Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Ключевые проблемы современного корпоративного управления компаниями

Ключевые проблемы современного корпоративного управления компаниями

Автор(-ы):

Рахматулин Шамиль Рифкатович

1 марта 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

инвестиции
неопределенность
риск
проблемы корпоративного управления
выделены ключевые проблемы корпоративного управления

Аннотация статьи

В статье рассмотрены формы современного корпоративного управления в разных странах и их особенности, выделены факторы, повышающие актуальность совершенствования корпоративного управления и слабые места современного корпоративного управления.

Кроме того, выделены основные принципы, ключевые проблемы и проанализированы базовые модели современного корпоративного управления, а также основные факторы повышения эффективности корпоративного управления.

Текст статьи

Корпоративное управление – это система управления и контроля деятельности компании, выражающаяся в распределении прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений (акционерами, советом директоров, менеджментом). Также это набор правил и процедур принятия решений по формулированию и достижению целей компании и контролю этой деятельности.

Система корпоративного управления строится между советом директоров, СЕО и акционерами. В небольших компаниях, где совет директоров еще не создан, эти вопросы могут решаться на советах акционеров.

Основным показателем эффективности такого управления является повышение инвестиционной привлекательности предприятия и, соответственно, рост капитализации.

К основным причинам возникновения корпоративного управления в компании следует отнести следующие:

  • требования законодательства. Например, государство может выставлять условия, связанные с разделением владения и управления организацией.
  • появление новых инвесторов или кредиторов. Некоторые банки в качестве условий вхождения в капитал компании могут озвучить требование допуска своих представителей в совет директоров компании. Так, например, поступал ВТБ в отношении Аэрофлота и Почты России.
  • изменение масштабов бизнеса. Это чаще всего происходит в небольших, но растущих компаниях, когда сложность бизнес-процессов становится таковой, что собственник уже не может справиться самостоятельно.
  • смена приоритетов собственника. Люди часто меняют свои цели и могут расхотеть заниматься прежним делом, а компанию закрывать не будут. Например, собственник может увлечься другим проектом или переехать в другую страну, а прежнюю компанию оставит на попечение управленцев.

В России рамки корпоративного управления определяет закон об акционерных обществах. Также в 2014 году Банк России принял кодекс корпоративного управления, рекомендованный для применения в акционерных обществах. Впрочем, далеко не все компании следуют этой рекомендации. Крупные корпорации соблюдают порядка двух третей условий, в более скромных по размеру структурах это число еще меньше.

Ключевым фактором возникновения корпоративного управления в компании становится разделение функций владения и управления, когда последнее начинают осуществлять не собственники, а наемные менеджеры – тогда прежние принципы руководства перестают работать, так как у этих двух типов людей совершенно разные установки.

Возросшая актуальность совершенствования корпоративного управления вызвана на современном этапе усложнением экономических процессов. В таких условиях предприятия вынуждены не только приспосабливаться к негативным внешним процессам, протекающим в экономике страны в целом, но и к усложнениям условий конкуренции.

Так, многие мировые экономисты пришли к выводу, что руководству корпораций необходимо не только развивать риск-менеджмент и обеспечивать эффективный контроль за управлением рисками, но и повышать конкурентные преимущества своих компаний, для чего необходимо своевременно внедрять кардинальные инновации. Это, в свою очередь, изменяет сам стиль работы высшего руководства корпораций и предприятий реального сектора экономики.

Российские экономисты выделяют несколько отличительных характеристик, свойственных отечественным системам корпоративного управления:

  • совмещение владения и управления одним лицом;
  • слабые механизмы контроля над деятельностью фирмы (наемный руководитель подчиняется, как правило, только ведущему акционеру, а не всем акционерам);
  • низкая прозрачность операций, сложность в получении информации о реальном финансовом состоянии компании, владельцах, сделках;
  • использование незаконных или неэтичных методов работы: арест акций, недопуск акционеров на собрание, увод активов и т.д. [1]

Проблема корпоративного управления сводится к созданию механизмов, которые обеспечивали бы соблюдение интересов акционеров, как собственников корпорации, в условиях, когда значимая для принятия решений (как текущих, так и стратегических) информация распределена асимметрично в пользу зачастую преследующих собственные интересы менеджеров.

Поэтому острая проблема – дефицит опытных менеджеров. На практике руководство фирмой часто осуществляют акционеры, которые могут действовать практически бесконтрольно, проводить сделки в личных интересах, пренебрегать финансовой политикой компании в целом, спускать большие объемы работы на подчиненных. Проблемы корпоративного управления связывают с обособлением прав собственности от прав управления в условиях распыленных прав собственности между множеством акционеров.

Идеальной модели корпоративного управления вообще, и в России в частности еще не существует. Тем не менее тенденция укрепления самого этого понятия и осознание его важности в обществе и среди главных акционеров есть. Очевидно и развитие корпоративного управления с опорой на зарубежный опыт.

В современном менеджменте можно выделить несколько ключевых моделей корпоративного управления. Основной момент отличия заключается в том, как построено распределение функций между советом директоров и исполнительными органами. Кроме того, отличается и степень вовлечения в процесс управления различных заинтересованных лиц и т.д. Конечный вид системы формируется под влиянием общей экономической ситуации в стране, но не менее важными являются и особенности национальной культуры, и степень развитости фондового рынка. В совокупности все вышеперечисленные факторы дают возможность определить такие главные модели современного корпоративного управления.

1. Американская модель предполагает наличие большого числа собственников у компании, то есть можно говорить о распылении акций. Ключевые акционеры в таком случае владеют примерно 20–30 % пакета, а остальное находится в свободном обращении. В соответствии с этой моделью, наиболее важным при принятии решений является сохранение и защита прав акционеров, в то время как весь контроль осуществляется через рынок капитала. Такая модель корпоративного управления направлена в основном на защиту финансовых интересов акционеров и является самой динамичной из трех. Для этой модели характерна высокая ликвидность акций, а капитал поступает в основном с внешнего рынка. В качестве примера такой компании можно привести Яндекс.

2. Европейская модель характеризуется большей концентрацией долей у ключевых акционеров. В большинстве случаев акционером выступает банк. В свободном обращении акции присутствуют, но их доля обычно держится в пределах 30 %. Ключевой фигурой данной модели корпоративного управления являются банки, осуществляющие не только функцию контроля, но и в целом обладающие наибольшим весом в структуре собственности компании, в то время как представители банковского сектора являются непременными членами совета директоров. В такой системе подразумевается обоюдная ответственность всех участвующих сторон, заинтересованных в высоких результатах деятельности корпорации. Эта модель, в отличие от американской, является весьма устойчивой. Такими организациями в РФ можно назвать Сбербанк и Магнит.

3. Японская модель создавалась в 50-е годы и решала задачи концентрации капитала для развития промышленных групп и защиты от американских компаний. Внутри компаний такой модели наблюдается высокое перекрестное владение, а внешние инвесторы владеют обычно не более чем 5% этих акций. Ключевые факторы японской модели корпоративного управления – это социальная и деловая сплоченность. В подобных системах отношения выстраиваются на условиях жестко сформированной иерархии: безусловный приоритет отдается интересам высшего менеджмента, возможно, даже в ущерб интересам руководителей более низкого звена. Тем не менее ярким фактором мотивации сотрудников низших уровней управления являются значительные материальные вознаграждения. При этом акционерный капитал сосредоточен в руках крупных и средних акционеров. Кроме того, отличительной чертой данной модели выступают низкая стоимость привлечения капитала и ориентация инвесторов на длительное сотрудничество.

К этому типу относятся основные японские гиганты.

4. Семейная модель. Название этого типа говорит само за себя, главным фактором является контроль основной части акций одной семьей или даже человеком. По такому типу устроены, например, Комус и Faberlic.

Корпоративное управление – не нечто неизменное, там тоже происходят изменения в соответствии с временем.

Рис.

С точки зрения управления и организации процессов, можно выделить ряд ключевых особенностей. К ним относятся:

  1. Высокая квалификация персонала, наличие ученых, привлеченных к НИОКР.
  2. Постоянный поиск инвесторов и инвестиций в развитие предприятия, необходимый для внедрения и разработки масштабных проектов.
  3. Повышенная степень риска, связанная с выведением на рынок принципиально новой продукции, что обуславливает серьезный исследовательский подход, многовариантность при принятии управленческих решений и прогноз реализации стратегии, основанный на высоком риске и, как следствие, реализация стратегии с более высокими затратами.
  4. Разносторонний характер исследований предприятия, разработка диверсифицированной продукции.
  5. Потребность в модернизации оборудования и технологий, проведение большого количества экспериментов при разработке.
  6. Зачастую при реализации стратегии лица, принимающие решения, должны учитывать ориентированный на длительный (до 20 лет) срок использования такой высокотехнологичной техники и технологии.
  7. Целевое ориентирование на фундаментальные исследования.
  8. Разработка и исследование продукции уровнем не ниже общемирового.
  9. Технологическая сложность наукоемкой продукции, что требует хорошо отлаженной системы координации различных звеньев компании.

Уже давно все ведущие предприниматели мира поняли, что корпоративное управление – это важный параметр в деятельности любой организации, обеспечивающий возможность повышения ее эффективности. Это система продуктивного взаимодействия высшего управления компании, советом директоров и стейкхолдерами. Если корпоративное управление организовано достаточно эффективно, то оно в полной мере позволит руководству компании определить механизмы формирования ключевых целей деятельности организации, тактики их достижения и механизмов эффективного контроля.

По мере повышения интереса в менеджменте к повышению эффективности корпоративного управления сформировались несколько основных принципов современного корпоративного управления.

  1. Концепция корпоративного управления на предприятии обязана быть направленной на защиту интересов и прав акционеров компании.
  2. Корпоративное управление должно быть выстроено таким образом, чтобы была возможность обеспечить одинаковое отношение как к крупным инвесторам, так и к мелким держателям акций компании.
  3. Правление корпораций должно выстроить систему корпоративного управления таким образом, чтобы она отражала соблюдение прав заинтересованных сторон и мотивировала взаимодействие правления компании со стейкхолдерами. Такое взаимодействие призвано обеспечить не только внутренние интересы компании в виде увеличения финансовых показателей корпорации, но и интересы самого государства в виде приумножения общественного богатства и создания рабочих мест.
  4. Компания с развитым и эффективно функционирующим корпоративным управлением должна своевременно и в полной мере предоставлять всю полагающуюся информацию о показателях деятельности и изменении в структуре управления.
  5. Органы управления, которые занимаются стратегическим управлением компании – совет директоров – также должен регулярно предоставлять информацию своим акционерам и другим заинтересованным лицам.

Таким образом, мы получаем общие принципы эффективного корпоративного управления: совокупность первых двух принципов можно обозначить как «справедливость в отношении своих акционеров», остальные можно обозначить как «ответственность», «прозрачность» и «подотчетность» соответственно [2].

На данном этапе развития менеджмента традиционная модель зачастую подвергается критике, однако ломка устоявшихся стандартов принятия решений и внедрение новых ролей на данный момент тоже является проблемой для многих предприятий. Применительно к предприятиям российской экономики можно выделить следующие проблемы корпоративного управления [3]:

  • распыление права собственности между большим количеством акционеров компании; – несовершенная система контроля;
  • ограниченность доступа к такой важной информации, как текущее финансовое положение предприятия, состав и структура собственников бизнеса, ключевые сделки;
  • незаконные действия, такие, например, как вывод активов и арест акций;
  • непроработанная до конца государственная политика и высокий уровень коррупции;
  • дефицит квалифицированных опытных менеджеров, разделяющих целиком и полностью ценности и культуру компании.

По мнению многих экономистов, на современном этапе эффективное развитие компаний различных отраслей экономики в долгосрочной перспективе во многом зависит от эффективности корпоративного управления, особенно в нестабильных условиях развития экономики с высокой неопределенностью и рисками [4]. При этом предполагается, что эффективное корпоративное управление необходимо для роста инвестиционной привлекательности бизнеса.

Заключение

Корпоративное управление дает возможность:

  • грамотно распределить права и обязанности между акционерами и руководством компании;
  • обеспечить реализацию интересов акционеров;
  • предоставить акционерам значимую полную и достоверную информацию о принимаемых решениях и результатах деятельности руководства компании;
  • обеспечить необходимый своевременный и эффективный мониторинг деятельности [5].

Систему корпоративного управления придется формировать всем компаниям, «которые не топчутся на месте». В этой системе совет директоров не должен быть формальной площадкой. Необходимо, чтобы там была возможность обсуждать судьбоносные решения. Также не нужно бояться привлекать в совет экспертов со стороны – это повысит прозрачность и привнесет удачные практики в работу компании. При соблюдении этих условий система может стать драйвером развития компания и выхода на новые горизонты.

Список литературы

  1. Лысенко А.  Н., Себекина Т.  И. Применение проектного управления в регионах России // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 305-308.
  2. Семенова В.  А. Электроэнергетика России: тенденции и направления развития // Сборник докладов «Завалишинские чтения». 2017. С. 312-314.
  3. Родина Т.  Е., Тысячная Д.  Д. Управление экономическими системами: проблемы, тенденции и перспективы // Сборник статей и тезисов докладов V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей «От синергии знаний к синергии бизнеса». 2018. С. 320-324.
  4. Шилова А.  Э., Ермолаева Г.  С. Проблемы и перспективы управления рисками в российском бизнесе. // Сборник докладов студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава университета по результатам IV Всероссийской, 57‑й научно-практической конференции молодых ученых «Россия молодая»; отв. ред В.Ю.Блюменштейн. 2012. С. 223-225.
  5. Некрасов В.  И., Тополева Т.  Н. Эффективность совершенствования производственной деятельности на промышленном предприятии: обоснование процессов и оценка // Проблемы региональной экономики. 2017. № 3-4. С. 140-159.
  6. Осадчий В. В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе [Текст] / В.В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. – 2021. – Т. 3. – № 3. – С. 12-16.
  7. Осадчий В. В. Сложный процент в инвестировании, как восьмое чудо света [Текст] // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – №3. – С. 100-105.
  8. Осадчий В. В. Методология и принципы распределения активов [Текст] // Журнал прикладных исследований. – 2021. – №6-2. – С. 128-132.

Поделиться

376

Рахматулин Ш. Р. Ключевые проблемы современного корпоративного управления компаниями // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.IV.С. 34-39. URL: https://apni.ru/article/8649-klyuchevie-problemi-sovremennogo-korporativ

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля