Автор(-ы):
Рахматулин Шамиль Рифкатович
1 марта 2024
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрены формы современного корпоративного управления в разных странах и их особенности, выделены факторы, повышающие актуальность совершенствования корпоративного управления и слабые места современного корпоративного управления.
Кроме того, выделены основные принципы, ключевые проблемы и проанализированы базовые модели современного корпоративного управления, а также основные факторы повышения эффективности корпоративного управления.
Текст статьи
Корпоративное управление – это система управления и контроля деятельности компании, выражающаяся в распределении прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений (акционерами, советом директоров, менеджментом). Также это набор правил и процедур принятия решений по формулированию и достижению целей компании и контролю этой деятельности.
Система корпоративного управления строится между советом директоров, СЕО и акционерами. В небольших компаниях, где совет директоров еще не создан, эти вопросы могут решаться на советах акционеров.
Основным показателем эффективности такого управления является повышение инвестиционной привлекательности предприятия и, соответственно, рост капитализации.
К основным причинам возникновения корпоративного управления в компании следует отнести следующие:
В России рамки корпоративного управления определяет закон об акционерных обществах. Также в 2014 году Банк России принял кодекс корпоративного управления, рекомендованный для применения в акционерных обществах. Впрочем, далеко не все компании следуют этой рекомендации. Крупные корпорации соблюдают порядка двух третей условий, в более скромных по размеру структурах это число еще меньше.
Ключевым фактором возникновения корпоративного управления в компании становится разделение функций владения и управления, когда последнее начинают осуществлять не собственники, а наемные менеджеры – тогда прежние принципы руководства перестают работать, так как у этих двух типов людей совершенно разные установки.
Возросшая актуальность совершенствования корпоративного управления вызвана на современном этапе усложнением экономических процессов. В таких условиях предприятия вынуждены не только приспосабливаться к негативным внешним процессам, протекающим в экономике страны в целом, но и к усложнениям условий конкуренции.
Так, многие мировые экономисты пришли к выводу, что руководству корпораций необходимо не только развивать риск-менеджмент и обеспечивать эффективный контроль за управлением рисками, но и повышать конкурентные преимущества своих компаний, для чего необходимо своевременно внедрять кардинальные инновации. Это, в свою очередь, изменяет сам стиль работы высшего руководства корпораций и предприятий реального сектора экономики.
Российские экономисты выделяют несколько отличительных характеристик, свойственных отечественным системам корпоративного управления:
Проблема корпоративного управления сводится к созданию механизмов, которые обеспечивали бы соблюдение интересов акционеров, как собственников корпорации, в условиях, когда значимая для принятия решений (как текущих, так и стратегических) информация распределена асимметрично в пользу зачастую преследующих собственные интересы менеджеров.
Поэтому острая проблема – дефицит опытных менеджеров. На практике руководство фирмой часто осуществляют акционеры, которые могут действовать практически бесконтрольно, проводить сделки в личных интересах, пренебрегать финансовой политикой компании в целом, спускать большие объемы работы на подчиненных. Проблемы корпоративного управления связывают с обособлением прав собственности от прав управления в условиях распыленных прав собственности между множеством акционеров.
Идеальной модели корпоративного управления вообще, и в России в частности еще не существует. Тем не менее тенденция укрепления самого этого понятия и осознание его важности в обществе и среди главных акционеров есть. Очевидно и развитие корпоративного управления с опорой на зарубежный опыт.
В современном менеджменте можно выделить несколько ключевых моделей корпоративного управления. Основной момент отличия заключается в том, как построено распределение функций между советом директоров и исполнительными органами. Кроме того, отличается и степень вовлечения в процесс управления различных заинтересованных лиц и т.д. Конечный вид системы формируется под влиянием общей экономической ситуации в стране, но не менее важными являются и особенности национальной культуры, и степень развитости фондового рынка. В совокупности все вышеперечисленные факторы дают возможность определить такие главные модели современного корпоративного управления.
1. Американская модель предполагает наличие большого числа собственников у компании, то есть можно говорить о распылении акций. Ключевые акционеры в таком случае владеют примерно 20–30 % пакета, а остальное находится в свободном обращении. В соответствии с этой моделью, наиболее важным при принятии решений является сохранение и защита прав акционеров, в то время как весь контроль осуществляется через рынок капитала. Такая модель корпоративного управления направлена в основном на защиту финансовых интересов акционеров и является самой динамичной из трех. Для этой модели характерна высокая ликвидность акций, а капитал поступает в основном с внешнего рынка. В качестве примера такой компании можно привести Яндекс.
2. Европейская модель характеризуется большей концентрацией долей у ключевых акционеров. В большинстве случаев акционером выступает банк. В свободном обращении акции присутствуют, но их доля обычно держится в пределах 30 %. Ключевой фигурой данной модели корпоративного управления являются банки, осуществляющие не только функцию контроля, но и в целом обладающие наибольшим весом в структуре собственности компании, в то время как представители банковского сектора являются непременными членами совета директоров. В такой системе подразумевается обоюдная ответственность всех участвующих сторон, заинтересованных в высоких результатах деятельности корпорации. Эта модель, в отличие от американской, является весьма устойчивой. Такими организациями в РФ можно назвать Сбербанк и Магнит.
3. Японская модель создавалась в 50-е годы и решала задачи концентрации капитала для развития промышленных групп и защиты от американских компаний. Внутри компаний такой модели наблюдается высокое перекрестное владение, а внешние инвесторы владеют обычно не более чем 5% этих акций. Ключевые факторы японской модели корпоративного управления – это социальная и деловая сплоченность. В подобных системах отношения выстраиваются на условиях жестко сформированной иерархии: безусловный приоритет отдается интересам высшего менеджмента, возможно, даже в ущерб интересам руководителей более низкого звена. Тем не менее ярким фактором мотивации сотрудников низших уровней управления являются значительные материальные вознаграждения. При этом акционерный капитал сосредоточен в руках крупных и средних акционеров. Кроме того, отличительной чертой данной модели выступают низкая стоимость привлечения капитала и ориентация инвесторов на длительное сотрудничество.
К этому типу относятся основные японские гиганты.
4. Семейная модель. Название этого типа говорит само за себя, главным фактором является контроль основной части акций одной семьей или даже человеком. По такому типу устроены, например, Комус и Faberlic.
Корпоративное управление – не нечто неизменное, там тоже происходят изменения в соответствии с временем.
Рис.
С точки зрения управления и организации процессов, можно выделить ряд ключевых особенностей. К ним относятся:
Уже давно все ведущие предприниматели мира поняли, что корпоративное управление – это важный параметр в деятельности любой организации, обеспечивающий возможность повышения ее эффективности. Это система продуктивного взаимодействия высшего управления компании, советом директоров и стейкхолдерами. Если корпоративное управление организовано достаточно эффективно, то оно в полной мере позволит руководству компании определить механизмы формирования ключевых целей деятельности организации, тактики их достижения и механизмов эффективного контроля.
По мере повышения интереса в менеджменте к повышению эффективности корпоративного управления сформировались несколько основных принципов современного корпоративного управления.
Таким образом, мы получаем общие принципы эффективного корпоративного управления: совокупность первых двух принципов можно обозначить как «справедливость в отношении своих акционеров», остальные можно обозначить как «ответственность», «прозрачность» и «подотчетность» соответственно [2].
На данном этапе развития менеджмента традиционная модель зачастую подвергается критике, однако ломка устоявшихся стандартов принятия решений и внедрение новых ролей на данный момент тоже является проблемой для многих предприятий. Применительно к предприятиям российской экономики можно выделить следующие проблемы корпоративного управления [3]:
По мнению многих экономистов, на современном этапе эффективное развитие компаний различных отраслей экономики в долгосрочной перспективе во многом зависит от эффективности корпоративного управления, особенно в нестабильных условиях развития экономики с высокой неопределенностью и рисками [4]. При этом предполагается, что эффективное корпоративное управление необходимо для роста инвестиционной привлекательности бизнеса.
Заключение
Корпоративное управление дает возможность:
Систему корпоративного управления придется формировать всем компаниям, «которые не топчутся на месте». В этой системе совет директоров не должен быть формальной площадкой. Необходимо, чтобы там была возможность обсуждать судьбоносные решения. Также не нужно бояться привлекать в совет экспертов со стороны – это повысит прозрачность и привнесет удачные практики в работу компании. При соблюдении этих условий система может стать драйвером развития компания и выхода на новые горизонты.
Список литературы
Поделиться
Рахматулин Ш. Р. Ключевые проблемы современного корпоративного управления компаниями // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 34-39. URL: https://apni.ru/article/8649-klyuchevie-problemi-sovremennogo-korporativ