Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Развитие техники чтения у младших школьников

Развитие техники чтения у младших школьников

Автор(-ы):

Сычева Лариса Владимировна

Лукьянова Надежда Валентиновна

1 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

техника чтения
младший школьник

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема техники чтения у младших школьников. Приведены приемы и способы улучшения техники чтения.

Текст статьи

В нашем быстроразвивающимся мире, в мире новых технологий ребёнок книгу отодвигает на задний план. Учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными.

Существует ряд причин спада интереса к чтению. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно-познавательные мотивы.

Сформированность навыка чтения – критерий, который указывает влияние на уровень успеваемости школьника. Чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение учебного материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик с низкой техникой чтения не может достигнуть высоких результатов в обучении. Именно поэтому учителям начальных классов необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения. Чтобы достичь высоких показателей чтения у учащихся, необходимо увеличить частоту чтения учащихся, поскольку чтения учащимися на уроках литературного чтения, явно недостаточно. Следует, как показывает практика, проводить пятиминутки чтения в начале каждого урока.

Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?

Поиск нужного решения этой проблемы ведется разными методистами во всевозможных направлениях. Но все методисты и учителя единодушны в одном - фактором номер один, влияющим на обучение, является навык чтения, который бы отвечал требованиям и ритмам современной жизни. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130–170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80–90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?

Существуют наиболее эффективные резервы обучения чтению.

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.

Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

Овладение звукобуквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а также сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Существует методика профессора И. П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Существует много приемов достижению результативности в обучении чтению: артикуляционная гимнастика, жужжащее чтение, работа с таблицами слогов, приемы для расширения угла зрения, пирамидки слов, прием «Губы», прием «День – ночь», прием «Повторное чтение», прием «Скороговорка», чтение глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда, складывание слов из половинок, многократное чтение, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста и другие.

Итогом данных видов работ и при условии систематических упражнений подобранных заданий и обязательным чтением дома 40–50 минут можно достигнуть заметных результатов в усовершенствование техники чтения, однако, стоит помнить, что быстрое чтение – не самоцель в начальном образовании детей, но оно воспринимается как одушевленное черта культуры чтения каждого образованного человека

Список литературы

  1. Емец А.А., Коваленко О.Н., Коченгина М.В. Как помочь младшему школьнику по чтению. Издательство Просвещение, 2011г.
  2. Чирик-Степанова О.В., Бугаёва Т.А. Инновационные технологии на уроках в начальной школе.
  3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах М.С. Васильева. – К., Педагогика, 2011. – 154 с.
  4. Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах /Под ред. М.П. Кашина. – М., 2010.
  5. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: 2009.
  6. https://vseprorebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html.

Поделиться

277

Сычева Л. В., Лукьянова Н. В. Развитие техники чтения у младших школьников // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/8644-razvitie-tekhniki-chteniya-u-mladshikh-shkoln

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля