Главная
АИ #10 (13)
Статьи журнала АИ #10 (13)
Теоретические основы исследования организации управления муниципальным имущество...

Теоретические основы исследования организации управления муниципальным имуществом

Автор(-ы):

Ризнык Анастасия Анатольевна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

муниципальное имущество
муниципальная собственность
органы местного самоуправления
управление муниципальной собственностью
организация управления муниципальным имуществом

Аннотация статьи

В данной статье представлены теоретические аспекты исследования организации управления муниципальным имуществом. Описывается состав муниципальной собственности согласно законодательству, его значимость для муниципального образования и взаимосвязь с социально-экономическим развитием территории. Рассматриваются цели управления муниципальным имуществом и необходимые средства для их реализации.

Текст статьи

В настоящее время основным родом деятельности органов местного самоуправления является удовлетворение потребностей и нужд местного сообщества, которое, в свою очередь, располагает множеством ресурсов, в том числе и имущественных. Муниципальная собственность является ресурсной основой для выполнения функций местного самоуправления, способствует эффективному осуществлению своих полномочий органами местного самоуправления и решению ключевых проблем жизнеобеспечения населения. Более того, муниципальная собственность позволяет оказывать необходимые услуги населению, за счет муниципального имущества обеспечивается получение дополнительного дохода в муниципалитет и снижение расходов местного бюджета, оно служит созданию благоприятной социальной обстановки и позволяет решать социальные задачи на территории муниципальных образований.

Неотъемлемой частью состава муниципальной собственности выступает имущество. Оно представляет собой совокупность материальных объектов, находящихся в собственности муниципального образования. Муниципальное имущество является одним из важнейших элементов, определяющих дееспособность муниципалитета и выступающих в качестве основы всей хозяйственной деятельности муниципального образования, а также материально-вещественного базиса функционирования экономики территории.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, согласно ст. 215 ГК РФ, включает в себя:

  1. Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
  2. Муниципальную казну, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями [1].

Управление муниципальной собственностью является совокупностью последовательных и взаимосвязанных решений управленческого звена муниципалитета, которая воздействует на объекты муниципального имущества для формирования базы, способствующей стабильному социально-экономическому формированию территории [4, с. 1718]. Иными словами, управление муниципальной собственностью представляет собой осуществление ряда взаимосвязанных действий субъектами управления с целью улучшения социально-экономического состояния муниципалитета. Для достижения качественного управления собственностью органам местного самоуправления необходимо сформировать и утвердить стратегию, которая позволит координировать действия по управлению муниципальным имуществом. Также стоит определить принципы согласованного взаимодействия управленческого и предпринимательского секторов, разработать механизм координации управления таким имуществом.

Управление муниципальной собственностью нацелено на обеспечение эффективного использования муниципального имущества и, как следствие, увеличение за этот счет доходов бюджета муниципального образования. Реализация данной цели возможна при соблюдении следующих условий:

  1. Создание органами местного самоуправления эффективной системы учета муниципального имущества;
  2. Разработка критериев эффективного использования муниципальной собственности;
  3. Формирование органами местного самоуправления условий для инвестиционной привлекательности муниципального имущества;
  4. Разработка эффективной системы аудита, контроля сохранности и целевого назначения муниципального имущества [3].

В соответствии со статьей 51 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» управление муниципальным имуществом включает в себя три процесса: владение, пользование, распоряжение [2].  Органы местного самоуправления от имени муниципального образования имеют право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов местного самоуправления.  В спектр полномочий субъектов управления муниципальным имуществом входит передача имущества во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждение, совершение иных сделок в соответствии с федеральными законодательными актами.

Управление муниципальным имуществом как управленческий процесс представляет собой деятельность, сопряженную с комплексом рисков. Последствия принятия неверных решений имеют разнонаправленный характер, напрямую затрагивая населения муниципального образования, образуя: усиление социальной напряженности; снижение уровня благосостояния граждан. Основным требованием к качественному управлению муниципальным имуществом является оптимальное соотношение принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления в процессе обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований. Также необходимо учитывать социально-экономические интересы граждан муниципалитета. Эффективность управления муниципальной собственностью напрямую связана с использованием объектов муниципального имущества по разным направлениям с учётом коммерческой выгоды и, как следствие, пополнение местного бюджета.

Таким образом, управление муниципальным имуществом напрямую связано с социально-экономическим благополучием муниципалитета и населения. Результативное управление имуществом муниципального образования способствует повышению уровня жизни граждан, а также увеличению доходов муниципалитета, что обеспечивает стратегическое развитие объектов управления.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: в ред. от 03.07.2019 № 26-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Раздел «Законодательство».
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.09.2003 г. № 131-ФЗ: в ред. от 03.07.2019 № 26-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Раздел «Законодательство».
  3. Еремин С.Г. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью : монография // Российская государственная библиотека. URL: https://www.rsl.ru (дата обращения: 11.01.2020).
  4. Иневатова О.А. Теоретические аспекты управления муниципальным имуществом // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : всеросс. научн.-методич. конф., Оренбург, 01-03 февраля 2017 г. Оренбург: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры, 2017. С. 1717-1721.

Поделиться

2130

Ризнык А. А. Теоретические основы исследования организации управления муниципальным имуществом // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.II.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/865-teoreticheskie-osnovi-issledovaniya-organizats

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня