Совершенствование финансового контроля является актуальным вопросом на сегодняшний день. Несмотря на постоянное развитие финансовой системы и законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов, преступники постоянно адаптируется к изменяющимся условиям, используя при этом новые технологические возможности, и выявляя уязвимости финансовой системы.
Механизмы контроля в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма регулируются комплексом федеральных и подзаконных актов, основополагающим из которых выступает Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Задачей финансового контроля является наблюдение и выявление случаев нарушения «антиотмывочного» законодательства [3, с. 85]. Его осуществление в сфере противодействия легализации доходов представляет собой сложный процесс, который включает в себя обязанность со стороны подконтрольных субъектов передавать сведения о денежных или иных имущественных операциях, которые подпадают под обязательный контроль. К числу таких субъектов можно отнести кредитные организации, лизинговые организации, финансовые и инвестиционные платформы, некредитные финансовые организации и т. д. В свою очередь, возглавляет систему финансового контроля Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг), которая получает, запрашивает, обрабатывает необходимую для осуществления контроля информацию, и взаимодействует с другими органами исполнительной власти, включая правоохранительные органы. Также немаловажную роль в этом процессе осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России), которому также подотчетны кредитные организации и некредитные финансовые организации [2, с. 301].
Обязанность по представлению сведений со стороны подконтрольных субъектов включает достаточно широкий круг операций, что требует от них объемных ресурсов для отслеживания операций, дополнительного штата сотрудников. Таким образом, основная нагрузка в системе финансового мониторинга ложится на так называемых «агентов» финансового мониторинга, непосредственно взаимодействующих с лицами, которые могут преследовать цели легализации преступных доходов или финансирование терроризма [2, с. 85].
Реформирование законодательства в последние годы было во многом направлено на упрощение порядка передачи сведений об операциях, но в то же время на расширение круга обязательных подконтрольных операций. Прежде всего стоит отметить, что до 2021 года указанная обязанность не распространялась в отношении организаций, осуществляющих деятельность непосредственно с наличными денежными средствами. Так, на агентов финансового мониторинга накладывалась задача по разграничению не только операций, но и типов организаций, их осуществляющих. Однако в последующем в процессе реформирования все организации были уравнены в обязанности предоставления сведений.
Кроме того, поправки от 2021 года в статью 6 Федерального закона № 115-ФЗ в значительной степени расширили круг обязательных для контроля операций. К примеру, под контроль попали переводы по счетам мобильных операторов, а также почтовые переводы, превышающие установленную законом сумму. Кроме того, агенты стали обязаны передавать информацию об открытии электронных кошельков. С формированием законодательства о цифровых активах, в перечень субъектов, обязанных передавать информацию об операциях, были включены также операторы обмена цифровых активов. Однако законодательство регулирует обязанность лишь российских цифровых обменных площадок, и не затрагивает цифровые площадки, имеющие иностранную юрисдикцию.
Примечательно также и то, была увеличена пороговая сумма подконтрольных операций. Ранее сумма денежных операций, о которых подлежит передача сведений, составляла 600 тысяч рублей или эквивалент этой сумме, если операция проводится в иностранной валюте, однако с 2022 года эта сумма была увеличена до одного миллиона рублей. Аналогичное повышение сумм произошло и в отношении мониторинга операций с недвижимым имуществом. Если ранее сумма при таких операциях составляла от 3 миллионов рублей, то с 2022 года она составляет 5 миллионов рублей. Вместе с тем, стоит отметить, что, несмотря на увеличение пороговой суммы обязательного контроля, например, с наличными денежными средствами, операция будет подпадать под условия контроля только в случае, если она одномоментно превышает пороговую сумму. В случае же, если клиент, получающий услугу, разбивает операцию на несколько частей, то операция подпадает лишь под внутренний контроль организации, порядок, осуществления которого, регулируется непосредственно агентом финансового мониторинга.
Одной из положительных видится тенденция реформирования последних лет по предоставлению Росфинмониторингу полномочий по установлению специальных видов операций, подлежащих контролю в отношении определенного законом круга субъектов. Несмотря на то, что такой подход увеличивает нагрузку на деятельность организаций, он позволяет сделать контроль мобильным и приспособленным к быстро меняющимся условиям рынка.
Таким образом, реформы, проводимые в последние годы, в значительной степени позволили усовершенствовать уровень безопасности финансовой системы Российской Федерации посредством усиления контроля за подозрительными операциями. Так, показательно, что объем сообщений о подозрительных операциях был в 2022 году сокращен более, чем на 30% [1]. При этом в ходе реформ значительно были расширены полномочия агентов финансового мониторинга на осуществление внутреннего контроля, и по данным Росфинмониторинга сокращение теневого сектора экономики во многом связано с тем, что на этапе реализации внутреннего контроля кредитными и иными организациями выявляются подозрительные сделки, и осуществляется отказ в проведении операции. Так, в отчете за 2022 год Росфинмониторингом было заявлено, что благодаря реализации внутреннего контроля более 190 миллиардов рублей не были направлены в теневой сектор экономики [1].
Несмотря на то, что реформирование законодательства принесло тенденции по усилению и совершенствованию контроля, сохраняются сферы, которые несут высокие риски для нарушения «противоотмывочного» законодательства. Прежде всего это сегмент «нерегулируемых» систем расчетов. Кроме того, затрудненными для контроля выступают операции, направленные не на те цели, которые указаны. Так, нередко заключаются притворные сделки о поставке товаров или осуществлении работ и услуг, о предоставлении займов, о цессии [1]. Проверка таких операций затруднена в связи со сложностью подтверждения исполнения договоров. Как уже отмечалось, немаловажной проблемой является дробление операций с применением так называемых транзитных операций, выступающих одним из звеньев процесс легализации преступных доходов. Таким образом, эти и иные уязвимости финансовой системы требуют постоянного совершенствования механизмов финансового контроля посредством продолжения реформирования законодательства и применения риск-ориентированного подхода, выявляющего основные пробелы, которые преступники используют для целей легализации преступных доходов и финансирования терроризма.