Богатый материал для педагогического воздействия на личность детей предоставляет художественная литература. Работа с художественной литературой создает условия для чисто символического разрешения сверх эмоциональных проблем; усвоение навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.
Одной из задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание патриотических чувств [2].
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому необходимо воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формировать бережной отношение к природе и всему живому; воспитывать уважение к труду; развивать интерес к традициям и промыслам; формировать элементарные знания о правах человека; расширять представления о городе, знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны; формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Знания, впечатления, переживания в детском отрочестве остаются с человеком на всю жизнь.
Чувство Родины начинается у детей с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
С ранних лет человеку помнится то, что вошло его сердце как самое дорогое, тёплое воспоминание о родных местах, где он родился, вырос, что окружало его в детское время. Поэтому очень важно, именно в дошкольном возрасте знакомить детей с родным краем, чтобы каждый ребёнок смог ощутить духовную жизнь своего народа, принять его историю и культуру, как свои собственные, родные. Чтобы у него возникла гордость за свою родную землю, что именно на ней он родился и рос. Воспитывая у ребёнка любовь к родному городу, району, село, деревню, необходимо подвести их к пониманию, что их города, районы, села – это частица Родины. Поэт Г.Тукай в своей, стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
Следует отбирать внимание из большинство впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края, леса); труд людей, традиции народов, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть яркими, образными, конкретными, ясными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, земли, важно хорошо его знать, ориентироваться, продумать, что целесообразное показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой область, город, район, село, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Надо показать ребенку, что родной край известен своей историей, традициями, промышленностью, достопримечательностями, памятниками, парками, лучшими людьми – героями Великой Отечественной войны, музыкантами, писателями, поэтами, певцами, художниками и композиторами. У детей воспитывается уважение к людям, желание быть на них похожими – такими же выдающимися, мужественными, храбрыми, отважными и трудолюбивыми, гордость за то, что они живут на одной и той же земле с ними рядом.
Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа с художественной литературой создаёт условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания нравственных качеств [2].
Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символический принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки или рассказа выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных» или так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.
Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок даёт возможность вычленить способы, форма, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуации. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развёрнутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причём тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник или ребенок, становясь «героев» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Так же, в процессе воспитания национального самосознания у детей дошкольного возраста может быть эффективно использование песен-игр. Песня – игра является достаточно широко распространённым жанром фольклора. Иные определённую канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях, играх отражены особенности межличностных отношений, основы которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознание. Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общее её канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр, песен, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участником группы. Желательно в этом качестве использовать медленные, плавленые хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.
Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного национального самосознания в процессе воспитания детей дошкольного возраста и обучения их основам саморегуляции на материале различных жанров фольклора, и, при определённых условиях, представляют собой целенаправленное психологическое воздействия на формирование их личности [1, с.47].
Таким образом, дети постигают самое ценное культурных достижений, мудрость народа, его богатый опыт, испытывают за него гордость, национальное достоинство.