Основная часть
Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются [2].
Рассматривая свойства товара, лежит его полезность или ценность. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезность и ценность, не задумываясь о затратах на его производство. Покупатели оценивают самые различные товары и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося наличия данного блага и от степени потребности в нем. По мере удовлетворения потребности насыщения растет, а величина конкурентной полезности падает. Таким образом, ценность блага не однозначна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затратами на производство), потребитель (покупатель) – степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу, а сосуществуют, взаимодополняют друг друга. Итак, способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, быть полезным (ценным), составляет его потребительную стоимость [3].
Кроме того, ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Товар должен удовлетворять потребности человека, это то экономическое благо, предназначенное для обмена, и где товар есть продукт труда.
У каждого товарного продукта или услуги есть два свойства:
- потребительная стоимость (полезность);
- стоимость (общественно-необходимый труд, воплощенный в товаре или услуге).
Потребительная стоимость – совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром или услугой, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять производственные, общественные, личные и иные потребности людей. Она составляет вещественное содержание. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительная стоимость – это естественное свойство блага. Ею обладает любой товар.
Подытожив получим, что каждый товар или услуга состоит:
- создана трудом;
- удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
- обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи), то есть товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Итак, каждый товар обладает потребительной стоимостью, так и продукт имеет потребительские свойства. И эти два понятия неразрывно связаны между собой, так как потребительские свойства являются носителями потребительской стоимости [4].
Стоимость – важнейшая экономическая категория. Определение стоимости можно сформулировать следующим образом. Стоимость – это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров. Также можно считать, что стоимость – это овеществленный в товаре труд. Величина стоимости определяется трудом, затраченным на изготовление единицы каждого товара.
Величина стоимости товара также определяется следующими факторами:
1. Уровнем производительности труда. Производительность труда – главный показатель экономической эффективности материального производства в целом и его отдельных отраслей, предприятий и объединений. Она выражает эффективность и рациональное использование живого труда. Производительность труда выражается в количестве потребительных стоимостей, созданных в единицу времени [4].
На производительность влияют обычно 4 группы фактора роста:
- народнохозяйственные, оказывающие действие на все отрасли экономики;
- межотраслевые, связанные со взаимоотношениями отраслей;
- отраслевые, например, интенсификация, химизация и мелиорация, постепенный перевод отрасли на промышленную технологию;
- внутрихозяйственные, связанные с механизацией и автоматизацией труда, совершенствованием технологии производства, изучением и распространением передового опыта, повышением квалификации рабочих кадров, формированием внутрихозяйственных экономических отношений.
2. Интенсивность труда. Она измеряется затратами труда в единицу времени. При возрастании интенсивности труда в равные промежутки времени создается различная (большая) величина стоимости. Более интенсивный труд создает в единицу времени большее количество продукции и большую стоимость, чем менее интенсивный.
Так, например, если мы увеличиваем интенсивность труда на 10%, то это значит, что в единицу времени мы вкладываем на 1/10 труда больше, чем ранее. Таким образом получаем, что при той же продолжительности рабочего времени мы создаем стоимость на 10% большую.
3. Уровень сложности труда. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Следовательно, стоимость – это общественный труд, воплощенный в товаре. Если стоимость различных товаров одинакова, то это значит, что на их производство затрачено одинаковое количество труда. Труд, образующий стоимость различается по его сложности и качеству [5].
Здесь выделяют:
- простой труд (не требующий какой-либо подготовки);
- сложный труд (квалифицированный).
Простой труд – это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнить любой здоровый человек без предварительного получения какой-либо специальности.
Сложный труд – это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется получение какой-либо специальности. Товары, произведенные сложным трудом, имеют более высокую стоимость, чем товары, содержащие в себе такое же количество простого труда [5].
На сегодняшний день можно выделить три основных подхода к определению стоимости [5].
Первый подход основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направлением, производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей [6].
Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория нашла широкое применение у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Полезность единицы запаса, или предельная полезность блага, определяет величину стоимости данного товара.
При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ – субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью – рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен [6].
Третий подход был сформулирован А. Маршаллом (неоклассик). Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства [6].
Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель [6].
Заключение
Товар – есть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Причинами существования товара являются: тесные экономические связи между людьми в виде общественного разделения труда; экономическая обособленность производителей; товарно-денежные отношения; многообразие форм хозяйствования; существование мирового рынка.
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря чему он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или человека. Её характерные черты: она выступает как общественно-полезная потребительная стоимость; она выражает сущностную взаимосвязь между производством материальных благ и их потреблением. Если товар не обладает потребительной стоимостью, он просто не найдет покупателя, не будет реализован.
Стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд.
Стоимость – это внутреннее свойство товара и способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т.е. обеспечивается количественное сравнение товаров.
Кроме того, потребительская стоимость создается трудом. Труд конкретен и олицетворяет собой затраты человеческих усилий.