Основы композиции

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

композиция
правило третей
золотое сечение Фибоначчи
золотые треугольники
правило диагоналей
ведущие линии
правило нечётных объектов
равновесие

Аннотация статьи

Основы композиции важны в фотографии, архитектуре, живописи. Они помогают сделать произведение искусства гармоничным, приятным глазу. Да, для привлечения внимания, дерзких акцентов эти правила можно нарушать. Но стандартно им принято следовать. Ведь именно благодаря им изображение получается гармоничным и эстетически привлекательным. В статье рассматриваются основы художественной композиции, поскольку расстановка предметов в кадре очень важна. От неё зависит, какой объект первым «зацепит» зрителя, какие ощущения он будет испытывать.

Текст статьи

Основная часть

Дословно композиция – это составление, соединение частей. Поэтому можно сказать, что основы композиции – это правила, позволяющие гармонично размещать и комбинировать предметы для создания целостного рисунка [1].

Знание таких правил понадобится при съёмке не только людей. Но и, например, еды. Важно понимать, какой продукт будет главным, привлекающим внимание зрителя, а какие дополнят картину и уравновесят её [1].

Правила композиции в фотографии – это приёмы размещения объектов в кадре, которые делают снимок гармоничным и интересным для зрителя. Замечали за собой, что некоторые фотографии в телефоне или в галерее хочется долго разглядывать, испытывая при этом эстетическое удовольствие? Именно хорошая композиция отвечает за этот эффект.

Существуют следующие базовые принципы построения гармоничного снимка.

Правило третей

Оно простое и помогает разместить объекты в кадре. Визуально снимок делят на 9 частей с помощью 2 горизонтальных и 2 вертикальных линий. Важные объекты нужно размещать на линиях и точках их пересечения. Именно эти зоны привлекают внимание зрителя в первую очередь.

Рис. 1. Наглядное использование правила третей в композиции на этой фотографии. Горизонт и дерево расположены на важных линиях

Золотое сечение Фибоначчи

Этот итальянский математик выстроил последовательность цифр, где две предшествующие всегда дают в сумме последующую в этой бесконечной прогрессии. Позже о божественной пропорции говорили Леонардо да Винчи и философ Адольф Цейзинг [2].

Но как проявляется правило золотого сечения в живописи и фотографиях? Это, подобно правилу третей, визуально комфортное и правильное размещение объектов в кадре.

Рис. 2. Суть – у нас есть прямоугольник. В нём нужно выделить квадрат. В оставшемся прямоугольном куске нужно снова выделить квадрат. В новом маленьком прямоугольнике снова выделяем квадрат и т. д. Через все квадраты можно провести округлую линию, которая сложится в спираль. В её центре – основной акцент картины, снимка

 

Рис. 3

Золотое сечение можно изобразить в виде спирали и сетки. Схемы золотого сечения (слева) и правила третей (справа) очень похожи. У первого они стоят чуть ближе друг к другу.

Золотые треугольники

Такой приём позволяет показать динамику. Задача фотографа – визуально провести диагональ через весь кадр. Из незадействованных углов на диагональ нужно опустить по одной перпендикулярной линии. Затем поставьте объект:

  • на одной из линий или в месте их пересечения;
  • в один из треугольников.

Рис. 4

 Правило диагоналей

Эффект, который делает снимки динамичным. Согласно такому правилу, важные части композиции нужно размещать по диагонали. Настроение кадра можно сделать:

  • более спокойным – линия направлена из левого нижнего угла в правый верхний;
  • стремительными, тревожными – линия направлена из левого верхнего в правый нижний угол.

Рис. 5. Напряжённая динамика

Ведущие линии

Они отлично работают в роли направляющий, подводят зрителя к тому, на что нужно обратить внимание. Дорога, ж/д пути, лестница, даже полотно забора – всё это может направить взгляд зрителя. Привлекательно смотрятся как прямые линии, так и изогнутые.

Рис. 6. Линии могут привести зрителя к композиционному центру. А могут показать, куда движется объект съёмки

Правило нечётных объектов

Оно гласит, что на нечётном количестве людей, предметов пользователю легче сосредоточиться. А вот если их 2, 4 и т. д., то они отвлекают внимание и выглядят даже иногда раздражающе.

Треугольники

Метод, которым пользуются при съёмке еды, украшений, декора. Портрет также можно снять с «треугольником». О чём идёт речь? О том, что на снимке можно выделить 3 вершины, важные точки. А если между ними визуально провести линии, получится треугольник. Например, человек стоит, широко расставив ноги и подняв руку вверх. Ступни и ладонь – вершины треугольника, которые привлекают внимание.

Рис. 7. Треугольник может быть любого размера, равносторонним или нет. Но чем правильнее он, тем сильнее вызывает чувство устойчивости

Горизонт и голландский угол

«Заваленный», наклонный горизонт принято считать дефектом. Но есть случаи, когда это композиционная особенность. В этом случае камера наклоняется вбок достаточно сильно (например, на 10 градусов и более), чтобы сымитировать наклон головы. Эффект может показать динамику. Также используется для напряжённых сцен, хорошо сочетается с правилом диагоналей, ведущими линиями [3].

Рис. 8. Голландский угол в фотографии – возможность показать движение

Равновесие

На снимке можно разными способами создавать акценты. Например, крупные объекты визуально «утяжелят» область.

Ниже на рисунке наглядный пример неуравновешенной композиции. Большой объект находится в правой стороне, из-за чего композиция несбалансированная и визуально «тяжёлая» с другой стороны. Стоит ли использовать такой приём и может ли он быть достоинством, а не недостатком?

Да, например, в фэшн фотографии, чтобы показать экстравагантность, эпатажность и однозначно притянуть внимание зрителя к участку кадра, как на фотографии рядом с рисунком [4].

Рис. 9

Как проще всего уравновесить кадр? Очевидно, что поставить объект съёмки по центру. В этом случае не всегда будет соблюдаться правило третей. Например, если модель стоит далеко и не может дотянуться до заветных линий и точек их пересечения. В этом случае можно:

  • добавить в кадр элементы, которые будут расположены на линиях или их точках пересечения. Но в этом случае есть риск отвлечь внимание от самой модели;
  • пересмотреть размещение модели в кадре. Например, поставить её ближе;
  • обыграть подачу, нарушив эту композиционную основу [4].

Второй способ уравновесить снимок – расположить в другой части кадра ещё один объект. Важно помнить: цвет помогает нам изменить визуальный вес предмета. Более тяжёлые: яркие, красный и его оттенки. Лёгкие: пастельные, полупрозрачные. Чёрный и другие очень тёмные чаще выглядят «легче» ярких красных, бордовых (им проще слиться с фоном).

Уравновесить композицию из двух фигур можно также движениями. Пример: одна модель подняла левую руку, а вторая – правую.

Существуют и правила, как восстановить баланс в кадре [4].

Если человек идёт в сторону, а перед ним нет пространства, снимок выглядит странно и вызывает дискомфорт. Особенно если за движущимся человеком есть свободное пространство. Если делаем акцент на взгляде или движении в сторону, перед лицом нужно оставить пространство. Чем больше динамики, движения (или агрессии) нужно показать, тем больше места оставляем.

Заключение

Многие классические ошибки сегодня можно назвать современным взглядом, авторской задумкой. Например, обрезанные макушки знаменитостей на страницах глянцевых журналов уже стали нормой.

Но стоит на первых порах обойтись без обрезанных частей тела, заваленного горизонта и соблюдать правила композиции. Так как это поможет понять основы и компоновать предметы в кадре. А если вы уже умеете это делать правильно и хорошо, то всегда найдётся место для экспериментов [5].

Список литературы

  1. Проблемы композиции. Сб. науч. тр. / ред. В.В. Ванслов. – М.: Изобразительное искусство. 2000. 290 с.
  2. Рощин Р.П. Композиция как учебная дисциплина // Наука и школа. 2018. № 2. С. 80–83.
  3. Пурик Э.Э., Шакирова М.Г., Ахмадуллин М.Л. Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения композиции // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 4(26). С. 144–149.
  4. Абросимова Н.В. Правила перспективы и «золотое сечение» в фотографии как инструменты развития композиционного мышления // Царскосельские чтения. 2016. № XX. С. 138–140.
  5. Осадчий, В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе [Текст] / В.В.Осадчий // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 3. - № 3. - С. 12-16.
  6. Лавринова Н.Н. Фотография в современном культурном пространстве // Colloquium-journal. 2019. № 22(46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografiya-v-sovremennom-kulturnom-prostranstve

Поделиться

954

Вилкова П. В. Основы композиции // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.II.С. 53-58. URL: https://apni.ru/article/8640-osnovi-kompozitsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января