достопримечательностями, памятниками, парками, лучшими людьми – героями Великой Отечественной войны, музыкантами, писателями, поэтами, певцами, художниками и композиторами. У детей воспитывается уважение к людям, желание быть на них похожими – такими же выдающимися, мужественными, храбрыми, отважными и трудолюбивыми, гордость за то, что они живут на одной и той же земле с ними рядом.

Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа с художественной литературой создаёт условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания нравственных качеств [2].

Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символический принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки или рассказа выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных» или так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.

Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок даёт возможность вычленить способы, форма, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуации. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развёрнутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причём тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник или ребенок, становясь «героев» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Так же, в процессе воспитания национального самосознания у детей дошкольного возраста может быть эффективно использование песен-игр. Песня – игра является достаточно широко распространённым жанром фольклора. Иные определённую канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях, играх отражены особенности межличностных отношений, основы которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознание. Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общее её канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр, песен, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участником группы. Желательно в этом качестве использовать медленные, плавленые хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.

Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного национального самосознания в процессе воспитания детей дошкольного возраста и обучения их основам саморегуляции на материале различных жанров фольклора, и, при определённых условиях, представляют собой целенаправленное психологическое воздействия на формирование их личности [1, с.47].

Таким образом, дети постигают самое ценное культурных достижений, мудрость народа, его богатый опыт, испытывают за него гордость, национальное достоинство.

Текст статьи
  1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва: Мозаика Синтез, 2016 г. – 338 с.
  2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 72с. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx.
  3. Современные вызовы в формировании национальной духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом. IV Всероссийских Айтматовских научных чтений. – Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - 596 с.
Список литературы