Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Анализ внешнего окружения фирмы как фактор повышения стратегической конкурентосп...

Анализ внешнего окружения фирмы как фактор повышения стратегической конкурентоспособности компании

Автор(-ы):

Титова Татьяна Ивановна

1 марта 2024

Научный руководитель

Золотухин Виктор Алексеевич

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

стратегия
цели
развитие
предприятие
конкуренция

Аннотация статьи

В данной работе рассматривается важность изучения факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. Автор анализирует внешнее окружение фирмы, которое включает в себя различные факторы, такие как социально-экономическое положение страны, внешняя и внутренняя конъюнктура рынка, взаимодействие с клиентами, поставщиками, государством и конкурентами.

Текст статьи

Важное значение в исследовании внешнего окружения фирмы является изучение факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятий на рынке. Внешнее окружение фирмы представляет собой определенный фактор, которые воздействуют на деятельность организации, и складываются эти факторы под влиянием взаимодействия с целевыми аудиториями, с которыми фирма взаимодействует, а именно клиенты, поставщики, государство, конкуренты.

Внешнее окружение фирмы складывается исходя из социально экономического положения страны, из внешней и внутренней конъюнктуры рынка. Основными важными факторами развития любой компании выступает деловая активность населения и макроэкономические показатели страны, а именно способность населения покупать товары или услуги, уровень инфляции в регионе, политическая обстановка в стране. Внешняя среда организации формирует основные направления деятельности любой компании.

Исследование внешней среды организации необходимо для:

  • проведения оценки положения компании на рынке;
  • проведения сравнительного анализа конкурентов;
  • разработки специальных мероприятий для повышения конкурентоспособности компании;
  • формирования новых конкурентных преимуществ, которые позволят компании комфортно себя чувствовать на рынке;
  • возможность оперативно принимать эффективные управленческие решения.

Внешняя среда организации формируется на основе рыночных источников, а именно для анализа внешней конъектуры необходимо анализировать следующие источники:

  • экономическое состояние рынка, в данном случае необходимо смотреть покупательскую способность населения, деловую активность, анализировать динамику цен на рынке;
  • наличие спроса на услуги предприятий, что может быть обусловлено демографическими и социально-культурными изменениями и др.;
  • рынок труда для поиска квалифицированных кадров;
  • доступность источников привлечения финансовых ресурсов;
  • доступность технологий и оборудования, необходимого для деятельности предприятий;
  • меры государственной поддержки.

В целом анализ внешней среды способствует рациональному использованию имеющихся ресурсов, ведет к повышению эффективности производства, и к повышению качества изготавливаемой предприятиями продукции и повышения уровня сервиса и услуг.

При проведении анализа конкурентных преимуществ коммерческой компании на рынке, необходимо не только выяснять его сильные и слабые стороны, но и изучать факторы, влияющие на отношение покупателей к организации, клиентов организации. Формирование конкурентных преимуществ должно происходить на основе понимания ценности, которую несет компания.

Под факторами воздействия на коммерческое преимущество понимаются определенные явления и элементы, которые в той или иной степени влияют на положение компании на рынке, обеспечивает его финансовую устойчивость и способствует его развитию.

Если рассматривать понятие конкурентного преимущества, то с нашей точки зрения это те элементы, которые обладают определенной ценностью для всех заинтересованных сторон, с которыми организация взаимодействует для бизнеса, клиентов, государства. Именно конкурентные преимущества позволяют компании более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Под конкурентными преимуществами компании понимается сформированная ценность для клиента со стороны компании, чтобы они могли вернуться еще раз за покупкой.

Конкурентные преимущества компании могут состоять из следующих элементов:

  • Преимущество в цене по сравнению с конкурентами. Любое торговое предприятие должно продумывать и сдерживать рост цен на продаваемую продукцию, но безусловно на такой важный фактор как инфляция компания не сможет повлиять.
  • Преимущество в ассортименте. Ассортимент продукции является основным конкурентным преимуществом для торговых компаний, так как до недавнего времени у потребителей была возможность выбирать товары по разным характеристикам.
  • Преимущество в качестве обслуживания. В данном случае речь идет об удовлетворенности клиентов при взаимодействии с организацией. От этого зависит придет ли снова клиент в магазин;
  • Маркетинговое преимущество. Компания, которая активно вкладывается в продвижении продукции, в создании программ лояльности для постоянных клиентов, привлечение новых клиентов, может занимать более выгодное положение, чем их компании конкуренты.

Для того чтобы понимать уровень конкурентных преимуществ торгового предприятия необходимо анализировать рынок, обозначать место и роль компании на рынке. Выделяют следующие методы оценки конкурентных преимуществ компании:

  1. Проведение матричной оценки. Самая популярная матричная оценка является SWOT-анализа и анализа конкурентов, компания должна понимать в каком направлении ей двигаться и выбирать определенную стратегию.
  2. Конкурентная стратегия М. Портера (конкурентное преимущество (низкие издержки или уникальные характеристики товаров) и выбор целевого рынка).
  3. Методика сравнительного анализа конкурентов. Сбор сведений о компаниях-конкурентах, определить их сильные и слабые стороны, выделить сферу влияния каждого из них на рынок.
  4. Метод балльной оценки. Данный подход позволяет выявить финансовые проблемные зоны на основе коэффициентов финансовой устойчивости, рентабельности и ликвидности.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 21.04.2021).
  3. Азоев, Г.Л., Челенков, А.П. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков – М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2017 – 256 с.
  4. Алахмед, Х.А.Х. Значение менеджмента в повышении конкурентоспособности предприятия [Текст] / Х.А.Х. Алахмед // Промышленность и сельское хозяйство. – 2019. – № 3. – С. 11-17.
  5. Алиев, О.М. Конкурентоспособность предприятия: сущность и оценка [Текст] / О.М. Алиев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 3. – №1. – С. 70-75.
  6. Амблер Т. Практический маркетинг: учебное пособие / Амблер Т. – СПб.: Питер, 2016. – 256 с.
  7. Амблер, Т. Маркетинг и финансовый результат: Новые метрики богатств корпораций. / Амблер Т. – М.: Финансы и статистика. 2018 – 325 с.
  8. Андреева А.Е. Развитие конкурентоспособности предприятия на основе повышения эффективности применения методов менеджмента качества//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук – Санкт-Петербург – 2017 – С. 18.
  9. Андреева, А.Е. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе методов менеджмента качества // Журнал Наука и бизнес: пути развития. – №4. – 2017. – С. 25.
  10. Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга: практическое руководство / Аникеев С. – М.: Фолиум. Информ-Студио, 2016. – 128 с.

Поделиться

282

Титова Т. И. Анализ внешнего окружения фирмы как фактор повышения стратегической конкурентоспособности компании // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/8647-analiz-vneshnego-okruzheniya-firmi-kak-faktor

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля